Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

3. Монархия Габсбургов

Французская революция и конец «про­свещенного абсолютизма» в Австрии. Вли­яние Французской революции во всех час­тях Австрийской империи — от передовых Бельгии и Ломбардии, Чехии и Нижней Австрии до отсталых провинций Галиции, Трансильвании, Буковины (включенной в состав империи в 1775 г.) —было очень велико', к тому времени кризис феодализма охватил все стороны экономической и об­щественной жизни. Развитие капитализма в деревне и в городе происходило с разной степенью интенсивности, но ростки новых отношений пробивались сквозь все препо­ны феодально-абсолютистской реакции. Первый грозный сигнал о нежелании масс терпеть далее феодальный гнет прозвучал в конце 1784 г. в Трансильвании. Под руко­водством Хории, Клошки и Кришана вос­стало около 30 тыс. влашских (в основном) и венгерских крепостных, гнев которых был направлен в первую очередь против венгер­ского дворянства — господствующего класса Трансильвании. Это самое крупное в империи за всю вторую половину века крестьянское восстание было подавлено с беспримерной жестокостью.

Французская революция ускорила про­цесс формирования наций в империи Габ­сбургов, где социальный гнет усугублялся гнетом национальным. Причем этот про­цесс начался здесь еще до того, как сложи­лись основные классы буржуазного общес­тва. Для населявших империю народов при существенном различии в уровне их разви­тия наступала пора создания националь­ных литературных языков, национальной литературы, национальной культуры.

Революция во Франции застала импе­рию Габсбургов в состоянии сильнейшего брожения, особенно опасного и бурного в Бельгии и Венгрии. Сопротивление ав­стрийскому гнету развернулось там в усло­виях неудачной, стоившей многих жертв войны, которую Иосиф II начал в 1787 г. в союзе с Екатериной II против Османской империи. Начавшееся в Бельгии в 1787 г. антиавстрийское движение спустя несколько недель после падения Бастилии вылилось в вооруженное восстание, в ре­зультате которого австрийским войскам в декабре 1789 г. пришлось покинуть страну. В непосредственном тылу действующей против османских войск австрийской ар­мии — в Венгрии — положение станови­лось все более неустойчивым и тревожным. Комитаты один за другим отказывались платить налоги, выставлять рекрутов, снабжать армию продовольствием. Дво­рянская оппозиция требовала восстанов­ления венгерской конституции, созыва го­сударственного и комитатских собраний. Лидеры оппозиции уже завязали тайные сношения с Берлином и Веймаром относи­тельно низложения Габсбургов и избрания королем герцога Веймарского.

«Просвещенный абсолютизм» в Ав­стрийской империи потерпел крах, не сумев приспособить феодально-абсолютистские порядки к потребностям зарождавшихся буржуазных отношений. В январе 1790 г. Иосиф отменил почти все свои ре­формы за исключением трех указов — об упразднении крепостной личной зависи­мости, о веротерпимости и о жаловании низшего духовенства. Спустя три неде­ли после этого Иосиф II умер. Последу­ющие два года -царствования Леополь­да II (1790—1792), по существу, пред­ставляли постепенный переход от «про­свещенного абсолютизма» к феодально-абсолютистской реакции. Положение дел в монархии Габсбургов в первый год после падения во Франции Бастилии было критическим. Новый монарх, спа­сая империю от разложения и гибели, стремился восстановить нарушенное при Иосифе II единство двора и феодальных сословий, усмирить бельгийцев, утихоми­рить Венгрию, переориентировать внеш­нюю политику монархии, которая за по­следние полвека строилась на союзе с французскими Бурбонами. Но прежде все­го надо было выйти из бесславной войны с Турцией. Эта задача была решена заклю­чением мира в Систове в 1791 г. Одновре­менно в результате коренного поворота внешней политики бывший заклятый враг Габсбургов — гогенцоллерновская Прус­сия — стала союзником в борьбе с револю­ционной Францией. Опираясь на союз с Берлином, Леопольд II в декабре 1790 г. подавил революцию в Бельгии.

В Венгрии движение, возглавлявшееся дворянством, продолжало нарастать, чему немало способствовали восстановление ко-митатской системы и созыв государствен­ного собрания в Буде. Под предлогом воз­вращения из Вены в Буду венгерской коро­ны, увезенной еще Иосифом II в начале его царствования, дворянство начало форми­ровать вооруженные отряды. Венгерский кризис Леопольду удалось разрешить пу­тем компромисса. Последовали существен­ные уступки сословиям: подтверждение конституции, одобрение принятого госу­дарственным собранием закона, гласивше­го, что страны венгерской короны, включая Хорватию и Трансильванию, представляют самостоятельное целое и не могут быть управляемы подобно другим частям импе­рии. В ход была пущена социальная дема­гогия. Тайные агенты двора распространя­ли по деревням листовки, в которых кресть­янам внушалась мысль, что только «до­брый король», т. е. Леопольд, является единственным их защитником.

В среде немадьярского населения Венгерского королевства пробуждалось национальное самосознание. В сентябре 1790 г. был созван сербский конгресс (сабор). Леопольд II разрешил учредить при дворе специальную палату по делам сербов.

В 1791 г. церковными руководителями романоязычного населения Трансильва­нии была составлена на имя императора петиция «Supplex Hbellus Valachorum» («Смиренное прошение влахов»), содер­жавшая довольно умеренные требования в пользу предоставления национальных прав влахам.

Леопольду II удалось добиться восста­новления нарушенного при Иосифе II мира между венгерским дворянством и венгер­ским двором. Достигнутое согласие яви­лось одной из основ внутренней стабильно­сти империи вплоть до окончания наполео­новских войн.

Переход от «просвещенного абсолютиз­ма» к абсолютизму реакционному оконча­тельно совершился при императоре Фран­це II, сменившем Леопольда на троне в 1792 г. С этого времени вплоть до 1848 г. внутренняя и внешняя политика австрийского двора определялась паниче­ским страхом перед революцией, и борьба с нею внутри и за пределами империи стала главной задачей закостеневшего в своей реакционности режима. Достаточно ска­зать, что одним из первых государственных деяний нового монарха Франца II был указ о запрещении всякого публичного упоми­нания в печати о Французской революции.

Республиканское движение в Австрии и Венгрии. В первой половине 90-х годов под непосредственным влиянием Француз­ской революции возникло движение, участ­ники которого называли себя «якобинцами». Это были представители интеллигенции — учителя, адвокаты, врачи, ученые, чинов­ники, привлеченные к активной обществен­ной деятельности во времена «просвещен­ного абсолютизма» Иосифа II (их часто называли «иозефинистами»), вдохновлен­ные идеями и практикой Французской ре­волюции и осознававшие пагубные послед­ствия сохранения феодально-абсолютист­ского режима. В Австрии руководил движением барон Андреас Ридель — офи­цер, преподаватель военной академии. Его проект реформ включал установление кон­ституционной монархии, созыв парламента на основе народного представительства, введение всеобщего избирательного права, привлечение к политической деятельности третьего сословия.

Видным руководителем австрийских якобинцев был офицер венского гарнизона Франц Хебенштрайт, один из образован­нейших людей своего времени, философ и поэт. Он придерживался более радикаль­ных, чем Ридель, взглядов, выступая за республику. Предложенный Хебенштрай-том план действий предусматривал захват власти в столице, казнь монарха, арест более 3 тыс. аристократов, созыв «народ­ной ассамблеи», упразднение феодальных повинностей, ликвидацию сословных при­вилегий, предоставление гражданских прав всему народу, немедленное прекраще­ние войны против Франции. Хебенштрайт рассчитывал привлечь к перевороту ремес­ленников и подмастерьев. Для установле­ния непосредственной связи с Комитетом общественного спасения в Париж был на­правлен представитель австрийского рес­публиканского движения, которому уда­лось встретиться с известным деятелем Французской революции Л. Карно.

В ночь на 24 июля 1795 г. по доносу провокатора был арестован Хебенштрайт, а затем и его сподвижники, всего около 90 человек. Хебенштрайт был повешен, Ри­дель приговорен к 60 годам тюрьмы, ос­тальные заключены на долгие сроки в кре­пость.

Раскрытие организации австрийских якобинцев повлекло за собой провал свя­занной с ней широкой и разветвленной тай­ной организации венгерских республикан­цев во главе с Игнацем Мартиновичем (он одновременно был руководителем всего республиканского движения в обеих час­тях империи). И. Мартинович, ученый-фи­лософ, выходец из обедневшей дворянской семьи, дошел до атеизма и понимания не­обходимости социальных реформ и ради­кального преобразования общества. Сбли­зившись с руководящими деятелями на­чавшегося в Венгрии антиавстрийского движения, он сыграл выдающуюся роль в объединении разрозненных кружков, в выработке теоретической платформы и тактики.

Весной 1794 г. Й. Мартинович, Й. Хай-ноци (ученый-правовед, патриот и убеж­денный противник крепостничества), капи­тан Я. Лацкович, поэт Ф. Казинци (впос­ледствии выдающийся деятель националь­ной венгерской литературы) и другие создали два тайных общества — Общество реформаторов и Общество свободы и ра­венства. Задачей первого, в ряды которого предполагалось вовлечь многочисленное провинциальное дворянство, являлось свержение монархии Габсбургов, власти светской и церковной аристократии. Во второе общество, глубоко законспириро­ванное, входили гораздо более последова­тельные сторонники демократии. Целью Общества свободы и равенства было пол­ное уничтожение феодализма, превраще­ние Венгрии в федеративную республику, создание автономных областей невенгер­ских национальностей. Это была первая как в истории Венгрии, так и в истории стран Европы программа решения нацио­нального вопроса на основе принципов фе­дераций и национальной территориальной автономии. Имелось в виду также обеспе­чение за всеми народами Венгрии права на употребление родного языка, создание от­дельной конституции для каждого из них. В ходе следствия было выявлено около 300 участников движения. Суд вынес 16 смертных приговоров. 20 мая 1795 г. в Буде были казнены Мартинович, Лацкович и другие руководители организации.

Поражение республиканского движе­ния и в Австрии, и в Венгрии было, в сущ­ности, закономерным, поскольку оно не имело широкой социальной базы. Его ес­тественная опора — буржуазия — еще не сформировалась как класс в обеих стра­нах, хотя в Австрии буржуазные элементы были более многочисленны, нежели в аг­рарной Венгрии. От крестьянства якобин­цы были далеки, хотя в штирийской орга­низации были представители крестьян. Республиканцы хотели облагодетельство­вать крестьян, но без их активного участия.

Что касается оппозиционного Габсбур­гам дворянства в Венгрии, то оно едва только вступило на путь обуржуазивания. К тому же напуганное крайне радикаль­ным развитием Французской революции, дворянство поспешило пойти на компро­мисс с династией. Оно осталось глухим даже к заманчивым призывам Бонапарта (в 1805 и 1809 гг.) восстановить независи­мость своей страны. Дворянство активно помогало Австрии в войнах против Фран­ции, послушно выполняя требования вен­ского двора о предоставлении рекрутов и денег, правда, не бескорыстно. Войны, а в особенности континентальная блокада, от­крыли перед венгерскими помещиками не­слыханные дотоле возможности быстрого обогащения. Зерно, хлеб, скот и другие продукты сельского хозяйства были в цене, и деньги текли в Венгрию рекой. Аристок­ратия возводила дворцы и замки, дворя­не — господские усадьбы.

Почти сорокалетний период правления императора Франца II (1792—1835) был, пожалуй, одним из самых мрачных в исто­рии Австрийской монархии. Сразу же по­сле разгрома республиканского движения в 1795 г. император издал указ, повелевав­ший всеми способами препятствовать уч­реждению новых фабрик в столице, по­скольку скопление «чрезмерно большого числа» рабочего люда, который напоминал монарху парижских санкюлотов, склонных по природе своей «к беспокойству, бунтар­ству и мечтательству», было признано опасным для государства. В 1802 и 1804 гг. этот указ был дополнен распоря­жениями, запрещавшими строительство новых предприятий сначала в пределах го­родских стен, а затем ближе 4 миль от них. Зато необычайного расцвета достигла цен­зура. Цензуре подлежало все: от книг, журналов, газет и произведений искусства до надписей на надгробных памятниках и частных писем подданных. Из списка разрешенных еще Иосифом II книг в 1801 г. в разряд запрещенных было внесе­но 2500 названий, включая произведения Гете, Шиллера, Виланда, Лессинга. Для более эффективного государственного кон­троля к попечительству над школой было привлечено духовенство. «Нам не нужны гении, нам нужны добрые подданные, кото­рые выполняют свой долг»,— говорил император Франц.

Конец войн с Францией. Под стать ре­акционной внутренней была и внешняя по­литика Австрии. Монархия Габсбургов бы­ла одним из главных инициаторов созда­ния антифранцузских коалиций. Войны, которые она вела против революционной

Франции, а затем против Наполеона, были большей частью неудачны, за исключением нескольких сражений, выигранных способ­ным полководцем эрцгерцогом Карлом и свободолюбивыми тирольцами во главе с крестьянином и трактирщиком А. Хоффе-ром. В ходе этих войн австрийская терри­тория неоднократно становилась театром военных действий: полностью она оккупи­ровалась дважды (1805, 1809) и четыреж­ды — частично. Под диктовку Наполеона Габсбурги в 1806 г. окончательно отказа­лись от титула римско-германского импе­ратора, который они носили почти непре­рывно с XIII в., и впервые в истории монар­хия обрела собственное название, став официально Австрийской империей, а Франц II стал первым австрийским импе­ратором (Франц I).

В 1809 г. Австрия вновь была разгром­лена Бонапартом. В этом же году минист­ром иностранных дел и фактически главой австрийского правительства стал Клеменс Меттерних — дипломат и весьма ловкий политик. Балансируя между Бонапартом и союзниками, он сумел удержать своего монарха от вступления в войну до 1813 г., когда судьба Наполеона была решена. Так Австрия, проиграв все кампании, все же оказалась в числе победителей, а ее столи­ца — местом проведения конгресса, на ко­тором решались судьбы десятков народов Европы. И дирижировал этим «концертом» наряду с Александром I и лордом Каслри не кто иной, как князь Меттерних, всесиль­ный министр императора Франца I. Он же стал одним из инициаторов создания Свя­щенного союза, этого реакционного меж­дународного центра по борьбе с революци­онным движением. Австрии вернули все отобранные у нее Наполеоном владения, за исключением Бельгии, потеря которой бы­ла с лихвой компенсирована новыми захва­тами в Италии. Тем самым Австрия стала главным препятствием на пути объедине­ния этой страны. Австрия вошла во вновь созданный Германский союз, получив мес­то председателя союзного (Франкфуртско­го) собрания и сделавшись тем самым га­рантом раздробленности Германии. Ту же роль она выполняла и в отношении Поль­ши, владея значительной частью разделен­ной совместно с Пруссией и Россией Речи Посполитой.