Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Филос / Учебники / Сегизt.doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
2.36 Mб
Скачать

Глава 2. Предпосылки казахской философии.

1.Возникновение и смена форм древних кулыпур на территори Казахстана

Общество - это не механическое скопление определенной суммы людей, допускающее в силу этого обстоятельства различную непредвидимую игру случайных элементов. В самом начале своего возникновения оно представляет собой определенное более или менее организованное количество субъектов, которые объединенны между собой отнюдь не по доброй воле, а в силу железной необходимости совместной добычи средств для обеспечения своего сколько-нибудь сносного выживания. Но и внутри общества в начале его формирования не прекращалась острая борьба людей вполне возможно за жизнь между собой, напоминающая собой весьма отдаленный рудимент той борьбы, котрая идет и между современными люьми за лучшее место под солнцем. Сильный во все периоджы человеческой истории всегда забирал себе лучшие части добычи, оставляя за слабым жалкие крохи. Такова, по всей верояности, глубинная сущность природы - всегда подавлять либо устранять слабых и щедро одаривать сильных.

Ум и смекалка первобытных людей позволили им постепенно совершенствовать орудия для добычи пищи. Со временем стали появляться довольно сложные, по тем временам, орудия и приспособления, которые давали возможность не только ускорить процесс сбора плодов, но и облегчить охоту на диких зверей. А в случае использовать их и для защиты себя от обидчиков. В регулируемой только силой человеческом сообществе жестокие драки за лучшую часть добычи были нормальным явлением. Постояння агрессивность людей по отношение друг к другу были заложены в них отнюдь не самой природой. Нет, кончно! Такое отношение человека к человеку было с необходимостью предопределено отношением первобытных людей к природе и тем, что общественная жизнь в то время никем не регулировалось.

Из глубины веков этого хаоса первобытной жизни медленно начинают пробиваться первые прообразы перехода от внутриобщинной вражды к межродовой. Жизнь начинает резко усложняться и требовать от людей не только безмолвных действий, но и реальных средств внутриобщинного и межродового общеня иными, более совершенными средствами. По скудным сведениям археологических исследований, до появления некоторых признаков членоразделной человеческой речи, были довольно широко распростанены различные символы. Наряду сними бытовали знаки, сигнализации, смыслообразующие кюпюры и т.д., отображавшие в образах чуждые людям объекты материального мира. Но постепенно объекты эти и особенно связи между ними стали обозначаться звуком или набором звуков. Наиболее удачные из них стали закрепляться и превращались в общезначимые представления и, наконец, в абстракции, которые уже создавали возможность отлета фантазии от действительности. Человек стал постепенно осознавать свое отличие от природы, противопоставлять природу себе, как силу, стоящую над ним и над ним господствующим. Прежде всего, формировались фатастические образы, связанные с олицетворением приодных явлений. Постепенно они персонофицировались в речи и превращались в неких одухотворенных субъектов, способных якобы без всякого труда решать судьбы людей. В сознании первобытного человека, появились таким образом, чуждые реальности, но оказывающие огромное влияние на жизнь людей представления, образы и понятия. Они моментально распространялись среди массы дикарей давали им нпаправление их жинедеятельности, а в последствие и развитию их мировоззренческого и релишиозного мышления и жизненной ориентации, И как бы это не было удивительным многие из этиъ понятий и образов бытует на современном язке многих народов. Несоставлял исключения из этого общнго правила и Казахстан, где иачала философии уходиои своими корнями в ту далекую историческую эпоху, когда на его территории стали формироватьс первые родоплеменные объединения людй.

Оии вели полуоседлый, оседлый и по преимуществу кочевой образ жизни. Оседлые и кочевники, жители поля истепи, Турана и Ирана вели суровую борьбу за существование. Эта их борьба была всецело предопределена особенностями их природно- климатического окружения, способами и сферами освоения ими предметного мира природы. Разница их бытия и культуры была обусловлена разницей той области природного мира, освоением которой они занимались. В то время как жители поля осваивали растительный мир, кочевые народы были связаны с деятельностью, направленной на демостикацию мира животных. Если все особенности быта и культуры первых были поставлеңы в зависимость от успехов в освоении растений, то вся специфика жизни вторых была связана с освоением животных. Различия между кочевниками и оседлыми не носили принципиального характера. И там и здесь речь могла идти о человеческих структурах, различия между которыми разумеется были. Но они, однако, не носили характера существенных и касались лишь тех сторон их бытия, которые были вызваны к жизни естественными различиями в их жизнедеятельности, основанной на освоении различных сфер единой природы.

Кочевая жизнь была основана на динамичных свойствах домашних животных, особенно коня. Оседлавшие коня орды кочевников приводили в панический страх малоподвижных жителей оседлых поселений. Конь стал основой жизни и символом кочевника. Только через него он познал свойства пространства и его цену. Конь олицетворял силу и мощь кочевых племен и их объединений, которые пользуясь динамическими свойствами коня сметали все на своем пути. Отсюда до недавнего прошлого широким распространением пользовалось хождением среди определенных кругов ученых различных стран мнение, будто кочевники только разрушали культуру цивилизованных народов не давая ничего им в замен. Несостоятельность этого мнения была убедительно доказана исследованиями объективных ученых XX в., среди которых особое значение играют труды К. Ясперса, Л. Гумилева и некоторых других, сумевших убедительно обосновать идею единства человеческой культуры. Номадическая культура, основанная на предельном использовании динамических свойств коня достигла своего апогея во времена Чингис - хана. В связи с открытием пороха в Китае и его техническим использованием в Европе, а так же изобретением паровых двигателей и машин преимущества динамически свойств коня были исчерпаны и номадическая культура вступила в период своего острого кризиса и упадка. Но она не исчезла бесследно. Вершины, которые были достигнуты этой культурой в отпущенные ей сроки пережили мрачные времена исторических перипетий и социальных катаклизмов, сохранились в своем первозданном виде, продолжают существовать и отправлять свои социальные функции и в наш предельно рационализированный век.

В силу вышеуказанных обстоятельств в мировоззрении кочевников превалировали в основном образы и понятия, связанные с пространством. Представления о других свойствах окружающего мира, как правило, формировались и обретали свое содержание в связи и на основе образов пространства, а так же на самосознании и еамопознании собственных свойств человека посредством рефлексии, когда сознание осознается с помощью сознания, а мышление само становится объектом мышления же

Что же касается культуры и мировоззрения поля или оседлых, то в основе их возникновения и становления по - видимому лежало более четкое представление обитателей Ирана о времени, ибо вся их жизнь бесспорно была связана с изменением времен года. Именно в первую очередь во времени и только после этого в пространстве протекала вся их кипучая жизнедеятельность. Но здесь процесс самосознания и самореализации человека протекал в более устойчивой ситуации, в более или менее стабильной природной среде. Если кочевник метался по бескрайним просторам степей в поисках лучших пастбищ, а следовательно и лучшей жизни и с этим был связан его беспокойный и склонный к фантазиям дух, то оседлый,. напротив, имел возможность спокойно обдумать происходящее вокруг. Поэтому осознание им окружающего мира было более беепристрастным, хотя и не менее фантастичным и рефлексия в свой внутренний мир человека поля была более бедной, чем человека степи. Богатство образов духа человека степи выражалось в многочисленных конкретных формах его проявления. Человек поля представлял его абстрактно, он убивал в очищенной от конкретности дух в абстрактном понятии. Человек степи, наоборот, оживлял его в образе. При всем достаточно четком различии особенностей мышления общим и для кочевников и для оседлых был характерным духовный хаос. Несмотря на это именно в глубинах древности кочевников и оседлых были разработаны в зачаточной форме те понятия, которыми мы пользуемся и поныне и, которые заложили основы мировых форм религии и по сей день оказывающих свое влияние на значительные слои населения мира.

Архаичные представления древних жителей степных простров о мире, природе, человеке и роде находили свое отражение в их фантастияческих образах, нередко составивших в последствии основу их религиозных верований. Начало мироосмысления ими, как показывает сравнительный анализ исторического материала, составили обряды и обычаи древних предков казахов, спустя через многие столетия вошедие в состав казахского нарда и получившие в истории наименование протоказахов. Древние обитатели степных просторов Центральной и Средней Азии, их материальная и духовная жинзь не раз подвергались тщательному исследованию ученых различных поколений. На сегодняшний день накоплен достаточный материал для характеристики той духовной атмосферы, в которой жили далекие предки казахов. Достаточно четкое представление об этом даны в трудах «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» М-Л., 1950-1953. Т. 1-Ш. Бичурина Н. Я., Банзарова Д. «Черная вера». СПб. 1891, в известной работе Ч. Валиханова «Следы шаманства у киргизов» и многих других исследователей досоветского периода. Особого внимания заслуживают глубоко научные изыскания ученых не столь отдаленного времени. Такие авторы как Францев Ю.П., Каждан А.П. сделали не малое для пнимания мира людьми доисторического времени.

Неоценимый вклад в изучение древнетюркских верований и представлений о мире внес несомненно Л.Н. Гурилев. Его труды отличает не только достоверность материалов, которыми он оперирует, но и их глубоко философский анализ.

Тот богатейший материал, которым располагает современная наука по проблемам архаичной культуры вполне дает возможность сделать ряд существенных заключений. Прежде всего следует обратить внимание на то, что с того самого момента, когда предок человека осознал себя как другого, т.е. понял свое отличие от остального мира и начал проводить различение между окружающими его предметами и явлениями, которые были могущественнее его самого, он начал искать средства выживания. Беспощадные стихии природы то и дело заставляли его покориться и искать у нее милости. Вполне естественно в ход пускались знаки покорности, поклонения и пожертвования. Постепенно появились представления о могущественных силах, предписывающих человеку вести себя так, а не иначе. Стали формироваться всякого рода регламентации, табу, обычаи поведения и обряды. Количество их было достаточно велико и их посвседневное соблюдение потепенно превращало их в привычку. Однако многие из них уходили в прошлое вместе с их носителями. А те их них, которые могли легко приспособиться к изменившиймся новым условиям переходили из поколения к покоению и продолжали господствовать над людьми. Среди прочих к таковым могут быть с полным на то основанием онесены ряд культов, такихкак культ неба (Тенгри), огня и духа умерших предков. Вместо отмерших культов и обрядов появлялись новые, вполне соответствующие новым условиям жизни вновь родившимся поколениям людей.

Соседние файлы в папке Учебники