Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

2. Германские государства

Влияние Французской революции. Пер­вые известия о революции во Франции вы­звали широкий отклик в немецком общест­ве. Ее бурно приветствовали прогрессив­ная интеллигенция и передовая молодежь. Историк И. Мюллер назвал день взятия Бастилии «прекраснейшим днем, какой только видело человечество». И. Кант ото­звался о революции как о торжестве разу­ма, И. Г. Фихте написал брошюру, где защищал идею революции и доказывал правомерность коренного преобразования политических форм государства на основе «общественного договора» в духе Руссо.

Усилилось буржуазно-демократиче­ское движение в Западной Германии: в Кёльне, Майнце, Трире и других рейнских городах осенью 1789 г. прошла волна де­монстраций и волнений. В августе 1789 г. в пограничных с Францией Бадене и Вюр-темберге начались крестьянские выступле­ния. С требованиями сократить подати и барщину выступили крестьяне Нассау и Гессен-Касселя. В Баварии группы отпра­вившихся в деревни студентов призывали крестьян отказаться от уплаты аренды и несения феодальных повинностей. В авгус­те 1790 г. в Саксонии вспыхнуло стихийное крестьянское восстание, подавленное с большим трудом. В 1782—1793 гг. почти вся Силезия была охвачена пламенем вос­стания крестьян и ткачей против феодаль­но-крепостнических устоев. Лишь стянув в Силезию крупные воинские силы, прави­тельство Пруссии смогло разгромить по­встанцев.

Подъем народного движения и актив­ность буржуазных кругов встревожили пра­вителей немецких государств. Была усиле­на почтовая цензура для выявления рево­люционных настроений и запрещен ввоз печатных изданий из Франции. Еще боль­шую ненависть немецких феодалов вызва­ли декреты французского Учредительного собрания, отменившие феодальные при­вилегии во Франции, в том числе и во владениях немецких князей в Бургундии, Лотарингии и Эльзасе. Революционная Франция становилась грозной опасностью для немецкого феодализма.

Война с Францией. Майнцская комму- -на. В августе 1791 г. обеспокоенные раз­витием событий во Франции прусский ко­роль Фридрих Вильгельм II и австрийский император Леопольд II встретились в зам­ке Пильниц под Дрезденом и опублико­вали декларацию о подготовке в случае необходимости совместного вторжения во Францию.

Война началась в апреле 1792 г. В ав­густе вторгнувшиеся во Францию немецкие армии развернули наступление на Париж. Однако в сентябре в сражении при Вальми французская армия нанесла уверенным в успехе интервентам поражение, а затем вступила в пределы Германии.

Это вызвало новый всплеск народного движения на немецкой земле. 21 октября 1792 г. французы вошли в Майнц — один из центров промышленно развитой Рейн­ской области. Радикально-демократиче­ское крыло буржуазной интеллигенции, близкое по своим взглядам к якобинцам, образовало клуб «Общество друзей свобо­ды и равенства» и созвало Немецко-рейн­ское Национальное собрание. Собрание издало декрет о низложении светских и ду­ховных правителей и провозгласило Майнц с прилегающими к нему территориями рес­публикой. Ее вождями стали известные ре­волюционные демократы, немецкие яко­бинцы А. Гофман и Г. Форстер.

Народные массы Майнцской республи­ки (коммуны) с энтузиазмом встретили декрет парижского Конвента о ликвидации на всех занятых французами территориях крепостной зависимости, феодальных пла­тежей и повинностей, сословных привиле­гий. Однако вскоре немецкие крестьяне стали проявлять недовольство реквизиция­ми продуктов и фуража для французской армии, превратившейся в их глазах из ос­вободительной в оккупационную. В таких условиях рейнские якобинцы, не верившие в успех революции внутри Германии, по предложению Форстера выступили за пол­ное присоединение к Франции.

Летом 1793 г. прусские войска перешли в наступление и взяли Майнц. Республика пала, ее руководители были захвачены в плен и казнены. Форстеру, незадолго до этого выехавшему в Париж для вручения Конвенту декрета о присоединении Майнц­ской коммуны к Франции, удалось спас­тись. В Майнце были восстановлены фео­дальные порядки. Однако в октябре

1794 г. французская армия вторично всту- пила в Майнц и присоединила область к Французской республике.

Военные неудачи, усиливавшееся недо­вольство внутри страны и явное обострение противоречий с Австрией, отстраненной от участия во втором разделе Польши (1793), привели к выходу Пруссии из антифран­цузской коалиции. В Базеле 5 апреля

1795 г. она заключила сепаратный мир с Францией, признав ее право на присоеди- нение левобережья Рейна. Австрия с дру- гими немецкими государствами — учас- тниками коалиции еще продолжала вести войну. Но в 1796 г. французские войска заняли юго-запад Германии, а на следую­щий год в Кампо-Формио заключила мир и разбитая Австрия.

Рейнский союз. Мирные договоры за­крепили левый берег Рейна за Францией. В феврале 1803 г. под давлением Наполео­на, стремившегося упрочить свое господст­во в Западной Германии, специальная им­перская депутация при Регенсбургском рейхстаге приняла постановление, в корне изменившее политическую карту Западной Германии. Были упразднены все церковные (принадлежавшие высшему духовенству) княжества, кроме Майнцского. В целом ликвидировалось 112 мелких государствен­ных единиц, насчитывавших вместе 3 млн. населения. Наибольшие территори­альные приобретения достались зависи­мым от Наполеона государствам — Баде-ну, Баварии, Вюртембергу и Саксонии, ко­торые после битвы под Аустерлицем были провозглашены королевствами. Наряду с ними главной опорой Наполеона в Герма­нии являлось также созданное в 1807 г. из нескольких немецких земель Вестфальское королевство во главе с Жеромом Бонапар­том. Все эти государства были слишком слабы, чтобы представлять угрозу для Франции, но вместе с тем достаточно силь­ны, чтобы служить при ее поддержке серь­езным противником Австрии или Пруссии. Сама же ликвидация мелких владений зна­чительно уменьшила политическую раз­дробленность Германии и явилась крупным шагом вперед.

12 июля 1806 г. на западе Германии под протекторатом Наполеона было создано новое государственное объединение — Рейнский союз. В него вошли 16 немецких государств, затем еще 5. Союз порвал со Священной Римской империей и ликвиди­ровал на своей территории все ее учрежде­ния. Теперь империя превратилась в пол­ную фикцию и через месяц после создания Рейнского союза, когда ее император Франц принял титул императора Австрии, прекратила свое существование и офици­ально.

Внутри Рейнского союза были проведе­ны крупные преобразования: отмена со­словных привилегий дворянства и духовен­ства, реорганизация по буржуазному об­разцу финансов и судопроизводства, кое­где принятие французского Гражданского кодекса. Наиболее важной реформой была отмена крепостной зависимости и возмож­ность выкупа крестьянами феодальных платежей и повинностей. Такие реформы облегчали капиталистическое развитие и имели прогрессивное значение.

Более сложным было значение Рейн­ского союза для решения проблемы наци­онального объединения Германии. Прави­тели представленных в нем государств стремились к личным выгодам под эгидой Наполеона. Порвав с Римской империей, они получили формальный суверенитет, но защитить его от притязаний Австрии или Пруссии могли только превратившись в марионеток Наполеона. Поэтому в созда­нии Рейнского союза, углубившего раскол Западной и Восточной Германии, проявил­ся и антинациональный феодальный сепа­ратизм немецких князей.

Двойственный характер Рейнского со­юза во многом определялся и французской политикой. Наполеон разрушил феодаль­ные отношения лишь в той мере, в какой это было выгодно для буржуазной Фран­ции. Континентальная блокада освободила рейнскую промышленность от разоритель­ной английской конкуренции, но поставила ее в подчиненное положение по отношению к французской. Ввоз во Францию изделий немецких мануфактур, которые в 1800 г. по объему производимой продукции стояли на третьем месте в Европе, запрещался, что резко сужало рынок сбыта. Французская буржуазия рассматривала Германию как источник сырьевых ресурсов, необходимый прежде всего для развития французского горно-металлургического производства, которое лишь ненамного превышало объем немецкого. Многочисленные контрибуции и принудительные займы, рост налогов, вербовка рекрутов усиливали недовольст­во населения французским господством. Не случайно все большее число немцев возлагало надежды на Пруссию, в которой они видели оплот независимости Германии. На прусскую государственную службу пе­решли патриотически настроенные буду­щие реформаторы Гарденберг и Шар-нхорст из Ганновера, саксонцы Гнейзенау и Фихте, Штейн из Нассау.

Разгром Пруссии. Пруссия издавна стремилась стать во главе крупного союза немецких государств. Поэтому создание Рейнского союза, означавшее крах таких честолюбивых планов, и рост французской угрозы заставили Пруссию покончить с по­литикой нейтралитета и вступить в четвер­тую коалицию против Наполеона. Нема­лую роль сыграли в этом решении и ан­глийские субсидии.

К началу военных действий прусская армия по численности почти равнялась французской (180 тыс. против 195 тыс. у Наполеона). Но феодально-крепостниче­ская система и вызванная ею отсталость Пруссии предопределили быстрый разгром ее армии. Война длилась всего две недели. 14 октября 1806 г. прусские войска потерпе­ли сокрушительные поражения под Йеной и Ауэрштедтом. Прусская армия была ос­нована на муштре, применяла устаревшую линейную тактику и не имела к тому же во главе одаренного полководца. Лишь от­дельные части проявили боеспособность: корпус Блюхера под Любеком капитулиро­вал лишь после того, как израсходовал запасы пороха и продовольствия; Гнейзе­нау при поддержке гражданского населе­ния защищал Кольберг вплоть до заключе­ния мира. В целом же войска буржуазной Франции, еще сохранившие высокий бое­вой дух, намного превосходили армию фео­дальной Пруссии.

По Тильзитскому миру 1807 г. Пруссия как государство уцелела лишь по настоя­нию царя Александра I. Она потеряла за­падные провинции, переданные Вестфаль­скому королевству, и территории, захвачен­ные Пруссией в итоге второго и третьего разделов Речи Посполитой. На Пруссию была возложена огромная контрибуция, страну оккупировали французские войска, прусская армия не могла иметь под ружьем более 42 тыс. солдат.

Включение Пруссии в систему конти­нентальной блокады тяжело отразилось на ее экономике. Был утрачен английский ры­нок, поглощавший основную часть вывози­мого хлеба. Однако сокращение экспорта зерновых привело к более широкому внед­рению технических культур — табака, свеклы, льна, что было для прусского сель­ского хозяйства определенным шагом впе­ред. Тяжесть Тильзитского мира имела да­леко идущие последствия, оценивая кото­рые В. И. Ленин писал, что этот мир был

«...величайшим унижением Германии и в то же время поворотом к величайшему нацио­нальному подъему» 4.

Буржуазные реформы в Пруссии. Наи­более дальновидные деятели в правящих кругах прусского государства пришли к выводу, что борьба против наполеоновско­го господства могла быть успешной только при условии проведения в отсталой Прус­сии реформ. Реорганизация армии, необхо­димость которой осознали такие ее руково­дители, как Шарнхорст, Гнейзенау, Клау­зевиц, была невозможна без хотя бы минимальных уступок основному населе­нию страны — крестьянству. Дальнейшее экономическое развитие было немыслимо без предоставления некоторых прав бур­жуазии. Еще до поражения под Йеной гла­ва правительства князь Карл Август фон Гарденберг убеждал короля провести ре­форму сверху, чтобы укрепить государство и избежать внутренних потрясений.

Осенью 1807 г. по инициативе и под руководством преемника Гарденберга Карла Штейна начались реформы, прове­денные несмотря на сопротивление реакци­онной придворной камарильи. Штейн был известным рейнским либералом, тесно свя­занным с буржуазными кругами и глубоко презиравшим ограниченность и деспотизм немецких феодалов. Он стремился превра­тить Пруссию в сильное централизованное государство, укрепить ее путем ликвида­ции крепостничества и феодальных препон на пути капиталистического развития.

Самой значительной реформой Штейна был «Октябрьский эдикт» (принят 9 октяб­ря 1807 г.), отменявший без выкупа лич­ную зависимость наследственных держате­лей земли, а с осени 1810 г.— остальных категорий крестьянства, но без наделения землей. Все повинности, связанные с поль­зованием землей, и судебная власть дво­рянства сохранялись. Эдикт разрешал сво­бодную продажу и покупку земли и предо­ставлял дворянству право заниматься торговлей и промышленностью. Государ­ственные крестьяне получали свои наделы без выкупа, но с обязательством не брать ссуду у казны в случае покупки новых учас­тков. В Пруссии 30 тыс. таких крестьян пополнили число мелких собственников.

Реформы не затрагивали основ экономи­ческого могущества юнкерства, созда­вая в то же время предпосылки для бур­жуазной перестройки сельского хозяйст­ва по «прусскому» пути, когда «...кре­постническое помещичье хозяйство мед­ленно перерастает в буржуазное, юн­керское, осуждая крестьян на десяти­летия самой мучительной экспроприа­ции и кабалы, при выделении неболь­шого меньшинства «гроссбауэров» («крупных крестьян»)»5.

Штейна, ушедшего в отставку по тре­бованию Наполеона, недовольного его дея­тельностью, сменил вновь Гарденберг, про­долживший реформы. В сентябре 1811 г. он издал «Эдикт о регулировании», утвердивший условия выкупа крестьянских платежей и повинностей, в том числе бар­щины. Они были крайне разорительны для крестьян, обязанных или единовременно заплатить 25-кратную сумму годовых пла­тежей, или уступить от трети до половины земельного участка, которым они пользо­вались. Гарденберг провел налоговую ре­форму, обложившую и дворянство неболь­шим косвенным налогом, осуществил секу­ляризацию церковного землевладения, от­менил старые цеховые привилегии. В инте­ресах буржуазии были созданы органы городского самоуправления на выборных основах, но при сохранении имущественно­го ценза. В Пруссии учреждалось пять ми­нистерств; в целях лучшей централизации управления страна делилась на провинции во главе с назначаемыми королем обер-президентами.

Военная реформа была связана с име­нем Г. Шарнхорста, происходившего из крестьянской семьи, который благодаря своему военному таланту в 1807 г. стал начальником впервые созданного гене­рального штаба прусской армии. В ней были отменены телесные наказания, лицам недворянского происхождения был открыт путь к офицерским чинам, что нарушало традиционную монополию юнкерства; от­крылась первая военная академия. Чтобы обойти установленную Тильзитским миром предельную численность армии и создать резерв обученных солдат, стали проводить­ся призывы на короткий срок. В 1814 г. в

Пруссии была введена всеобщая воин­ская повинность.

Умеренный характер прусских реформ определялся несколькими причи­нами: оккупировав Пруссию, Наполе­он намеренно сдерживал ее экономиче­ское развитие; необходимость выплаты контрибуции обусловила острый недоста­ток финансовых средств; реформы про­водились вопреки упорному сопротивле­нию прусских реакционеров, утверждав­ших, что лучше три поражения под Йеной, чем один «Октябрьский эдикт». Сами инициаторы реформ занимали не­последовательные позиции и более все­го опасались активных народных вы­ступлений. Поэтому реформы не могли не быть половинчатыми и оставили в непри­косновенности значительные пережитки феодализма в Пруссии. Имея буржуазный характер, реформы являлись лишь первым шагом на пути капиталистических преоб­разований.

Национальный подъем в Германии. Господство Франции вызвало к жизни на­ционально-освободительное движение, од­ним из оплотов которого стали немецкие университеты. В созданном по инициативе В. Гумбольдта Берлинском университете (1810) блестящие патриотические лекции читали философ И. Г. Фихте и историк Б. Нибур. Большой популярностью пользо­вались стихи Г. Клейста, воспевавшего борьбу свободных народов против чуже­земцев, и произведения публициста Э. М. Арндта, призывавшего к защите чес­ти и достоинства Германии. В апреле 1808 г. в Кенигсберге возникло тайное об­щество «Тугендбунд» («Союз добродете­ли»), объединившее представителей либе­рального дворянства, буржуазии и интел­лигенции под лозунгом борьбы за возрож­дение отечества. Левое крыло общества во главе с Шарнхорстом выступало за введе­ние конституции, проведение радикальной аграрной реформы и всеобщее вооружение народа.

Патриотические настроения захватили и прусскую армию; в ней произошел ряд восстаний против оккупантов и было со­здано несколько отрядов, которые вели партизанскую войну. Прусский король и его окружение не только не поддержали эти восстания, но и в угоду Наполеону послали вооруженные силы для их подав­ления.

Освобождение Германии началось по­сле поражения армии Наполеона в России, весть о котором всколыхнула всю страну. Вопреки запрету короля в Пруссии нача­лось формирование ландвера — народно­го ополчения. Его возглавил Шарнхорст, позднее смертельно раненный в битве под Люценом в мае 1813 г. В феврале после долгих колебаний прусский король заклю­чил военный союз с Россией, а 4 марта 1813 г. русские войска вступили в Берлин. Окончательное освобождение Германии завершилось в январе 1814 г. переходом союзных армий через Рейн.

Активное участие народных масс и буржуазии придавало войне национально-освободительный характер. Но руководя­щую роль в войне захватило прусское юн­керство во главе с королем. Сложное со­четание реакционно-реставраторской и буржуазно-реформистской тенденций с нараставшим демократическим народным подъемом обусловило противоречивый ха­рактер освободительной войны, которой, по словам К. Маркса, было свойственно сочетание духа возрождения с духом ре­акционности 6.