Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

5. Испания

Испания и революция во Франции. Ввод наполеоновских войск. Пиренеи не смогли защитить Испанию от влияния Французской революции. Ее идеи нашли отклик в передовых кругах испанского об­щества, получила распространение фран­цузская революционная литература. На юге и юго-западе Испании, в Каталонии произошли крестьянские восстания с тре­бованием отмены феодальных повинностей и непосильных налогов. Среди восставших раздавались призывы последовать приме­ру Франции.

Господствующие классы были напуга­ны революцией в соседней Франции. Наме­чавшиеся реформы были оставлены, была закрыта французская граница. В Испании нашли приют французские аристократы-эмигранты.

Правление безвольного и ограниченно­го Карла IV (1788—1808) было на ред­кость мрачным и бесцветным периодом в истории Испании. Управление страной це­ликом перешло в руки фаворита королевы гвардейского офицера Мануэля Годоя. Его приход к власти в 1792 г. был связан с со­бытиями вреволюционной "Франции — свержением монархии и установлением республики. За этими событиями последо­вало усиление реакции в Испании; были отстранены от власти министры-просвети­тели граф Драила и Флоридабланка, из­вестные своими профранцузскими симпа­тиями.

Первые годы правления Годоя (1792— 1795) получили в буржуазной историогра­фии название «просвещенного абсолютиз­ма Годоя». На самом деле, прикрываясь лозунгами просвещения, первый министр усилил борьбу против проникновения в Ис­панию революционных идей. Его политика была реакцией на успехи революции во Франции. Установленный им режим был направлен на пресечения всех связей с ре­волюционной Францией, свирепствовала цензура, был введен жесткий контроль над университетами, прокатилась волна реп­рессий против сторонников французского Просвещения и лиц, сочувствовавших французским революционерам. Такой курс нашел отражение и во внешней политике: в 1793 г. Испания вступила в коалицию европейских держав против революцион­ной Франции.

Однако вскоре испанские войска были разбиты, французская армия вступила на территорию страны. От полного разгрома Испанию спас контрреволюционный пере­ворот 9 термидора. Подписанный в 1795 г. Базельский мир привел страну к на­циональному унижению: Испания попала под влияние Франции и заключила с ней военный союз, условием которого было вступление в войну против Англии, а затем участие в войнах, которые вела Франция в период Директории и Консульства. Эти войны обернулись для Испании новыми поражениями. В 1805 г. после разгрома франко-испанской эскадры в сражении при .Трафальгаре Испания лишилась почти всего флота.

Испанская аристократия, многочислен­ная королевская семья, в том числе и на­следный принц Фердинанд VII, ненавидев­ший своего отца и Годоя, были далеки от понимания всей глубины кризиса, который

переживала страна. Экономические труд­ности сильно возросли в начале XIX в. в связи с рядом неурожайных лет, эпидемия-\ми, стихийными бедствиями. Несмотря на ''Тяжелое финансовое положение Испании, Наполеон (помимо военной помощи) неу­коснительно требовал от нее выплаты еже­годных субсидий на нужды французской армии. Огромный ущерб наносило эконо­мике страны участие в континентальной блокаде, которая лишила ее традиционных рынков сбыта продукции сельского хозяй­ства.- Потеря военного флота тяжело ска­залась на кшониальной.торговлё'й'способ-ствовала росту английской контрабанды в американских колониях Испании.

В 1807 г. французские ршска были вве­дены в Испанию, Наполеон потребовал от нее подписать пакт о совместных военных действиях против Португалии, которую поддерживала Англия. В течение несколь­ких недель португальская армия была раз­бита, а король Португалии со своим дво­ром бежал в Бразилию.

Заняв ряд важных стратегических пун­ктов на территории Испании, французская армия, несмотря на протесты испанского правительства, не спешила покидать стра­ну. Это обстоятельство способствовало росту недовольства правлением Годоя. В то время как пребывание французских войск на территории страны вызывало страх и смятение правящей верхушки, го­товой к компромиссу с Наполеоном, для народных масс это явилось сигналом к дей­ствию.

Война за независимость. Начало пер­вой буржуазной революции в Испании.

17 марта 1808 г. толпы народа напали на дворец Годоя в загородной королевской резиденции Аранхуэсе. Ненавистному фа­вориту удалось бежать, но Карл IV должен был отречься от престола в пользу Ферлц-нанда VJI. Узнав о событиях в Испании, Наполеон решил использовать их в своих целях. Заманив обманным путем в погра­ничный французский город^Байонну снача­ла Фердинанда VII, а затем Карла IV, Наполеон заставил их отречься от престо­ла в пользу своего брата Жозефа Бона-Ларха,.

По распоряжению Наполеона р Байон­ну была направлена депутация представи­телей испанского дворянства, духовенства, чиновников и купечества. Они состави­ли так называемые Байоннские кортесы, которые выработаЖ конСТитуциго^-Исна-нии. Власть переходила к Жозефу Бона­парту, провозглашалось проведение не­которых реформ. Эти реформы носили весьма умеренный характер, хотя для отсталой Испании и были известным шагом вперед: ликвидировалисьнаибо­лее обременительные феодальные повин­ности, устранялись ограничения эконо­мической деятельности, уничтожались внутренние таможни, вводилось единое законодательство, гласное судопроизвод­ство, отменялись пытки.-- В то же время не была полностью упразднена инквизи­ция, провозглашенные избирательные права, по существу, являлись фикцией. Испанский народ не принял конститу­цию, навязанную иностранными захват­чиками. Он ответил на французскую ин­тервенцию всеобщей партизанской вой­ной. Маркс? писал, что «...Наполеон, который — подобно всем людям своего времени — считал Испанию безжизнен­ным трупом, был весьма неприятно пора­жен, убедившись, что если испанское госу­дарство мертво, то испанское общество полно жизни, и в каждой его части бьют через край силы сопротивления»1.

Сразу же после вступления французов в Мадрид там вспыхнуло народное восста-ниёг-2 мая 1808 "г."жШелТГ'горида вступили в неравный бой с 2 •"> - т ы с я ч 11 о и армией под командованием маршала Мюрата. Более суток шли бои на улицах города, восстание было потоплено в крови. Вслед за тем нача­лись восстания в других частях Испании: Астурии, Галисии, Каталонии. Героиче­ские страТТйцы вписали в борьбу за незави­симость страны защитники столицы Араго­на Сарагосы, которую французы в 1808 г. так и не смогли взять и были вынуж­дены снять осаду.

В июле 1808 г. французская армия бы­ла окружена испансктштгтгартизанами и капитулировала у города Байлена. Жозеф Бo^raпTpт*¥^ёгo^тpaв^^TFЛSrтвo спешно эва­куировались из Мадрида в Каталонию. По­беда при Байлене явилась сигналом к вос­станию в Португалии, где в это время вы­садились английские войска. Французы были вынужденыттгтопгуть Португалию.

В ноябре 1808 г. Наполеон двинул за Пиретгей""с^й^егул11гЛШе~~тоЙ€+са и сам возгТаЪил btcj)жение. 2Щ;Тысяч-ной_ фр ан-цузской армии. Продвигаясь к столице Ис-rrawmr, наполеоновские войска применяли тактику «выжженной земли». Но партизан­ское движ-еи+ге~-в-~это время всколыхнуло всю страну., Народная война герилья — носила массовый характер. Испанцы дей-У ствовали небольшими партизанскими от­рядами, парализуя французскую регуляр­ную армию, которая привыкла сражаться

по -веем правилам военного искусства.

Многие события этой неравной борьбы во-_шли jB^исготгитот—Среди них героическая оборона Сарагосы, в которой принимало участие все население, включая женщин и детей. Вторая осада города длилась с де­кабря 1808 г. до февраля 1809 г. Францу­зам пришлось штурмовать каждый дом; с крыш в них летели пули, камни, лился кипяток. Жители поджигали дома, чтобы закрыть путь врагу. Только эпидемия по­могла французам взять город, и он был полностью разрушен. С потрясающей си­лой события этой войны оживают перед нами на офортах Гойи («Расстрел парти­зан», «Какое мужество!» и др.;);.

Испанский народ мужественно сражал­ся за независимость своей родины, но на­ционально-освободительной борьбе была свойственна известная ограниченность: на­род верил в «доброго» монарха, и нередко на знаменах патриотов был начертан при­зыв к восстановлению на троне короля Фердинанда VII.f.<<Всем войнам за незави­симость, которые велись против Фран­ции,— писал К. Маркс,— было свойствен­но сочетание духа возрождения с духом реакционности, но нигде эта двойствен­ность не проявлялась так ярко, как в Испа­нии» 8. Эта двойственность наложила отпе­чаток и на буржуазно-демократическую революцию 1808—1812 гг., начало которой было положено партизанской войной про­тив Наполеона.

В ходе развернувшейся войны против захватчиков возникли местные органы власти — провинциальные _хунты. Они явочным порядком провели в жизнь не-s которые революционные меры: налоги на крупную собственность, контрибуции с монастырей и духовенства, ограниче-С ние феодальных прав сеньоров и др:> Hav родные массы оказывали давление на имущие слои, побуждая их к более ак­тивным действиям против французов, но были еще слишком отсталыми и не­организованными, чтобы вступить—в~ борьбу за ликвидацию феодализма в Испании. В освободительном движении не было единства. Наряду с «либерала­ми», выдвигавшими требования буржу­азных преобразований, существовала группировка «фернандистов», которые бы­ли сторонниками сохранения феодально-абсолютистских порядков после изгнания французов и возвращения на трон Ферди­нанда VII.

В сентябре 1808 г. в результате револю­ции было создано новое правительство -страны — Центральная хунта, состоявшая из 35 человек. Это были представители высМиТ" слоев общества — аристократии, духовенства, высшего чиновничества и офицерства. Многие из них еще недавно готовы были примириться с властью Жозе-фа Бонапарта, но по мере роста революци­онного движения масс и особенно после поражения французов при Байлене поспе­шили примкнуть к освободительному дви­жению против Наполеона. В деятельности Центральной хунты нашли отражение про­тиворечия, существовавшие в патриотиче­ском лагере.

Правое крыло ее возглавлял восьмиде-сятилетнМГ граф Флоридабланка, извест­ный своей реформаторской Деятельностью в конце XVIII в. Будучи в прошлом сторон­ником либеральных реформ, он впоследст­вии значительно «поправел». Встав во гла­ве Центральной хунты, он стремился огра­ничить борьбу войной с французами, не допустить антифеодальных преобразова­ний. Выступая как защитник абсолютной монархии, Флоридабланка направлял свою деятельность прежде всего на подав­ление революционных выступлений масс.

Второе, более радикальное течение воз­главлял выдающийся испанский просвети­тель Гаспар Мельчор Ховельянос, выдви-г а вШИй Ti рот р а м му б у р ж у а з н ых преоб р а з о -ваний, в том числе._аграр.ных.

Для решения стоявших перед страной проблем Центральная хунта должна была «...сочетать решение насущных вопросов и задач национальной обороны с преобра­зованием испанского общества и с раскре­пощением национального духа...» 9. Факти­чески руководство Центральной хунты на­правило всю свою энергию на то, чтобы оторвать освободительное движение от ре­волюции. Именно потому что Центральная хунта не смогла выполнить свою революци­онную миссию, она не смогла и защитить страну от французской оккупации. Армия Наполеотга-тгатскатияа---большую часть Ис­пании, втом числе и Севилью, где заседала Центральная хунта, которая была вынуж­дена перебраться в Кадис — последний го­род, незанятый'фра!Щузам'йГОдттако окку­пантам не удалось погасить пламя парти­занской войны. Сравнительно небольшие, но многочисленные отряды, состоявшие из крестьян," "поддерживали тесную связь с на­селением; они отличалисьi большой "мобиль­ностью, совершали смелые вылазки, быст­ро передвигались в новые районы, то рас­падаясь на мелкие группы, то вновь соединяясь. sB 1809—1810 гг. эта тактика преобладала и позволяла партизанам-ге-рильерос держать под своим контролем целые провинции, оккупированные фран-чгуаами,.

Конституция 1812 г. В сентябре 1810 г. в городе Кадисе были созваны но­вые однопалатные кортесы. Подавляющее большинство членов кортесов составляли священники, юристы, высшие чиновники и офицерство. В их составе было немало деятелей и прогрессивной интеллигенции, которые внесли свой вклад в разработку конституции, принятой в 1812 г. Важно отметить, что конституция была основана на принципах народного суверенитета и разделения властей. Прерогативы монарха были ограничены однопалатными кортеса­ми, которые созывались на основе довольно широкого избирательного нрава. В голосо­вании принимали участие мужчины с 35 лет, за исключением домашней прислуги^ £.лиц, лишенных_ прав по суду,'

Кортесам принадлежала высшая зако­нодательная власть в стране. За королем сохранялось лишь право отлагательного jseTo: если законопроект откдонялсн минар-—-хом, то он возвращался для обсуждения в кортесы и в случае его подтверждения на двух последующих сессиях окончательно вступал в силу. Король тем не менее сохра­нял значительную власть: он назначал вы­сших государственных чиновников и вы­сших офицеров, объявлял с санкции корте­сов войну и заключал мир. Вслед за конституцией кортесы приняли ряд анти­феодальных и антицерковных декретов: были отменены феодальные повинности и упразднены феодальные формы аренды, ликвидирована церковная десятина и друг гие платежи в пользу церкви, объявлялась распродажа части- церковных, монастыр­ских й королевских владений. Одновремен­но была ликвидирована общинная со­бственность и началась распродажа об­щинных земель.

Ряд мероприятий кортесов был направ­лен на то, чтобы ускорить развитие капита­лизма в стране. Запрещалась работоргов­ля, отменялись ограничения в области шо-номической деятельности, вводился про­грессивно-подоходный налог на капитал.

В момент принятия- конституции 1812 г. осложнилось положение француз- ских оккупационных войск в „стране.

В связи с началом завоевательного похо- да Наполеона в Россию в 1812 г. туда была направлена значительная часть армии, на- ходившейся в Испании. Воспользовавшись этим, испанские войска в 1812 г. нанесли ряд сокрушительных поражений францу- зам, и они вынуждены были сначала отвес- ти свои войска за реку Эбро, а затем_вно;

ябре 1813 г. полностью покинуть террито­рию' Tic паний.

Однако Наполеон предпринял еще одну попытку удержать страну в своих руках. Он вступил в переговоры с Фердинандом VII, который находился в"ТТлену во Фран­ции", и предложил ему вернуться в Испа­нию и восстановить свои права на престол. Фердинанд VII принял это предложение, обязавшись поддерживать дружественные ^отношения с Францией. Однако кортесы, собравшиеся в Мадриде, отказались при­знать Фердинанда королем до тех пор, по­ка он не присягнет конституции 1812 г.

Началась борьба между кортесами и Фердинандом VII, который, вернувшись в

Испанию, собрал вокруг себя сторонников восстановления абсолютизма. Взяв на себя -ртзлБТлавы государства, Фердинанд издал манифест, объявлявший конституцию 1812 г. недействительной, а все декреты кортесов"—'"аннулированными. Кортесы были распущены, а входившие в созданное ими правительство либеральные министры арестованы. В мае Т814"П~Фердшш1д VII прибыл в Мадрид и объявил об оконча­тельном восстановлении абсолютной мо­нархии.

Освободительная война против Напо­леона закончилась победой испанского народа. Она сыграла большую роль в крущениизав^вательных планов Первой империи.

Начавшаяся одновременно с освободи­тельной войной первая испанская реврлю-циябыяа революцией буржуазно-демокра­тической. Решающую роль в ней играли "крестьяне^_р,емесденники, городские низы, нарождающийся пролетариат. Однако сла­бая испанская буржуазия не смогла воз­главить революцию и защитить ее завоева­ния. Цервая испанская революция носила незавершенный характер. После возвра­щения в страну Фердинанда VII в Испании была реставрирована абсолютная монар­хия, последовали расправы с активными участниками революции, была снова пол­ностью восстановлена инквизиция, возврат щена бывшим владельцам монастырская, церковная и крупная светская земельная собственность.