Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

15 Ленин в. И. Поли. Собр. Соч. Т. 38. С. 305.

16 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 451—452.

Чартисты выступили за полную демок­ратизацию, государственного строя, по су-ществу, аа народовластие. Будучи проле­тарскими политическими деятелями, они унаследовали традиции демократических движений предыдущего времени, воспри­няли накопленный опыт проведения поли­тических кампаний (подача петиций, ми­тинги, конвенты). Вместе с тем они зало­жили в общественной жизни страны собственные — революционные, пролетар­ские и подлинно демократические тра^и-; ции, которые сохраняют свое значение bp всей последующей истории английского рабочего движения.

Буржуазные партии и их политика в 30—40-е годы. Политика Англии с 1830 г. направлялась поочередно кабинета­ми вигов и тори. После пребывания у влас­ти в течение длительного времени тори, смененные в 1830 г. вигами, правили дваж­ды: в 1834—1835 гг. и 1841 — 1846 гг. Выра­жая по-прежнему интересы лендлордов и крупных арендаторов, эта партия из-за ее позиции в период принятия парламентской реформы 1832 г. все чаще стала называть­ся консервативной. В 30-е годы она укреп­лялась организационно благодаря офор­млению местных партийных ячеек в изби­рательных округах. Ее лидер Роберт Пиль возглавлял внутри партии левое умеренное крыло, представители которого в отличие от «закоренелых» тори шли на экономиче­ские уступки торгово-промышленной бур­жуазии. В 1832 г. его кабинет провел та­рифную реформу, понизив ввозные пошли­ны на ряд товаров. После отмены в угоду фритредерам «хлебных законов» (1846) Пиль и его сторонники (пилиты),встретив серьезную оппозицию со стороны тори-про­текционистов, вышли из партии. Их уход укрепил позиции вигов, поскольку пилиты сближались именно с ними.

Виги, которых нередко стали называть тогда и либеральной партией, выступали по-прежнему от имени землевладельческой элиты, но вместе с тем выражали интересы буржуазии, оставаясь ее «аристократиче­скими представителями». После 1832 г. они значительно расширили свою социальную базу за счет торгово-промышленной бур­жуазии. Лидер вигов — Джон Рассел, сме­нив в 1846 г. премьера Пиля~"продолжал его политику в русле мероприятий фритре­дерства. В 1849 г. последовала отмена на­вигационных актов, что означало еще одну победу буржуазии в ее борьбе против про­текционизма.

Внешнюю политику Англии направлял министр иностранных дел в вигских каби­нетах Генри Пальмерстон (1830—1851 гг., с перерывами). Британское правительство поддерживало контрреволюционные силы в Европе в бурный период 1848—1849 гг., приветствовало расправу с восставшими народами, жестокое подавление париж­ских рабочих в июне 1848 г. При этом Пальмерстон, в совершенстве владея всем арсеналом традиционных приемов англий­ской дипломатии, лицемерно провозгла­шал миссией Англии «защиту свободы и демократии» в Европе. Сохраняя привер­женность принципам «равновесия сил» между государствами Европейского конти­нента и «свободы рук», т. е. отказа от про­чных и долговременных союзов, правитель­ство Англии в случае нужды прибегало к «морской тирании», т. е. к угрозе приве­сти в действие свой могущественный флот, и неоднократно претворяло эту угрозу в жизнь, например высаживая морские де­санты в Латинской Америке для защиты своих интересов. Наиболее напряженными были отношения Англии с Францией (в Ев­ропе, а также за ее пределами, в борьбе за колонии) и с Россией, в противовес влия­нию которой на Ближнем Востоке Англия поддерживала Османскую империю.

Колониальная политика английских ка­бинетов неизменно сопровождалась экс­пансией во всех частях света. Завоева­тельное продвижение Англии в Азии каза­лось беспредельным: было похоже, что она «...остановится лишь там, где кончается суша и начинается море» (Маркс) 17. В 1838—1842 гг. Англия вела войну против Афганистана, которая окончилась для ан­гличан неудачно. Тогда же произошло военное столкновение с Ираном из-за Ге­рата, который Англия стремилась превра­тить в плацдарм для экспансии в Среднюю Азию и Закавказье.