Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

5. Борьба за углубление революции. Индепенденты и левеллеры (1647— 1648)

Программа индепендентов. К 1647 г. классы-союзники осуществили свою про­грамму в ее пресвитерианском вариан­те. Осторожные и умеренные пресвитери­ане, сохранявшие свои господствующие позиции в Долгом парламенте, сполна были довольны проведенными преобра­зованиями. Им осталось лишь достичь легального сговора с королем о разделе­нии политической власти между парламен­том и короной. Однако ни народные массы, ни в достаточной мере индепенденты не были удовлетворены итогами шестилетней борьбы.

После войны обнаружились еще более глубокие противоречия между пресвитери­анами, в руках которых концентрирова­лась власть в парламенте ("«верховная власть нации»), и индепендентами, кото­рые находились в парламенте в меньшинст­ве, но зато стояли у руководства революци­онными войсками. Первоочередной забо­той пресвитериан был скорейший роспуск армии — «гнезда мятежа». Страшась бое­вых революционных сил, они приняли по­становление о том, что полки могут при­ближаться к Лондону не более чем на 40 миль.

Иные задачи ставили перед собой инде­пенденты. В армии активистами их партии были офицеры. Наиболее полно и в оконча­тельном виде программа дальнейшего раз­вития революции по индепендентскому пу­ти была изложена в документе «Главы предложений». Его основным автором был сподвижник и зять Кромвеля Генри Айр-тон — генерал революционной армии и идеолог индепендентов. В документе фор­мулировались требования более значи­тельного по сравнению с политической платформой пресвитериан расширения прерогатив парламента. Парламент дол­жен был избираться в установленный день каждые два года. В его компетенцию включались высшая судебная власть и контроль за военными силами. Избира­тельная система реформировалась в инте­ресах главным образом буржуазии: инде­пенденты выдвинули принцип перераспре­деления избирательных округов пропорци­онально сумме налогов, уплачиваемых населением этих округов, с учетом предста­вительства от «крупных городов», т. е. от буржуазии. В области религиозной «Главы предложений» требовали отмены «насиль­ственного принуждения кого-либо к приня­тию ковенанта» (пресвитерианства) и до-

бивались предоставления независимости каждой религиозной общине (кроме папис­тов) . Позднее индепенденты отказались от радикальных религиозных взглядов и при­шли к признанию необходимости централи­зованной национальной церкви и более ог­раниченной веротерпимости. В остальном индепендентский проект конституции не от­личался от платформы пресвитериан: со­хранялись монархия и палата лордов.

Левеллеры и их программа «Народное соглашение». Армия выступала в едином порыве против короля и пресвитериан. Од­нако «Главы предложений» удовлетворяли лишь буржуазию и новое дворянство. В до­кументе содержалась одна-единственная статья, учитывавшая нужды народа, «бед­ной части населения»: речь шла об отмене косвенных налогов, введением которых злоупотребляли пресвитериане. Зато «Гла­вы предложений» одобряли антикрестьян­ский закон об отмене «рыцарского держа­ния» и вовсе игнорировали вопрос о предо­ставлении права голоса широким слоям народа, политически активная часть кото­рых была сосредоточена в революционной армии. Солдатские массы разглядели со­циальную природу программы индепенден-тов, поняв противоположность собствен­ных интересов и интересов индепендентов (или грандов, «шелковых», как они прозва­ли последних). Солдаты все более прони­кались идеями левеллеров.

Левеллеры стали заметны на политиче­ской сцене революции как идеологи мелко­буржуазной демократии еще с 1645 г. Од­нако именно в 1647 г. они сплотили вокруг себя многочисленных сторонников и офор­мились в самостоятельное течение, насчи­тывавшее до 20 тыс. активистов. Их поли­тические группировки раньше всего возни­кли в Лондоне, а затем распространились и по всей стране. Наиболее видными теоре­тиками и деятелями левеллерского движе­ния были Р. Овертон, У. Уолвин. Их при­знанным вождем стал Джон Лильберн (1614—1657). Лильберн родился в семье небогатого дворянина,учился у лондонско­го торговца сукном и с юности окунулся в среду ремесленно-торгового люда. Через нужды и недовольство этой среды Лиль­берн воспринял абсолютистский режим как несправедливый и примкнул к оппозицион­ным кругам. Революцию он встретил в тюрьме, куда был заключен властями в 1637 г. Освобожденный Долгим парламен­том, Лильберн в своих многочисленных памфлетах целиком сосредоточился на обосновании прав народа и критиковал пресвитериан, а затем индепендентов. Де­мократические взгляды, за которые его не раз бросали в тюрьму, снискали ему широ­кую популярность среди народа, прозвав­шего его «честным Джоном».

Политические идеи левеллеров базиро­вались на теории естественного права, про­возглашавшей исконными свободу каждо­го человека и равноправие всех людей. Из этих принципов левеллеры выводили идеи народного суверенитета и общественного договора. Верховенство народа, принад­лежность высшей власти в государстве «свободнорожденным англичанам» —/ фундаментальная мысль политического/ учения левеллеров. Она лежала в основе{ их конкретной программы в революции. Левеллеры выступали за республику, в ко­торой власть должна исходить от однопа­латного парламента, избиравшегося каж­дые два года. Решительные сторонники всеобщего политического равенства (отсю­да их название «левеллеры» — «уравните­ли»), они добивались широкого избира­тельного права для мужчин с 21 года (кро­ме слуг и получателей «благотворительно­го пособия», которые, по мнению левелле­ров, будучи зависимыми людьми, не могли проявить самостоятельность при голосова­нии). «Почему лорд может посылать 20 де­путатов в парламент, а бедняк ни одно­го?» — спрашивали левеллеры.

Левеллеры твердо стояли за соблюде­ние принципа частной собственности. В со­циально-экономическую часть своей про­граммы они включили также реформу на­логообложения, ликвидацию всех монопо­лий, уничтожение десятины, запрет огора­живаний, демократизацию судопроизвод­ства и права. В сфере религиозной левеллеры придерживались принципа пол­ной веротерпимости и отделения церкви от государства. Важнейшим документом ле­веллеров было «Народное соглашение». Очевидно контрастируя с «Главами пред­ложений», «Народное соглашение» вдох­новляло разуверившиеся в программе пар­тии Кромвеля демократические силы на борьбу за углубление революции. Это была

2*

35

конституция мелкобуржуазной демокра­тии.

Первая чистка парламента. Самую бес­компромиссную борьбу против линии пре­свитериан повели именно солдатские мас­сы. «Солдаты смели называть парламента­риев тиранами», — сообщает современник. Весной 1647 г. они создали собственную организацию — советы избранных ими представителей-агитаторов. Советы агита­торов, действовавшие под влиянием левел­леров и поддерживавшие связь между сол­датами полков, разработали инструкцию о своих полномочиях, составили петицию парламенту, в которой протестовали про­тив замыслов «новых выскочек — пресви­териан», а в письме к Ферфаксу потребова­ли не допустить роспуска армии. Советы заявляли о «правах и свободах граждан», тем самым провозглашая себя выразителя­ми общенародных интересов.

Деятельность солдат встревожила не только пресвитериан, но и индепендентское руководство армии. Кромвель с тревогой писал: «Никогда еще люди не были столь ожесточены, как теперь». Высшие офицеры во главе с Кромвелем усилили контроль над солдатами, стремясь направить их ак­тивность в безопасное русло. С этой целью был создан революционный орган — Совет армии, куда вошли офицеры, игравшие в нем ведущую роль, и солдатские агитато­ры. В июне 1647 г. общеармейское собра­ние близ Ньюмаркета приняло в противо­вес пресвитерианам торжественное обяза­тельство: армия — «последний бастион свободы» — не разойдется до тех пор, пока не добьется своих «справедливых» и «за­конных» требований. Более того, солдаты решительно побуждали индепендентов к походу на Лондон. «Вступление в Лондон ускорит принятие наших требований... пар­ламент до сих пор не очищен от наших врагов» — таково было мнение солдат.

Однако индепендентские лидеры Кромвель и Айртон опасались развязать инициативу солдатских масс. Они склоня­лись к переговорам с королем на основе "ТГщв предложений». Пресвитериане же в июле |647 г. предприняли шаги к роспу­ску армии, изгнали индепендентов из пала­ты общин, создали собственные вооружен­ные силы в Лондоне. В ответ на пресвите­рианскую контрреволюцию армия напра­вилась к столице и 6 августа вступила в Лондон. Некоторые лидеры пресвитериан бежали в Голландию и Францию. Много­тысячное население Лондона приветство­вало революционные полки, открыто выра­жая им свою поддержку. Огромное множе­ство петиций со всех концов страны подтверждало, что с армией солидаризиро­вались повсюду. В стороне от общего одоб­рения стояла лишь цитадель пресвитери­ан — Сити. Пресвитерианский парламент «утратил большую долю уважения к себе со стороны народа», констатировал очеви­дец событий.

Индепенденты во главе с Кромвелем окружили Вестминстер кавалерией и про­вели чистку парламента, изгнав из него лидеров пресвитерианской партии. Эта важная акция показала, что, опираясь на военную силу и поддержку масс, индепен­денты распространили свою власть на пар­ламент. Реальное политическое господство перешло к индепендентской партии. Этапы восхождения революции ясно осознавали современники: «Бог низложил славу коро­ля и его партии. Он ниспроверг партию Сити» (т. е. пресвитериан). Индепенденты стали руководящей силой революции не только в армии, но и в парламенте.

Борьба левеллеров за углубление рево­люции. Осенью 1647 г. резкие разногласия между левеллерами и индепендентами рас­кололи армию. Борьба в ней, неослабно протекавшая в постоянных дискуссиях, фо­кусировалась на основных вопросах — о судьбе монархии, об избирательном праве. Апогеем дискуссионных баталий явилась конференция Совета армии в октябре — ноябре 1647 г. в Патни, близ Лондона. На ней скрестились взгляды сторонников «Глав предложений» (Кромвеля, Айртона) и приверженцев «Народного соглашения» (Э. Сексби, Дж. Уайлдмена и др.). Ле­веллерам не удалось отстоять свою про­грамму в качестве платформы всей армии. Они добились лишь принятия решений об отказе от переговоров с королем и о созыве общего собрания армии для обсуждения «Народного соглашения». Индепенденты же, чтобы предупредить неповиновение солдат, прибегли к такой проволочке: они передали проект конституции левеллеров на рассмотрение согласительной комиссии, а самих агитаторов удалили из Совета ар­мии и отправили в полки, разъединив таким образом лидеров левеллерского штаба.

Однако возбуждение солдатских масс нарастало. Достаточно было ма­лейшего повода, чтобы произошел подъем армии. Таким поводом послужи­ло известие о бегстве плененного короля на остров Уайт. Левеллеры увидели в этом событии предательство индепенден­тов, обвинили Кромвеля в пособничест­ве королю и потребовали безотлагатель­но собрать армию на общий митинг. Тогда Кромвель призвал на сбор 7 пол­ков. Но солдаты вышли из подчинения: чтобы демонстрировать свою решимость, на сбор явилось 9 полков; в некоторых из них изгнали офицеров. Солдаты мятеж­ных полков несли плакаты с лозунгом «Свободу — народу, права — солдатам!» и требовали принятия «Народного согла­шения» командованием армии. Однако по­пытка левеллеров действовать открыто и решительно была тут же пресечена. Кром­вель быстро расправился с солдатами, пре­дав 14 из них военному суду; один солдат был расстрелян перед строем. Развитие борьбы приостановилось из-за необходи­мости вновь обратить оружие всей армии против общего врага — роялистов.