Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

4. Италия

Влияние Французской революции на Италию. Революция во Франции отозва­лась во всех слоях итальянского общества. Буржуазия, буржуазная и передовая дво­рянская интеллигенция встретили ее с эн­тузиазмом, правящие круги — с тревогой, которая по мере углубления революции переросла в страх и ненависть к ней, побу­дившие Сардинскую (в 1792 г.) и Неаполи­танскую (в 1793 г.) монархии вступить в войну с революционной Францией. Под воздействием идей и практики революции в начале 90-х годов во всех итальянских государствах зародилось демократическое и республиканское движение: в десятках больших и малых городов возникали тай­ные политические общества и клубы, в ко­торые входили литераторы, студенты, юристы, медики, военные, выходцы из раз­личных слоев буржуазии, либерально на­строенные дворяне и священники, отчасти городские низы. Значительный размах по­лучила республиканская пропаганда (уст­ная и печатная). Например, в Неаполе бы­ли распространены тысячи экземпляров итальянского перевода якобинской «Дек­ларации прав человека и гражданина» и конституции 1793 г. Участников движения объединяло горячее стремление к свободе и буржуазно-демократическому обновле­нию Италии. В отличие от итальянских просветителей, стремившихся к сотрудни­честву с «просвещенными» государями, сторонники этого движения вступили на путь политической борьбы с абсолютиз­мом. В Пьемонте и Неаполе республикан­ские группы в 1793—1794 гг. готовились к свержению монархии. Власти обрушили на республиканцев суровые репрессии, десятки людей были брошены в тюрьмы, многие казнены.

Вести о событиях во Франции проника­ли и в толщу народных масс, ускоряя вспышки накопившегося недовольства. Начались народные выступления, в ходе которых раздавались призывы «поступать, как французы». Массовое движение при­няло две основные формы. Одна из них — антифеодальная борьба крестьян — полу­чила наибольший размах в Сардинском королевстве — в Савойе и на острове Сар­диния. Савойские крестьяне отказывались вносить навязанный им в 70-е годы выкуп феодальных повинностей, вступали в стыч­ки с войсками. В 1792 г. народ Савойи радостно приветствовал вошедшую в эту область французскую республиканскую армию. Избранное вскоре Учредительное собрание освободило крестьян от всех вы­купных платежей и остатков феодальной зависимости. В 1794—1796 гг. разгорелось широкое антифеодальное восстание на Сардинии. Крестьяне изгоняли феодаль­ных баронов, разрушали их дома, делили между собой хлеб из господских амбаров. Жители десятков деревень заключили между собой союз, поклявшись «не призна­вать больше никакого феодала». Властям с большим трудом удалось подавить вос­стание.

Другой формой народного движения стали «продовольственные» волнения, вы­званные тем, что быстрое удорожание про­дуктов питания во второй половине XVIII в. и особенно в 90-е годы больно ударило по возраставшей массе городской и сельской бедноты, покупавшей продо­вольствие на рынке. Деревенский пролета­риат, разорявшиеся испольщики, рабочие мануфактур, ремесленники, подмастерья требовали от властей снизить рыночные цены на хлеб, муку и другие продукты. Продовольственные волнения охватили Пьемонт. «Хлебные бунты» прокатились также по Тоскане. Рост дороговизны и безработица среди мануфактурных рабо­чих, обнищание крестьян — все это поста­вило бедняков Тосканы в такое положе­ние, что им, по признанию правительствен­ного чиновника, оставалось «либо умереть от голода, либо воровать, либо добиваться снижения цен на продовольствие». Во Флоренции, Ливорно, Пистойе и в сель­ской местности народ требовал «дешевого хлеба».

Социальная напряженность усилива­лась и в других областях Италии, что вы­ражалось в спорадических волнениях, по­кушениях на господскую собственность, участившихся налетах разбойников, чьи ряды пополняли бедняки. Феодально-абсо­лютистский строй находился в состоянии кризиса.

Поход Наполеона в Италию. Итальян­ские республики (1796—1799).

В 1796 г. начался новый этап в истории

Италии. Весной французская армия под командованием Наполеона Бонапарта вторглась в Пьемонт. Разгромив в корот­кий срок австро-пьемонтские войска, Бона­парт занял Ломбардию, часть территории Венеции и центральной Италии. Осенью 1797 г. он упразднил Венецианскую рес­публику. В 1798 г. французы захватили Папское государство, в начале 1799 г.— Неаполь. Французское завоевание привело к крушению абсолютистских режимов, бег­ству или высылке прежних властителей и бурному подъему республиканского дви­жения.

В конце 1796 г. в центральной Италии была создана небольшая Циспаданская республика (ее зелено-бело-красный флаг стал впоследствии национальным флагом Италии). В 1797 г. вместе с Ломбардией и частью папской территории она вошла в состав Цизальпинской республики. Оли­гархический режим в Генуе сменила Лигу­рийская республика. В папских владениях в 1798 г. была провозглашена Римская республика, а на юге в начале 1799 г.— Неаполитанская, или Партенопейская (по древнему названию Неаполя). Конститу­ции, принятые в большинстве республик, копировали французскую конституцию 1795 г.

Фактически созданные в Италии «до­черние» республики не являлись независи­мыми государствами, им предназначалось служить опорой и орудием французского господства в Италии. Состав органов уп­равления либо назначался, либо утвер­ждался французскими генералами или ко­миссарами, которые строго контролирова­ли всю деятельность итальянских властей.

И все же введение республиканских порядков положило начало буржуазной перестройке итальянского общества. Это выразилось в отмене сословных привиле­гий дворянства и духовенства (налоговых, судебных), уравнении женщин в имуще­ственных правах с мужчинами, в устране­нии таможенных преград. В северной и центральной Италии были ликвидированы остатки сеньориальных повинностей и цер­ковная десятина. Религиозные ордена и монастыри упразднялись, их имущество конфисковалось. В бывших папских владе­ниях теократия (правление духовенства) ликвидировалась, Пий VII был лишен свет­ской власти. Резко активизировалась поли­тическая жизнь, расширялись ряды рес­публиканцев. Расцвела издательская дея­тельность: печаталось множество воззва­ний, листков и книг, начали выходить десятки газет демократического направле­ния (в одном Милане их было 40).

В этих изданиях, на страницах газет и в ходе политических дискуссий живо об­суждался вопрос о будущем государствен­ном устройстве Италии. Пробуждалось на­циональное сознание итальянцев, в передо­вых кругах выдвигалась идея объединения страны в единую республику или республи­канскую федерацию. Однако парижская Директория решительно противилась объединению Италии, так как раздроблен­ную страну легче было держать в подчине­нии и эксплуатировать экономически. Со всех итальянских территорий взимались огромные, многомиллионные контрибуции; итальянцам приходилось содержать за свой счет французскую армию. Во Фран­цию вывозились произведения искусства, золото, продовольствие. Французы ориен­тировались в Италии на умеренно настро­енных крупных собственников из рядов буржуазии и дворянства. Их представите­ли преобладали в правительствах боль­шинства республик и при поддержке фран­цузов противодействовали проведению де­мократических преобразований, отвечав­шим интересам народных масс.

Среди итальянских республиканцев бы­ли группы, настроенные в якобинском духе. Выступая за создание единой и независи­мой Италии, они требовали вместе с тем осуществления таких социальных мер, ко­торые могли бы привлечь массы, включая крестьянство, на сторону республиканско­го строя. В Риме некоторые демократы предлагали расчленить громадные лати­фундии местной знати на мелкие владения с целью их продажи, а также позволить крестьянам приобретать в собственность участки, обрабатываемые ими на условиях аренды. Однако эти предложения были от­вергнуты представителями землевладель­цев. Радикальный антифеодальный закон, подготовленный в Неаполе, не был прове­ден в жизнь. Республиканский строй, не улучшив положения деревни, принес ей новое бремя — реквизиции, дополнитель­ные налоги, грабежи, иноземных солдат.

Республиканцы оказались оторванными от крестьян. Среди деревенского люда, с на­деждой встретившего введения нового по­рядка, росла ненависть к французам, кото­рая распространялась и на республикан­цев — в них стали видеть пособников иноземных поработителей.

Назревшее возмущение вылилось вес­ной 1799 г. в крестьянские восстания, охва­тившие почти всю Италию. Они носили политически реакционный характер: дерев­ня поднималась на «защиту» трона, церкви и «святой веры» от «безбожников» францу­зов и их союзников якобинцев — так в Италии называли в те годы всех поборни­ков буржуазных преобразований. В награ­ду же за помощь монархам крестьяне наде­ялись получить от них уменьшение налогов и защиту от угнетения сеньоров. Эта соци­альная подоплека крестьянского движения проявилась особенно ярко в Неаполе. Во многих селениях восставшие обрушились на всех имущих без разбора — как респуб­ликанцев, так и роялистов. Крестьяне опустошали поля дворян и буржуазии, воз­вращали захваченные «благородными» об­щинные земли, прекращали вносить пода­ти и феодальные повинности. Были селе­ния, где вооруженный народ принуждал богатых платить налоги и создавал соб­ственное управление — без господ.

Роялисты и реакционеры-церковники тесно сплотились в борьбе с революцион­ными силами. Раздавая посулы и разжигая религиозный фанатизм, они сумели напра­вить стихийное народное возмущение про­тив республиканских порядков, которые к осени 1799 г. пали под совместным напором крестьянских восстаний и австро-русских войск, вытеснивших французов из Италии. Были восстановлены реакционные абсолю­тистские режимы. Тысячи республиканцев стали жертвами жестоких преследований. Однако родившееся в 90-е годы патриоти­ческое движение за создание свободной, независимой и единой Италии, получившее впоследствии название Рисорджименто (т. е. национальное возрождение), искоре­нить уже не удалось. В этом состоял глав­ный положительный итог событий конца XVIII в.

Наполеоновское господство в Италии. 1800—1814 гг. Летом 1800 г. армия Напо­леона снова вторглась в Италию.

К 1806 г. вся страна, кроме островов Сици­лия и Сардиния, где обосновались бежав­шие из Неаполя и Пьемонта короли, оказа­лась под властью французов. Наполеон неоднократно менял территориальное ус­тройство Италии. В итоге Пьемонт, Парма, Модена, Лигурия, Тоскана, часть папских владений с Римом были включены непо­средственно в состав Французской импе­рии; на престол Неаполитанского королев­ства Наполеон возвел своего брата Жозе-фа, а затем — зятя Мюрата. Восстанов­ленную и расширенную Цизальпинскую республику Бонапарт, желая создать види­мость поддержки национальных стремле­ний итальянцев, переименовал сначала в Италийскую республику, а после провоз­глашения империи во Франции — в Италь­янское королевство (включившее в себя в 1806 г. Венецию), которое он возглавил лично, приняв титул короля Италии.

Французское господство имело двой­ственный характер. Повсюду возобнови­лись и расширились антифеодальные пре­образования. Были ликвидированы цехи, торговые монополии, многие таможенные границы, упорядочена денежная система, развернулось строительство дорог и кана­лов. На Италию было распространено дей­ствие Гражданского и Торгового кодексов Наполеона. Эти меры первоначально бла­гоприятствовали укреплению ряда отрас­лей промышленности, в частности традици­онной шелковой; становилось на ноги хлоп­чатобумажное производство.

В деревне судебные и административ­ные права сеньоров, их феодальные моно­полии — баналитеты, а также майораты и фидейкомиссы были окончательно ликви­дированы, однако земельные владения дво­рян, включая огромные латифундии, были закреплены за ними в качестве буржуазной собственности, которой они могли отныне свободно распоряжаться. В Южной Ита­лии личные повинности крестьян и церков­ная десятина отменялись, но реальные (по­земельные) платежи феодального характе­ра подлежали обязательному выкупу, что содействовало сохранению на Юге полу­феодальных методов эксплуатации. Крестьянское землевладение в период французского господства увеличилось не­значительно, зато по всей Италии умножи­лись ряды буржуазных (в частности, го­родских) землевладельцев в результате конфискации и распродажи церковных и монастырских земель.

Итальянская буржуазия выиграла так­же от перестройки государственного уп­равления по французскому образцу. Пред­ставители буржуазии пополняли админи­стративный и судебный аппарат, возобла­дали в командовании итальянских во­инских частей, сформированных по прика­зу Наполеона. Однако буржуазия не имела реальной политической власти, все важные решения принимались французами.

В целом в течение полутора десятиле­тий XIX в. произошел значительный сдвиг в буржуазном переустройстве итальянско­го общества. В то же время обнаружились такие стороны наполеоновского господст­ва, которые уменьшали или даже сводили на нет положительные результаты нововве­дений. Италия подвергалась усиленной экономической эксплуатации, превраща­лась в поставщика сырья и потребителя французских промышленных изделий. Ру­ководствуясь девизом Наполеона — «Франция прежде всего», парижское пра­вительство сознательно задерживало раз­витие ряда отраслей итальянской промыш­ленности, терпевшей в целом большой урон от беспошлинного ввоза французских то­варов и резкого сужения традиционных рынков сбыта вследствие введения запре­тов на экспорт и установления континен­тальной блокады. В результате шелковая промышленность в 1810—1814 гг. пришла в упадок. Итальянцев заставляли оплачи­вать войны, которые вел Наполеон, налого­вый гнет с годами стал обременительнее, чем при старых абсолютистских режимах. Особое негодование вызывали рекрутские наборы, принявшие невиданные размеры. В одном только Итальянском королевстве в 1807—1810 гг. численность дезертиров из армии, а также тех, кто уклонился от при­зыва, достигла 40 тыс. человек. Многие из них скрывались в горах и присоединялись к разбойничьим отрядам. В некоторых про­винциях Неаполитанского королевства стихийный протест крестьянства вылился в своеобразную партизанскую борьбу, для подавления которой властям пришлось применять регулярные войска. Окрепшая буржуазия роптала, желая большей эконо­мической свободы и обеспечения своих ин­тересов путем введения конституционного правления, которое ограничило бы хозяй­ничание французов. Однако все ее стрем­ления к политической самостоятельности пресекались.

В 1810—1814 гг. недовольство фран­цузским господством в Италии стало все­общим и породило подпольное антифран­цузское движение. Возникли многочис­ленные тайные общества — патриотиче­ские, носившие либерально-конституцион­ный характер, и роялистско-клерикальные, направлявшиеся реакционными силами. Наибольшее распространение в южных и отчасти центральных областях Италии по­лучило «Общество карбонариев», первые ячейки которого («венты») появились еще в 1807 г. Все тайные организации стреми­лись прежде всего к свержению француз­ского господства, которое лишилось в стра­не всякой поддержки и держалось теперь только на штыках. В 1813—1814 гг. карбо­нарии на юге предприняли несколько неу­давшихся попыток начать восстание про­тив французов. Весной 1814 г. после отре­чения Наполеона поднявшийся народ сбро­сил иноземное господство в Милане, а к весне 1815 г. с французским владычест­вом было покончено во всей Италии.