Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

1. Священный союз в борьбе с революционным движением в Европе. Расшатывание «венской системы»

Защита феодально-абсолютистского «статус-кво» в Италии. Контрреволюцион­ная доктрина вмешательства (декларация 12 мая 1821 г.). Неустойчивость «венской системы» обнаружилась сразу после ее создания. Участники Священного союза не сумели превратить его в инструмент эф­фективного противодействия революцион­ным процессам и форум разрешения спор­ных международных проблем.

Ахенский конгресс 1818 г. лишь расши­рил число великих держав до пяти (пен-тархия), и именно эти пять стран (Англия, Россия, Австрия, Пруссия и Франция) вер­шили судьбами Европы в 20-х годах XIX в.

Самой серьезной проблемой, с которой столкнулась пентархия вскоре после Ахей­ского конгресса, стала проблема подни­мавшейся новой революционной волны. С 1819 г. в ряде стран Западной Европы (германские и итальянские государства, Испания, Португалия и др.) множились выступления против феодально-абсолюти­стских порядков.

Первый удар реакция обрушила на де­мократическое движение в германских го­сударствах (секретная австро-прусская конвенция 1 августа 1819 г. в Теплице о со­вместных репрессивных акциях против гер­манских радикалов). Надежды на обещан­ные в 1813—1815 гг. в германских государ­ствах конституционные реформы «сверху» рухнули.

Иная ситуация сложилась в Испании, Португалии и Неаполитанском королевст­ве в 1820 г. Там в результате революций, под нажимом «снизу» были введены кон­ституции.

Для определения политики Священно­го союза в отношении этих революций в ок­тябре 1820 г. в Троппау (Опава) был со­зван второй после Ахена конгресс, продол­живший в 1821 г. свою работу в Лайбахе (Любляне). Центральное место на кон­грессе, где участвовали представители Ав­стрии, России, Пруссии, Англии и Фран­ции, заняло обсуждение событий в Неапо­литанском королевстве. Меттерних предло­жил использовать австрийские войска для подавления Неаполитанской революции. Однако Англия и Франция, опасаясь нару­шения «европейского равновесия» в ре­зультате оккупации Австрией значитель­ной части Апеннинского полуострова, пер­воначально выступили против этой акции.

Решающее слово здесь принадлежало Александру I. Он придерживался на пер­вых порах концепции о Священном союзе как «всеевропейской» организации и был сторонником принципа консенсуса (един­ства акций) всех главных его членов. Лишь убедившись, что Англия и Франция не станут противодействовать контррево­люционной акции Священного союза в Италии, Александр I санкционировал ав­стрийскую интервенцию. Предварительно он получил письменные гарантии Меттер-ниха, что его войска, подавив неаполитан­скую революцию, немедленно покинут Юг Италии.

К концу работы конгресса в Троппау — Лайбахе реакционные творцы Священного союза попытались узаконить контрреволю­ционную доктрину вмешательства в дела других государств. 12 мая 1821 г. была принята декларация трех монархов (Рос­сии, Австрии и Пруссии) об открытой воо­руженной борьбе Священного союза с революционными движениями во всем мире.

Интервенция Священного союза в Ис­пании (1823). Отход Англии от согласован­ной политики Четверного союза. Третий конгресс Священного союза в Вероне (Се­верная Италия) собрался в октябре 1822 г. для организации вооруженной ин­тервенции против революционной Испа­нии. Россия, Австрия и Пруссия по-пре­жнему выступали единым фронтом. В Ве­роне к ним безоговорочно присоединилась Франция, где к тому времени к власти при­шли твердолобые ультра-роялисты (прави­тельство Виллеля).

Иную позицию заняла Англия. Начало Веронского конгресса совпало с усилением англо-русских противоречий, прежде всего на Ближнем Востоке. Возобновилось так­же традиционное англо-французское со­перничество, особенно на Пиренейском по­луострове и в Латинской Америке, где Анг­лия и Франция стремились политическими и торгово-экономическими методами заме­нить Испанию и Португалию, терявших контроль над своими латиноамерикански­ми колониями.

Главное место на конгрессе в Вероне занял вопрос о революциях на Пиреней­ском полуострове. Углубление революций в Испании и Португалии побудило участ­ников Священного союза выступить за их подавление силами Франции. Англия, стре­мясь подорвать влияние последней, выска­залась против французской интервенции. Все же в ноябре 1822 г. четыре участника конгресса (Россия, Австрия, Пруссия й Франция) приняли окончательное решение задушить Испанскую революцию.

Весной 1823 г. французский экспедици­онный корпус пересек Пиренеи и в мае 1823 г. занял Мадрид. Революция была жестоко подавлена. Реакция торжествова­ла победу, но участники пентархии лиши­лись поддержки Англии. Опираясь на все растущую промышленную мощь Великоб­ритании, ее новый министр иностранных дел Дж. Каннинг предпочел вернуться к традиционной английской политике «сво­боды рук». Отход Англии от согласованных действий пентархии имел далеко идущие последствия: это вновь вело к расколу Ев­ропы на сепаратные союзы и коалиции.

Отношение европейских держав к рево­люциям 1830—1831 гг. во Франции, Бель­гии и польскому восстанию 1830— 1831 гг. Новый серьезный кризис в евро­пейских международных отношениях на­ступил в начале 30-х годов. Свершившиеся одна за другой революции 1830 г. во Фран­ции и Бельгии еще больше углубили глав­ное противоречие международных отноше­ний 1815—1850 гг. — соперничество Анг­лии и России. Луи Филипп Орлеанский сделал основную ставку на англо-француз­ское сближение. Одним из первых актов согласованных действий Англии и Фран­ции стала их политика в отношении Бель­гии. Оба правительства — по разным свое­корыстным интересам — были заинтересо­ваны в отделении Бельгии от Голландии и создании на перекрестке важных запад­ноевропейских торговых путей небольшого «буферного» бельгийского государства. Именно поэтому Англия и Франция в со­ответствии с практикой, установившейся после Ахенского конгресса Священного со­юза, выдвинули план передачи решения бельгийского вопроса на рассмотрение конференции послов пяти великих держав в Лондоне.

Революционными событиями во Фран­ции и Бельгии больше всех был напуган Николай I. Первоначально царь был на­строен очень решительно. Однако органи­зовать антифранцузскую и антибельгий­скую коалицию по образцу коалиций конца XVIII — начала XIX в. Николаю не уда­лось. Во-первых, Австрия и Пруссия, заня­тые борьбой за влияние на германские го­сударства и искавшие для этого диплома­тической поддержки Англии и Франции, не захотели примкнуть к новому антиреволю­ционному «крестовому походу». Во-вто­рых, пока Николай I ожидал вестей от сво­их посланцев из Вены и Берлина, в Коро­левстве Польском вспыхнуло национально-освободительное восстание 1830—1831 гг., потребовавшее у царизма значительных сил для его подавления.

Англия и Франция, не оказав полякам никакой реальной помощи, тем не менее в дипломатическом плане немедленно свя­зали бельгийский и польский вопросы. В обмен на молчаливое согласие Англии и Франции не мешать царю (при поддер­жке Австрии и Пруссии, заключивших с Николаем I военную конвенцию) расправ­ляться с польскими повстанцами, Россия согласилась направить своего представи­теля на лондонскую конференцию послов великих держав. Там в декабре 1830 — январе 1831 г. были подписаны протоколы о признании независимого бельгийского государства и о его постоянном нейтрали­тете. Система венских границ 1815 г. дала первую трещину.

Революции 1848—1849 гг. и кризис «венской системы». Революционная волна 1848—1849 гг. нанесла новый удар по при­нципам «венской системы», предусматри­вавшим согласованные действия пяти ве­ликих держав по охране «трактатов 1815 года» и борьбе с «революционным духом». Англия уже отошла от общей с другими державами политики. В 30-х годах схожую политику стала проводить Июль­ская монархия во Франции. Что касается Пруссии и Австрии, то их правящие круги были деморализованы развернувшимися там в 1848 г. революционными событиями.

Самым слабым звеном «венской систе­мы» оказалась Австрийская империя. Именно в ней послышались первые далекие раскаты грозного 1848-го года (неудачное польское восстание 1846 г. в Галиции), и именно против «трактатов 1815 года» в Северной Италии началась война Сар­динского королевства (Пьемонта) с окку­пационным корпусом австрийского фельд­маршала Радецкого летом 1848 — весной 1849 г. И хотя эта первая австро-итальян­екая война закончилась поражением Пьемонта, уже к концу 1848 г. стало ясно, что без иностранной военной помощи извне Австрийская монархия вряд ли сама спра­вится с внутренними потрясениями. В ав­густе 1849 г. царские войска совместно с австрийской армией раздавили венгер­скую революцию и спасли Габсбургскую монархию от развала.

Усилившееся после революций 1848— 1849 гг. соперничество Пруссии и Австрии в Германии поставило под угрозу распада последний оплот Священного союза — со­юз трех реакционных монархов России, Австрии и Пруссии. В 1850 г. из-за новой вспышки соперничества в Германии (Пруссия пыталась создать под своей эги­дой унию северогерманских государств) дело едва не дошло до австро-прусской войны. Но Пруссии и на этот раз пришлось пойти на уступки: в ноябре 1850 г. в Оль-мюце (Оломоуц, Чехия) при посредничест­ве русского посла в Вене было подписано австро-прусское соглашение, которое озна­чало полную капитуляцию («Ольмюцкое унижение») Пруссии. Год спустя в Дрезде­не общегерманский сейм восстановил Гер­манский союз в том виде, как он был создан на Венском конгрессе, т. е. под главенством Австрии.

К середине XIX в. революции 20-х, 30-х и 40-х годов подорвали устои «венской сис­темы» и вызвали ее глубокий кризис. Одна­ко полный ее крах произошел в 50-х годах из-за резкого обострения противоречий в связи с восточным вопросом, которое при­вело к войне между бывшими участниками Священного и Четверного союзов.