Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

4. Англия, Франция, Россия и Гражданская война 1861 —1865 гг. В сша. Военная интервенция европейских держав в Мексику

В начале 60-х годов внимание европей­ской дипломатии было привлечено к Ново­му Свету в связи с начавшейся Граждан­ской войной в США. Она обострила давно назревавшее англо-американское торго­во-промышленное соперничество (к 1861 г. США почти догнали Великобрита­нию по тоннажу торгового флота, заняв второе место в мире по морским торговым перевозкам) и оживила планы старых ко­лониальных держав (Испании, Франции), которые, воспользовавшись ослаблением США, стремились вновь укрепить свои ко­лониальные позиции в Америке.

Провал англо-франко-испанской ин­тервенции в Мексике. Активное вмеша­тельство европейских держав в американ­ские дела началось с вооруженной интер­венции в Мексику, где в 1854—1860 гг. про­изошла буржуазная революция. Исполь­зуя в качестве предлога мексиканские международные долги, Англия, Франция и Испания заключили в октябре 1861 г. в Лондоне конвенцию о превентивной воен­ной оккупации Атлантического побережья Мексики в качестве гарантии ее кредито­способности. В декабре 1861 г. в Мексике высадились сначала испанские, а в январе 1862 г. к ним присоединились английские и французские войска.

Однако вскоре интервенты перессори­лись: Наполеон III воспользовался высад­кой интервенционистских войск для реали­зации далеко идущих планов — превра­тить Мексику в опорный пункт для создания «латинской империи» под протек­торатом Франции в Новом Свете. Такое усиление позиций Франции в Латинской Америке не входило в расчеты Англии и Испании. Поэтому уже в феврале 1862 г. обе страны подписали с революци­онным правительством Хуареса соглаше­ние об отсрочке мексиканских долгов и в марте вывели свои войска из Мексики. Но Наполеон III отказался последовать их примеру и ввязался в затяжную мексикан­скую авантюру, окончившуюся лишь в 1867 г. полным поражением Франции.

Угроза военной интервенции Англии и Франции в США и позиция России. В 1862 г. возникла реальная угроза анало­гичной вооруженной интервенции Англии и Франции в США. Английское правитель­ство, формально объявив в 1861 г. о своем нейтралитете в войне Севера и Юга, факти­чески активно поддерживало южан, гото­вясь к непосредственному участию в Граж­данской войне на стороне Конфедерации. Эта вооруженная интервенция планирова­лась Пальмерстоном, подобно мексикан­ской, как коллективная акция трех дер­жав — Великобритании, Франции и Рос­сии. Наполеона III долго уговаривать не пришлось — он давно рвался к вооружен­ному вмешательству в дела Нового Света. Однако русская дипломатия отнюдь не бы­ла склонна безоговорочно следовать за Ан­глией и Францией в международных де­лах — память об англо-французской коа­лиции и поражение в Крымской войне надолго сохранилась в правящих кругах России.

В то же время отношения России и США носили дружественный характер. В Петербурге не забывали, что именно пра­вительство США в период Крымской войны не только объявило о своем нейтралитете, но и своевременно предупредило Россию о готовящейся атаке соединенной англо­французской эскадрой ее дальневосточных портов. Непосредственным поводом к пози­ции нейтралитета России в войне Севера и Юга была демонстративно враждебная царизму своекорыстная линия Англии и Франции в польском вопросе 1863 г.

Правительство Александра II в ноябре 1862 г. отказалось участвовать в интервен­ции против северян. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что агрессив­ные намерения Наполеона III в отношении северян вызвали бурю возмущения демок­ратической общественности Европы и Аме­рики. В итоге план вооруженного вмеша­тельства европейских держав в дела США провалился.

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Колониальная политика европейских государств в 20—60-е годы существенно отличалась от методов колониального гос­подства второй половины XVII—XVIII вв. В новых регионах колониальной эк­спансии в Азии европейцы столкнулись хо­тя и со слабыми в экономическом и военном отношении, но древнейшими цивилизация­ми (Китай, Япония, Иран и др.), имевшими свою государственность с незапамятных времен. Поэтому проникновение в эти стра­ны отличалось, например, от колонизации Нового Света, где осуществлялись класси­ческий колониальный грабеж и раздел кон­тинента. В 20—60-х годах XIX в. преобла­дали другие методы: раздел «сфер влия­ния» (Китай, Персия (Иран)), установле­ние протектората (Камбоджа) и особенно экономическая экспансия при сохранении номинальной власти местных князей или монархов. Последнее проявилось в целой серии неравноправных торговых договоров европейских держав со странами Востока, для которых характерны статьи об особом статуте (экстерриториальности) европей­ских купцов, привилегии в сбыте товаров (низкие пошлины) и т. д. Эти неравно­правные договоры отражали промышлен­ное преобладание стран Европы и США над отсталыми феодальными странами Востока.

Изменился сам принцип управления ко­лониями. С развитием в метрополиях зре­лого фабричного капитализма окончатель­но изжила себя связанная с преобладани­ем торгового капитала система эксплуата­ции колоний и управления ими через монопольные торговые компании. Характе­рен пример английской Ост-Индской ком­пании, которая держала в своих руках в те­чение двух веков всю английскую торговлю с Индией, Китаем и Японией, имела свой военный и торговый флот, свою админи­страцию во всех обширных владениях. С ростом промышленной буржуазии эта система управления колоний превратилась в тормоз: компания мало считалась с инте­ресами английской промышленности. Под давлением капиталистических кругов Анг­лии парламент в 1813 г. лишил Ост-Ин­дскую компанию монополии на торговлю с Индией. В 1833 г. Ост-Индская компания была лишена монополии на торговлю с Ки­таем, а затем и с Японией; позднее компа­ния была ликвидирована вообще, а функ­ции управления подчиненными ей колония­ми перешли к государству. Внешним проявлением смены методов колониально­го управления стало учреждение в 1854 г. британского министерства коло­ний.

Изменения произошли и в экономиче­ском характере эксплуатации колоний. Ес­ли ранее колонизаторы искали золото и се­ребро (испанские конкистадоры в Латин­ской Америке), экзотические тропические растения и коренья (перец, гвоздику, чай, индиго и т. д. в Азии), наживались на ра­боторговле (Африка), то отныне главный интерес представляло сырье для промыш­ленности — хлопок, джут, рудные ископае­мые и т. д. Колонизаторы широко исполь­зовали колонии как рынки сбыта для про­мышленных изделий метрополий, более основательно внедрялись в их хозяйствен­ную жизнь (строили на территории коло­ний железные дороги, шоссе, шахты и т. д.), привлекали в ряды рабочего класса местных крестьян.