Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Филос / Учебники / Сегизt.doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
2.36 Mб
Скачать

Глава 3. Особенности развития мысли в казахстане в период раннего среднековья.

1. Развитие торгово-ремесленных центров в Казахстане в период раннего средневековья.

В У1 - УШ в. в по всей территории Казахстана, Южной Сибири и Алтая началось активное перемещение родов и племен. Оно было вызвано, по-видимому, наступлением уже сформировавшихся народностей с Запада. Как бы там ни было , перемещение племен и их объединений привело к смешению многих степных этнических образований в новообразования со смешенным составом и структурой. Малые рода и племена поглощались крупными. Между крупными племенными объединениями шли жестокие схватки за лучшие земли, до тех пор, пока из этого хаоса не стали выделяться определенные центры относительной устойчивости и порядка. Во внутренней степи стали появляться многочисленные малые города и поселки. В перемежках меджу ними, а нередко и рядом с ними селились кочевые аулы. Тюркские племена, составлявшие главную силу происходящих перемен стали основой многих народностей Средней Азии и особенно Евразийских степей. Об этом написано немало. Но отдельные авторы далекого, да и не очень далекого прошлого склонны были тенденциозно освящать рассматриваемый период истории Великой Степи. Об. этом достаточно убедительно и с глубоким знанием дела писал замечательный казахский исследователь конца XIX -начала XX в. Миржакуп Дулатов., которому принадлежит заслуга разоблачения политических пристрастий отдельных исследователей при описании процесса этногенеза казахского и киргизского народов.

Согласно авторитетному мнению М.Дулатова очень много ошибочных концепций об истории казахов и киргизов пытались обосновать русские ученые второй половины ХУШ века. Они произвольно освещали исторические факты, а, нередко, их искажали и представляли в выгодном для царизма свете. К такого рода исследователям М.Дулатов относит Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, И.Г.Георгия, Н.П.Рычкова, Ф.Б.Фишера и некоторых других. В начале XIX века, согласно его глубокому убеждению, много путаницы внесли в историю казахов и киргизов Г.Ю.Клапорт, К.Риттер и их последователи. Вместе с тем он очень высоко ценил работы А.И.Левшина об истории казахов и полностью разделял его концепцию. Более того. Он справедливо полагал, что ученые, которые отвергали позицию А.И.Левшина, в конечном счете, сами опирались на его исследования 30.

Источники об истории казахов не слишком богаты. Нередко, и не совсем точны. Это хорошо понимали представители казахской интеллигенции середины XIX - начала XX вв. Поэтому они пытались привлечь для выяснения истины об истории казахов буквально все, что прямо или косвенно касалось этой далеко не простой темы и, особенно, устную культуру самого народа. Только на этом основании такие исследователи истории казахов как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, С.Асфендиаров и многие другие смогли приблизиться к воспроизведению подлинных событий, происходивших в казахской общественной жизни в процессе ее длительного исторического развития. Все они, хотя и в разных модификациях, но единодушно признают, что историческими предками казахов были тюркоязычные племена. С незапамятных времен они обитали на огромных просторах от Волги до Иртыша с запада на восгок и от Тобола до Сыр-Дарьи и Чу с севера на юг31. Племена эти вели кочевой образ жизни и имели богатую культуру, выраженную, в основном, в их обычаях, традйциях, обрядах и устном творчестве. В этих элементах вербальных форм культуры отразились и их миропонимание, их отношение к предметному миру природы. Их нравственные принципы, их отношение к обществу, человека к человеку, родителей к детям, младших к старшим и т. д. Стихийно возникали неписаные кодексы, регулирующие отношение людей к природе и ее явлениям, межродовые и межплеменные связи. Опыт организации хозяйственной деятельности древних людей, который был неразрывно слит с природой и их социальной жизнью, основанный главным образом на нравственных понятиях уважения қ авторитету старейших членов рода, проявления заботы о своих сородичах, стремлении защитить их от невзгод и несчастий, привел постепенно к возникновению народной астрономии, народной медицины и народной философии.

Народная астрономия была основана на наблюдениях того явного влияния, которое оказывали на хозяйственную деятельность человека космические и природные силы. Кочевое хозяйство и образ жизни требовали от кочевника не только регистрации явлений, от которых зависела его жизнь, но и их понимания и объяснения. Потребность ориентации в пространстве при перекочевке на дальние расстояния, а так же необходимость общения племен, расположенных вдали друг от друга побуждала древних кочевников проявлять предельную наблюдательность не только по отношению к окружающей их природной среде, но и.к расположению и перемещению во времени небесных светил: солнца, луны, звезд. С движением космических тел связывали древние люди и смену времен года и на этом основании рассчитали, что год состоит из 12 месяцев, а каждый месяц из четырех недель. Чутко реагировали древние предки казахов и на изменения природно-климатических условий и метеорологических ситуаций, что позволяло им более или менее точно установить их периодичность и повторяемость, а подчас и предсказывать возможность возникновения благоприятных или неблагоприятных природных обстоятельств.

С завидной точностью подметил это М.Дулатов. В статье, написанной им на русском языке под латинским названием "САЕVАКТ, CONSULES! он пишет: «... для киргиза (т.е. тюрка -О.С.) охрана скота представляет главную, если не единственную цель в жизни. В силу этого у киргиза развилась удивительная наблюдательность и чуткость ко всякого рода метерологическим проявлениям, их малейшим колебаниям. Он не мог не подметить периодичности этих проявлений, их приблизительно точной смены одного другим - словом, некоторую закономерность. Периодичность метеорологических явлений, совершающихся в киргизской степи с известной последовательностью, легла в основание киргизского летоисчисления: оно подразделяется на двенадцатилетние периоды, из которых последний год "коян-жыл" (год зайца - О.С.), сопровождается засухами летом, буранами и гололедицами зимой»32.

Более подробное изложение астроыомических представлений древних казахов читатель найдет в работе Гузыхана Акпанбека и в небольшой брошюре "Казак халыкнын мурасынан»33

Важно отметить, что народная астрономия, возникшая в глубокой древности, постепенно стала традицией. Переходя от поколения к поколению, она закреплялась, обогащалась, но никогда не отвергалась. На любой стадии своего естественного развития она давала пищу к осмыслению сущности мироздания. Места человека в мире, соотношения естественного и сверхъестественного. Телесного мира вещей и бестелесного мира духов. Роли небесного космоса в решении судьбы земного человека и т.д. Мировоззрение возникшее на необъяснимых, но четко фиксируемых явлениях космоса и природы представляло собой своеобразный переход от народной астрономии к народной философии, если в данном случае понимать под философией здравый смысл, основанный на народной мудрости. Она носила синкретический характер. Наряду с рациональным в ней было много фантаетичеекого, но такого фантаетичеекого, которое не имело ничего общего с мистицизмом.

В том факте, что народные наблюдения за явлениями окружающей природы побуждали человека активно действовать во имя достижения своих хозяйственных и бытовых целей, разумеется, находит свое проявление его наивно-реалистическое и стихийно-материальное мировосприятие. Если, допустим, наблюдаемым явлениям космоса и природы придавался бы статус неодолимых, мистических сил, тогда едва ли осталось место для деятельного, практического, чувственно-предметного отношения человека к миру.

Но, с другой стороны, не подвергая никакой мистификации ни космические, ни природные силы, древний человек рассматривал их, в то же время, как нечто одухотворенное, как нечто живущее подобно людям, своей собственной жизнью. Все мифы и легенды о космических и природных силах носят, как правило, антропоморфный характер, являются антропоморфными. Примечательны в этом отношении казахские легенды о Большой Медведице (Жеті карашы), о Полярной Звезде (Темір казык) и созвездии Плеяды (Уркер) и т. д.34

Разумеется, во всех этих легендах нет философии в собственном смысле этого слова. Но есть очень схожее с философией стремление осмысли.ть эмпирический факт. Это стремление, конечно, наивно по своему содержанию. Но оно красочно и захватывающе по своей форме. Не вызывает никаких сомнений, что именно поэтому опыт и знания последующих поколений казахов уходили своими корнями в глубину веков, к тем далеким временам, когда их мудрые предки закладывали благодатную почву для размышлений о мироздании, в котором человек может пребывать только становясь его частицей.

Если в силу полного отсутствия научных знаний в народном сознании объяснение космических и природных сил не могло выйти за пределы мифологических образов, то по мере постепенного развития хозяйственной деятельности людей и усложнения ее структуры положение стало заметно меняться.

Соседние файлы в папке Учебники