Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Филос / Учебники / Сегизt.doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
2.36 Mб
Скачать

2. Элементы мировоззрения в андроновской культуре.

По достоверному свидетельству историков на рубеже первой-второй четверти П тысячелетия до н.э. на необъятных просторах Казахстана, Алтая и Южной Сибири на смену каменной эпохе с ее примитивными орудиями труда и первобытной культурой древних пришла эпоха бронзы. Она ознаменовала собой начало перехода человечества от дикости к цивилизации и обозначила признаки принципиально нового этапа развития его культуры и мышления. Орудия труда, созданные на основе металлических сплавов, давали возможность людям обеспечить себе более надежную защиту от хищных зверей. Постепенно начался переход от использования естественных средств укрытия подобных пещерам, гротам и т.п. к строительству принципиально новых способов защиты от природных невзгод и внешних опасностей в виде строительства всякого рода помещений пригодных для совместного проживания и самосохранения. Археологическими раскопками достаточно убедительно установлено, что культура бронзы имела ряд своих особенностей и типичных форм проявления. В 1913 г. археологом Б.В. Андриановым была найдена и осуществлена раскопка могильников людей бронзового века у села. Андроново. А в 1927 г. подобная же находка была повторена М.П. Грязновым уже на территории Западного Казахстана. В последствии ареал распространения этой культуры был значительно расширен и ее следы были обнаружены не только в Сибири и Казахстане, но и в Средней Азии. По наименованию местности своего первого открытия эта культура получила название андроновской и вполне заслуженно обрела право гражданства в обширной исторической литературе.

Многочисленные археологические свидетельства андроновской культуры расширили круг знаний современной науки о мировоззрении доисторических людей. Прежде всего в ней нашла свое новое подтверждение идея о господстве духовного хаоса и полного смятения доисторических людей в сфере мировоззренческой ориентации в окружающем их мире Это нашло свое отражение в факте полного отсутствия у людей андроновской культуры единой картины мира. Представления о мире и его подлинной сущности простирались у них от отождествления картины мира с образом человека до признания мира в качестве продукта творческой деятельности некоего абсолюта. Так, андроновский человек нередко отождествлял природу с человеком, приписывал ей качества свойственные исключительно человеку, такие как коварство, любовь, ненависть, проявления добра или зла, отношение к мольбам и просьбам и т.д. Таким образом создавалась и получала достаточно широкое распространение антропоморфная картина мира, которая собственно и порождала соответствующие ритуалы и нормы поведения человека в повседневной жизни. Люди обращались с мольбами к природе точно так же как они обращались с просьбами друг к дугу.

Между антропоморфными представлениями о природе и о ней как продукте некоего абсолюта лежали многочисленные представления, связанные с олицетворением сил природы и самого человека. На их основе возникали всякого рода культы подобные культам солнца, неба, воды, гор, рек и проч. Представления о Боге или Богах, которые склонны приписывать отдельные исследователи доисторическим людям едва ли являются обоснованными, хотя бы потому, что образ Бога был слишком абстрактным, чтобы стать предметным образом мысли древнего человека. Образ Бога да еще и в виде единого и единственного творца и властителя мира был рожден лишь культурой осевого времен, что неопровержимо доказано превосходными исследованиями К. Ясперса.

Что представлял человек андроновской культуры о себе и окружающем его природном мир не должно оставаться вечной загадкой истории. Если она есть как историческая данность реального бытия людей определенной эпохи, то она необходимым образом должна быть раскрыта. Ибо в противном случае может оказаться закрытой дорога к пониманию общих закономерностей развития человеческого духа. Это в свою очередь чревато болыпими и невозвратимыми потерями для понимания сущности человека, его становления и развития как этно-социального явления., его отличия от окружающего мира.

Единственным способом раскрытия особенностей миросознания и мировосприятия человеком андроновской культуры является анализ вещей, предметов, строений, захоронёний, могильников и т.п., многочисленные останки которых обнаружены и тщательно исследованы археологами. К сожалению, идеи или мысли мировоззренческого порядка в этом предметном мире андроновского человека не нашли еще должного отражения в нашей научной литературе. Между тем именно в предметном мире андроновского человека нашли свое довольно четкое отражение его представления о сущности предметного мира Вселенной. Если внимательно изучить формы и строение вещей, созданных людьми андроновской культуры, то не трудно понять мысль М. Элиаде о том, что «творение — это избыток бытия, проникновение его в мир, а все процессы создания вещей — воспроизведение космической модели»24. Как уже отмечалось выше, у андроновцев не было представления о Боге как творце и создателе мира. В качестве божества у них выступали космические силы и явления природы. Кроме того божественные признаки они приписывали духам предков. Свидетельством тому, по-видимому, могут служить широко распространенный культ солнца, луны, неба (тенгри) а так же захоронения и могильники Именно в них получила отражение вся гамма человеческого понимания структуры окружающего мира. Вещи являются не только продуктами чувственно-предметной деятельности человека. Каждая вещь, созданная им имеет смысл. Понять смысл вещи значит дать ей оценку. Понимание и оценка смысла вещи и представляет собой раскрытие сущности мысли человека, ибо в продуктах своей деятельности человек опредмечивает, объективирует свою мысль, а следовательно и свое миропонимание.

В образе вещей созданных людьми с самого начала отражается образ самого мира, в том виде в каком его понимал первобытный человек. С другой стороны первобытный человек склонен был оценивать явления окружающего мира по своему образу и подобию. Он хорошо знал, что человек обладает не только телом, но и духом Он гневается и радуется, плачет и смеется, злится и бывает добродушным, короче он находится в определенном духовном состоянии. Конечно, это ни коим образом не означает, что он понимал качественное отличие духовного от материального. Совсем наоборот. Он не представлял себе предмета без духа и склонен был одухотворять природу и ее явления. Он еще слит с природой, силы которой представляются ему силами, свойственными ему самому, но только неизмеримо могущественными и неодолимыми. Если гнев отдельного человека можно усмирить, то грозные и независимые от него силы природы настолько могущественны и неодолимы, что спастись от них можно только покорностью и поклонением. По-видимому именно этим объясняется появление у людей андроновской культуры различных ритуалов, обрядов, табу и т.п., ставящих их в строгие рамки повседневного поведения и жизнедеятельности.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что миропонимание людей андроновской культуры всецело базировалось на олицетворениии, обожествлении сил природы. Оно представляло собой скорее своеобразное пантеистическое мышление, получившие первобытные формы своего выражения, чем подобие некоторого пусть даже и доисторического вероучения. Рассмотренные здесь кратко миропредставления людей андроновской культуры, могли впоследствии действительно стать исходными основаниями, для возникновения поистине абстрактных форм религиозного вероучения. Но такое утверждение требует дополнительного и обстоятельного исследования. Перед человеком андроноской культуры не стоял вопрос о происхождении мира. Он принял мир таким каким его застал и поклонялся ему. Он не создавал образа внеприродногого Бога, а обоготворял саму природу и ее явления.

Люди андроновской культуры жили в определенном пространстве и в определенном времени. Конечно это предопределило собой и их отношение к этим важным структурам окружающей дейетвителыюсти. Но их отношение к пространству и времени не было рациональным, скорее наоборот, оно было иррациональным и всецело зависело от их образа жизни и их эмоционального мироощущения. Кочевые скотоводы составили себе динамичное представление о пространстве, что было связано с их понятием о местности, по которой можно бесконечно перемещаться в различных направлениях. У них четко сформировалось представление о четырех сторонах света и они умели ориентироваться в пространстве в поисках тучных пастбищ только им одним понятными способами.

Что же касается оседлых, то их представления о пространстве носили более замкнутый, статичный характер. По-видимому они полагали, что центром пространства, за пределы которой не может выйти человек является кусок земли, являющийся его надежным кормильцем

Столь же наивными были и представления андроновцев о времени. В их представлении время . несомненно, было божеством, силой не подвластной человеку. С другой стороны они, по видимому имели довольно четкие представления о периодах смены времен года, о чем свидетельствуют некоторые подобия обрядов проводов лета и встречи весны, зафиксированные археологами в их превосходных исследованиях.

Итак, образ жизни человека андроноской культуры всецело был направлен на выживание в борьбе с природной стихией и начавшей уже формироваться человеческой подлостью. Поэтому все его мировосприятие и миропонимание сплошь было наполнено представлениями, которые были связанны с олицетворением сил природы и с стремлением обуздать злые побуждения самого человека. Собственно, это и приводило к созданию совокупности обрядов, ритуалов, обычаев и т.д., которые были призваны установить хотя бы минимальный порядок в бесконечном потоке хаоса бытия первобытных людей.

Соседние файлы в папке Учебники