Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

4. Первая гражданская война. Господство пресвитериан в парламенте (1642—1647)

Неудачи парламента в войне. Во время войны определенно выявились уже наме­тившаяся прежде борьба внутри револю­ционного состава парламента, размежева­ние религиозно-политических партий. Сре­ди более 500 депутатов ведущую роль стали играть пресвитериане.} Они имели в парламенте большинство и первыми оформились в политическую группировку («партию Степлтона и Холлиса» — их ли­деров). Пресвитериане руководили и пар­ламентской армией (их военачальниками былл граф Манчестер, граф Эссекс).

J Военный конфликт разрешался понача­лу не в пользу парламента) хотя за ним встал экономически передовой богатый юго-восток с Лондоном в центре, а короля поддерживали отсталые графства, прежде всего севера/Первая значительная битва при ЭджхилЛе была проиграна осенью 1642 г. Близ столицы, в Оксфорде, король обосновался со своей штаб-квартирой, сю­да же перебрались из обеих палат парла­мента, его сторонники.

Парламентская армия проявляла ма­лую боеспособность вследствие .как воен­ных, так и политических причин./Одна ее часть была набрана из наемников, как пра­вило, равнодушных к делу революционного парламента. Другую ее часть скомплекто­вали из местных ополченцев по графствам и городам. Они обнаруживали готовность к борьбе, но только в границах своей об­ласти. К тому же они были слабо организо­ваны, плохо обучены, нерегулярно снабжа­лись всем необходимым — продуктами и оружием.

Области Англии, бывшие под властью парламента в начале кампании 1643 г. Области Англии, бывшие под властью короля в начале кампании 1643 года

Восточная граница земель, оставшихся mm —■ mm в руках ирландских землевладельцев

после походов Кромвеля в Ирландию f~~ (1653 г.] 1

^< Места важнейших сражений

АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА

|Не менее важной причиной неудач бы­ла политическая настроенность пресвите­риан.|Они боялись опереться на массы из-за «бесчинств и восстаний простого сорта людей», не стремились к решительной по­беде над роялистами, сражались вяло и с оглядкой, опасаясь победы над королем. Это отражало их весьма умеренную про­грамму: в политической области они упова­ли лишь на незначительное ограничение королевской власти/Склонные к примире­нию с Карлом пресвитериане в феврале 1643 г. вступили с ним в переговоры, изло­жив в «мирных предложениях» свои скром­ные условия (роспуск королевской армии и пуританская реформация), которые, од­нако, были отвергнуты королем. Так про­должалось до 1644 г.

Реорганизация армии. Перелом в ходе войны произошел благодаря народным массам и сплотившимся тогда индепенден-там — радикальному меньшинству в пар­ламенте (лидеры — Г. Вен, А. Гезлриг) и их наступательно настроенным воена­чальникам. Среди последних выделялся Оливед_Кромвель (1599—1658), ставший^ в ходе революции" вождем индепендентов/ Родившийся в семье дворянина средней руки, воспитанный в пуританской атмосфе­ре, Кромвель олицетворял союз нового дворянства и буржуазии: типичный пред­приимчивый сквайр, он женился на дочери богатого лондонского купца. В революцию он вошел членом нижней палаты. Его отли­чительными чертами были суровый пурита­низм и незаурядные военные способности. Таким его изображали современники: с Библией в одной руке, с мечом — в другой.

Скованность пресвитериан в войне про­тив роялистов горячо критиковалась в пар­ламенте индепендентами. Они преследова­ли более серьезную, чем пресвитериане, цель: военный разгром абсолютизма, а главное — упрочение религиозно-полити­ческих позиций широких слоев буржуазии и джентри. Для достижения этой цели они считали возможным использовать револю­ционные силы масс. Кромвель призвал сол­датами в свой отряд людей из народа — йоменов, прежде всего фригольдеров, ре­месленников, способных экипировать себя в качестве кавалеристов. Это были «люди духа», полные религиозного энтузиазма. Кромвель предпочитал, как он говорил, человека «в грубошерстном кафтане, кото­рый знает, за что он сражается». Из графств в первую очередь восточной Анг­лии к нему потянулись добровольные бой­цы за веру и дело парламента. Солдаты Кромвеля принесли парламенту первую значительную победу в июле 1644 г. в битве при Марстон-Муре. Они сражались, писал очевидец, «сплоченно, как один человек», за что были прозваны «железнобокими».

Доказав на поле брани правильность линии индепендентов.^Кромвель выступил инициатором реорганизации армии по об­разцу своего отряда^Он чувствовал мощ­ную поддержку масс, так как в парламент поступали многочисленные петиции с тре­бованием военной реформы. В итоге острой борьбы индепенденты$в 1645 г. добились от пресвитериан проведения реформы. Закон «О самоотречении» отстранил пресвитери-~ анских военачальников, их заменили офи-( церы индепендентского умонастроения./ Часто ими были даже не дворяне, а та­лантливые и верные люди — выходцы из среды мелкой буржуазии и простолюдинов (полковники Рейнсборо — шкипер, Прайд — извозчик, Хьюсон — сапожник и др.). Создавалась регулярная армия ново­го образца — «новая модель» с единой сис­темой финансирования, с общим командо­ванием. Главнокомандующим стал Томас Ферфакс, его заместителем, генерал-лейте­нантом кавалерии — Кромвель. ^Основное нововведение заключалось в том, что в ар­мию призывались добровольцы из кресть­ян, ремесленников, мелких торговцев. Ар­мия стала подлинно революционной^Сна-чала она насчитывала 22 тыс., впоследст­вии — 70 тыс. солдат. Реформа армии не замедлила оправдать себя|в решающей для исхода войны битве при Нейзби в июне 1645 г. Летом 1646 г. король капитулиро­вал и бежал к шотландцам, но те выдали его за денежный выкуп парламенту., По­следние бастионы роялистов пали в марте 1647 г.

Законодательство парламента в период войны. Политика пресвитериан решала ко­ренные проблемы их религиозной и эконо­мической программы.

(Осенью 1643 г. Долгий парламент за­ключил с Шотландией договор-ковенант, по которому провозглашался союз двух стран на основе церковного единообразия!

В Англии принудительно устанавлива­лись пресвитерианское вероисповедание и соответствующая организация церк­ви. /В том же году в Вестминстере был созван первый пуританский синод. В 1646 г. парламент принял закон об от­мене епископата./

{Долгий парламент занялся решением аграрного вопроса.) Законодательство ре­волюции в этой важнейшей области включало три группы мероприятий. Уже с начала войны и позже парламент при­нимал акты о секвестре (конфискации, отчуждении) земель англиканского духо­венства, роялистов и короны. Согласно другой группе актов, эти земли затем пускались в распродажу большими участками. О том, в чьи руки они попа­дали, можно судить по ценам: неболь­шой участок стоил 100 ф. ст., приличный же годовой доход крестьянина равнялся 5—7 ф. ст. Покупать земли могли лишь бо­гачи Сити, крупнейшие буржуа, дворяне-офицеры парламентской армии, поставщи­ки лошадей для ее кавалерии.

/24 февраля 1646 г. был принят самый значительный по содержанию аграрный закон^— об отмене «рыцарского держа-ния»у«Благородные» держатели освобож­дались от традиционных взаимосвязей внутри дворянского сословия, от платежей в пользу короны, «Палата по делам опеки» ликвидировалась . Это означало, что вла­дельцы «рыцарского держания» «... при­своили себе современное право частной собственности на поместья, на которые они имели лишь феодальное право...» (Маркс) 3.

з Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 734.

Однако, освободив дворян от всяких ограничений и условий феодального зем­левладения, законодатели не сделали того же для крестьян. Крестьяне остались по-прежнему в поземельной зависимости от лендлордов. Держания копигольдеров не стали крестьянской собственностью. Таким образом, была реализована буржуазно-дворянская аграрная программа. Земель­ный вопрос был решен, но в одностороннем порядке — лишь в пользу дворян. Более того, в результате узкоклассового решения аграрной проблемы положение крестьянст­ва ухудшилось. В качестве держателей, имевших слабую юридическую защиту лишь на основе обычного права, кресть­янам отныне приходилось иметь дело с лендлордом, который превратился в не­ограниченного хозяина земли. К тому же были фактически легализованы ого­раживания. Аграрное законодательство революции явилось важнейшим рычагом «первоначального накопления», оно от­крыло новый этап буржуазно-дворянско­го аграрного переворота, облегчило ленд­лордам последующий грабеж крестьян­ских земель.

Антинародной была и финансовая политика парламента. Пресвитериане со­действовали наполнению кошельков бо­гобоязненных пуритан-буржуа Сити пу­тем уплаты им солидных сумм по займам (8—10%), которые те предоставляли парламенту на ведение войны. Для по­крытия колоссальных процентов пресви­териане усилили налогообложение насе­ления за счет введения в 1643 г. акци­зов, т. е. косвенных налогов на предме­ты широкого потребления. Хотя моно­полии и патенты, дарованные Карлом I, были отменены в начале революции, тем не менее пресвитериане не посягну­ли на привилегии монопольных замор­ских компаний, члены которых (часто воротилы Сити) кредитовали парла­мент. Не реформировали пресвитериане и старую судебную систему, хорошо служившую буржуазно-дворянским кру­гам, однако против интересов народа. (В 1643 г. парламент ввел строгую цензуру, пресекая распространение демократиче­ской литературыJ

Движение народных масс. Материаль­ные невзгоды и бесправие, которые отяго­щали массы народа в канун революции, не были облегчены и в период господства пре­свитерианского парламента. К тому же во­енные действия нарушали обычное тече­ние экономической жизни страны и тяже­лее всего сказывались на положении тру­дящихся, а постоянные реквизиции в поль­зу враждовавших армий и солдатские по­стои причиняли ущерб семьям крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Неуро­жайный 1646 год, очередной застой про­мышленности и торговли в 1647 г. увеличи­ли трудности населения.

2 Новая история

33

Нерешенность крестьянской аграрной программы, общая неудовлетворенность народных масс политикой парламента слу­жили источником их неиссякавшей рево­люционной энергии. Во всю ширь развер­нулось и усилилось мощное и наиболее массовое движение крестьян против огора­живаний, против захвата общинных зе­мель на востоке, юго-западе и в центре, оно принимало нередко вооруженный харак­тер. Крестьяне целыми союзами общин уничтожали изгороди, завладевали огоро­женными землями, выгоняли на них свой скот. После принятия парламентом анти­крестьянского закона 1646 г. усилилось сопротивление крестьян феодальной зави­симости и эксплуатации, их борьба за со­бственную землю. Они отказывались пла­тить «рабские ренты», иногда сжигали ма-нориальные «дела, бумаги и книги» — свидетельства их поземельной зависимо­сти. «Таких времен Англия никогда прежде не знала», — писал очевидец событий, удивленный тем, что крестьяне не подчиня­ются ни закону, ни правительству, ни миро­вым судьям на местах. Огромные массы крестьян (десятки тысяч) были втянуты в движение против разорения войной, в за­щиту «личности и имущества от насилия и грабежа», за мир и свободу (движение «клобменов» — «дубинщиков»).

Возмущение народа выливалось также в религиозный протест: еще активнее, чем в канун революции, множились секты. Сек­танты, вооружившись длинными кольями и камнями, учиняли беспорядки в церквах, громили их «папистские» атрибуты. Среди сект были и революционные по характеру их учений. Простые люди, как проповедо­вали революционные сектанты, пребывали прежде в слепоте и невежестве: «Господь открыл теперь им глаза и указал, в чем их христианская свобода». Сектанты пыта­лись по собственному разумению найти причины несправедливости и представить контуры справедливого общества, близко­го чаяниям угнетенных масс.