Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

1. Канун революции. Революционная ситуация

Революционная ситуация. Кризис фео­дально-абсолютистского строя во Франции резко обострился в конце 80-х годов XVIII в. К этому времени исчерпал себя экономический подъем середины века, ухудшилось хозяйственное положение страны. В 1787—1789 гг. развернулся тор­гово-промышленный кризис. Его возникно­вению способствовал заключенный фран­цузским абсолютизмом в 1786 г. договрр с Ан г л ие й, _отк£ibi^в ши,й..„фр.йаи.уз.ский... ры нок для более дешевых английских изделий. Упадок и застой производства, безработи­ца охватили города и промысловые сель­ские местности. Тяжелое положение сло­жилось в сельском хозяйстве. Плохой уро­жай 1788 г., необычайно суровая для Фран­ции зима 178*8/89 г. (морозы доходили до —18—20°)^ызва_ли нехватку зерна, гибель многих виноградников, оливковых и плодо­вых деревьев, дороговизну продовольст­вия. Пауперизация, массовое нищенство захлестнули города и деревни, обостри­лись нужда и бедствия народных низов. Все это вызывало с их стороны активный протест.

В то же время со всей очевидностью обнаружился «...кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, созда­ющий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов» '. Толчком к нему явилось крити­ческое положение государственных финан­сов. Государственный долг от 1,5 млрд. ливров™!" 1774 г. вырос до 4,5 млрд. в 1788 г., бюджетный дефицит достиг 126 млн. Монархия; оказалась на пороге финансового банкротства. Банкиры от­казывали в новых займах. В поисках вы­хода правительство вновь обратилось к по­пыткам реформ, в частности к замыс­лам Тюрго возложить часть налогов на привилегированные сословия. Был разра­ботан проект бессословного поземельного прямого налога. Надеясь получить поддер­жку самих привилегированных сословий, монархия созвала в 1787 г. собрание «но­таблей» — выбранных королем именитых представителей сословий (среди них при-' нцы крови, герцоги и пэры, прелаты, верхи дворянства мантии). Однако нотабли кате­горически отказались одобрить предло­женные реформы. Вступив в открытый кон­фликт с абсолютизмом, они потребовали созвать Генеральные штаты, не собирав­шиеся с 1614 г. При этом они хотели сохра­нить традиционный посословный порядок голосования в штатах, что давало дворян­ству и духовенству возможность проводить выгодные им решения. Привилегирован­ные верхи рассчитывали занять в Гене­ральных штатах господствующее положе­ние и добиться ограничения королевской власти в своих интересах.

Но эти расчеты не сбылись. Лозунг созыва Генеральных штатов был подхва­чен широкими кругами третьего сословия главе с буржуазией, которая выступила с собственной политической программой. Внутри самого дворянства актив Ргирова-лось либеральное меньшинство, готовое к компромиссу с буржуазией. Правительство было вынуждено идти на уступки. На пост генерального директора финансов Людо­вик XVI призвал швейцарского банкира Неккера, сторонника умеренных реформ, популярного в буржуазных кругах. На вес­ну 1789 г. был назначен созыв Генеральных штатов, число депутатов третьего сословия удвоилось; однако важный вопрос о поряд-ке-гоЛЪ"сОвания оставался открытым. К вы­борам допускались все мужчины с 25 лет, имевшие постоянное жительство и внесен­ные в налоговые списки.

Выборы в Генеральные штаты способ­ствовали дальнейшей активизации народ­ных масс. С середины 1788 г. во Франции развернулось мощное народное движение, которое достигло апогея к весне 1789 г. Около 450 народных «бунтов» вспыхнули в этот период в городах и мес­течках страны. Преобладали выступления продовольственного типа («голодные бун­ты») — захват восставшими хлебка {зер­на) , его таксация и принудительная прода­жа. Нарастала борьба против налогов: от­каз от их уплаты, разгром налоговых контор. В деревнях участились вспышки антифеодального протеста, более десятка нападений на замки сеньоров были совер­шены в первой половине 1789 г. Происхо­дили и стихийные рабочие выступления. Самое крупное из них вошло в историю как «дело . Ревельона»: поднятые известием, будто богатый обойщик Ревельон потребо­вал снизить заработную плату рабочим, несколько тысяч бедняков Сент-Антуан-ского предместья Парижа разгромили дом и мануфактуру Ревельона, вступили в кро­вопролитную схватку с войсками. Это ожесточенное выступление трудового люда против богатого предпринимателя показа­ло, какие глубокие противоречия уже су­ществовали внутри третьего сословия. Но в целом все классы и социальные группы третьего сословия еще выступали единым фронтом против «аристократии» (т. е. при­вилегированных) и феодально-абсолюти­стского строя.

Громадный подъем общественной борь­бы, фактически завоеванная свобода печа­ти вызвали настоящее половодье политиче­ских брошюр, памфлетов, афиш. Большин­ство их было написано буржуазными публицистами, выступавшими от имени третьего сословия. «Что такое третье со­словие?» — спрашивал в нашумевшей бро­шюре аббат Сийес и отвечал: «Все. Чем оно было до сих пор в политическом отно­шении? Ничем. Чем оно хочет стать? Чем-нибудь. Устраните привилегированные со­словия — и нация не только ничего не по­теряет, она еще выиграет». Эта литерату­ра, переводя наиболее общие идеи просве­тителей на язык злободневной политики,

формулировала программу буржуазии: гражданское равенство, буржуазные пра­ва и свободы, ограничение монархии пред­ставительным учреждением. Назревшие требования суммировались в слове «кон­ституция», которую надлежало вырабо­тать Генеральным штатам.

Национальное собрание и его первые решения.,5 мая 1789 г. в Версале откры­лись Генеральные штаты. 270 депутатов представляли дворянство (90 из них — либеральные дворяне), 291 —духовенст­во. 578 депутатов третьего сословия пред­ставляли интересы буржуазии; в большин­стве это были юристы (в том числе 200 адвокатов), выходцы из буржуазной интеллигенции; среди них находились так­же торговцы, банкиры, промышленники, землевладельцы (всего 150 человек).

Депутаты третьего сословия, чувствуя народную поддержку и подталкиваемые ею, перешли в наступление. Они отвергли сословный принцип представительства и 17 июня провозгласили себя Националь­ным собранием, т. е. полномочными пред­ставителями всей нации. 20 июня, собрав­шись в большом зале для игры в мяч (обычный зал заседаний по приказу коро­ля был закрыт и охранялся солдатами), депутаты Национального собрания покля­лись не расходиться, пока не будет вырабо­тана конституция.

Представители дворянства направили королю протест против действий третьего сословия. 23 июня Людовик XVI заявил об отмене решений третьего сословия и особо оговорил, что из ведения Генеральных штатов изымаются все дела, касающиеся «феодальной и сеньориальной собственно­сти, полезных прав и почетных прерогатив двух первых сословий». Таким образом пе­ред лицОм грозящей опасности сгладился недавний острый конфликт между абсолю­тизмом и старым господствующим клас­сом, монархия выступила в его защиту.

Однако депутаты третьего сословия от­казались повиноваться приказу короля. К ним присоединились некоторые депутаты дворянства (из их либерального меньшин­ства) и значительная часть депутатов ду­ховенства — среди них было много пред­ставителей низшего духовенства, выходцев из третьего сословия, настроенных в поль­зу реформ. Король был вынужден предпи­сать остальным депутатам привилегиро­ванных сословий присоединиться к Нацио­нальному собранию. 9 июля 1789 г. Собра­ние провозгласило себя Национальным учредительным собранием.

Решения, принятые 17 и 20 июня и 9 июля 1789 г., были смелыми и важными актами. Они означали, что феодально-со­словное собрание —(Генеральные шта­ты — преобразовало себя в бессословное представительное учреждение буржуазно­го типа, претендующее на верховную власть в качестве носителя воли нации.

Придворные круги и сам Людовик XVI решили силой пресечь начинавшуюся рево­люцию. К Парижу были стянуты войска (20 тыс.), состоявшие в большинстве из иностранных наемников. 11 июля был сме­щен Неккер, во главе правительства по­ставлен реакционер барон Бретейлв, гро­зивший расправой Парижу. В этот крити­ческий момент вмешательство народных масс сорвало замыслы двора.