Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
          1. Учителю и ученику

Как и церковь, монастыри в эпоху Возрождения были вынуждены искать новые формы заработка. Духовенство продавало церковные должности, а монастыри и монашеские ордены занялись крайне небогоугодным делом – ростовщичеством. Еще в Раннее Средневековье при монастырях существовали так называемые «горы благочестия» – ссудные кассы для мирян.

На первых порах существования этих касс, ссуды выдавались беспроцентные, и «горы благочестия» вполне оправдывали свое название. Но в XII–XIII вв. монастыри впервые начали практиковать выдачу ссуд под процент. Сперва он был «божеским» – не более 2-3%, но к XV в. поднялся до 10%. Тот же процент назначали при кредите и евреи-ростовщики, и банкиры-христиане.

Нередко монастырские стены превращались в тюремные. Дворянин, выступивший против своего короля, мог избежать казни, приняв монашеский постриг и заперевшись в келье. Кто-то уходил добровольно, завещая монастырю все имущество, кого-то заставляли принять монашество силой. Укрепляя свою власть, короли не брезговали никакими методами. Монастырь изолировал человека не хуже тюрьмы, а с точки зрения верующего человека был безусловно «добрее».

В конце Возрождения, когда в Европе повсюду действовала святая инквизиция, монахи обратили свой опыт борьбы с сатаной на благо общества. Практически все члены инквизиторских судов состояли в монашеских орденах, и смеяться над монахами стало небезопасно. На смену аскетическому идеалу пришел идеал бескомпромиссной борьбы с дьяволом и его прислужниками. В XIV–XV вв., когда экономический кризис пришел на смену подъему Высокого Средневековья, вновь обострились всевозможные суеверия, с которыми судьи в черных рясах боролись так же яростно, как и с еретиками.

  1. Облик города

Как Средние века были временем расцвета церковной архитектуры, так Возрождение стало временем расцвета архитектуры гражданской. В городах шло интенсивное строительство. Европейский город в XV–XVI вв., хотя и не спешил избавиться от многочисленных пороков городской жизни, но торопливо менял свой внешний вид.

Прежняя концепция закрытого мира уходила в прошлое, а вместе с ней – и идея города, окруженного стеной и отгородившегося от окружающего мира. Время требовало максимальной открытости, приветливости по отношению к приезжим купцам и простора, чтобы те могли торговать. В городах еще оставались стены, но уже в XVI в. они выполняли преимущественно символическую функцию. Залпы пушек неприятеля могли разрушить городскую стену гораздо быстрее, чем тяжелые тараны прежних войн. Да и город уже не помещался внутри собственных стен.

Рис. 175 [Илл. – «Идеальный город». Фреска неизвестного художника XV в. Renaissance, стр. 67 нижн. рис.]

Многочисленные производства, лавки ремесленников, торговые ряды – все это требовало места. Численность городского населения постоянно росла – в поисках заработков сюда спешили оставшиеся без земли крестьяне и ремесленники из других городов, сюда стекались толпы нищих и калек. В городе оседали мелкие дворяне, малоземельные рыцари. Город в XIV–XVI вв. просто не мог быть расположен в неудачном месте для ведения торговли. Деятельность купцов была насосом, перекачивавшим деньги – кровь городской жизни. Приезжим купцам надо было где-то останавливаться и принимать пищу. Это повлекло за собой строительство постоялых дворов как внутри городских стен, так и на выселках. Постепенно начал складываться облик города эпохи Возрождения, имевшего множество общих черт со средневековым городом, но все же принадлежащего к новой эпохе.

Расцвет независимых городских коммун с органами самоуправления, а также значение города как торгового центра – вот два основных фактора, определивших внешний вид европейских городов XIV – XVI вв. Основная политическая и экономическая жизнь шла в районе центральной площади города. На этой площади возвышались главные городские строения – здание городского совета (ратуша), и собор, строительство которого могло вестись в течение нескольких сотен лет. Нижние этажи окружающих площадь домов были отведены под лавки крупных купцов. На центральной площади или неподалеку от нее разворачивался рынок, где торговали и приезжие купцы, и местные ремесленники, и крестьяне, привозившие в город продукты. По мере того, как города росли, в них появлялось по нескольку рынков, и каждый имел свою специализацию. В Лондоне, например, в пригороде Биллингсгейт существовал рыбный рынок, которому специальной хартией было даровано право на монопольную торговлю рыбой и морепродуктами в черте города и в окрестностях.

Рис. 176 [Илл. – Город. Фрагмент фрески Амброджо Лоренцетти «Плоды доброго правления». Renaissance, стр. 34]

Желающих поселиться в городе (и обладающих для этого средствами) было немало, а участков для строительства – не особенно много. Дом в центре был не только домом, но и рекламой купца или банкира. По фасаду дома, служившего одновременно конторой, посетитель мог узнать о роде занятий владельца, составить некоторое представление о его богатстве. Чтобы не платить слишком много за ширину фасада, жители городов стали строить свои дома «вглубь», так, чтобы на улицу выходил узкий фасад, а все остальное терялось позади, сжатое с боков соседними зданиями.

Более-менее чистыми и нарядными в европейских городах были только центральная площадь и прилегающие к ней улицы. Дальние улицы представляли собой паутину грязных, тесных закоулков, куда редко проникало солнце. Европейцы в XIV–XVI вв. не строили многоэтажных зданий – три-четыре этажа были уже редкостью. Многоквартирные «доходные дома», сдававшиеся под жилье для бедняков, также появились в Европе уже в эпоху капитализма. Обычно дом поднимался на два, редко на три этажа. Чтобы найти выход и расширить площадь дома, не переплачивая за землю, находчивые горожане строили узкий первый этаж. Второй же этаж далеко (насколько позволяла ширина улицы) выдавался вперед. Опорные балки, идущие из стены, еще больше сужали улицу на уровне человеческого роста, а нависающие стены верхних этажей порой почти смыкались с противоположных сторон улицы.

Рис. 177 [Илл. – «Музыкантши». Картина 1530 г. (Renaissance, стр. 260 верх. рис.)]

Европейская городская архитектура периода Возрождения была очень разнообразна. Национальные особенности проявлялись в городском строительстве в полной мере. Так, в Северной Италии большое распространение получили аркады и крытые галереи перед первыми этажами зданий. Аркада служила и опорой выступающим верхним этажам, и своеобразной витриной для торговых рядов. Можно было бродить под аркадами, обойти практически весь центр города, и ни разу не выйти на солнце. В центре и на юге Италии городское строительство было более свободным, с относительно широкими улицами, домами со множеством декоративных архитектурных деталей (лопаток, полуарок) на фасадах. Многие города сохраняли типично средневековый облик – с арками, соединяющими стены соседних домов, крытыми переходами над улицей.

Рис. 178 [Илл. – Вид средневекового города. Рисунок XV в. (Детский Плутарх, стр. 200)]

В Северной Европе господствовал более простой стиль, с высокими покатыми крышами, крытыми черепицей (в южных странах крыши делали менее покатыми, чем на севере). Фасады жилых домов – беленые, в качестве своеобразных украшений служили внешние деревянные балки, укрепляющие стену и выделяющиеся на фоне побелки. В целом гражданская архитектура северноевропейского города была гораздо сдержаннее, чем в средиземноморских странах.

Застройка городских кварталов велась безо всякого плана. Горожане строили дома, руководствуясь лишь собственным вкусом. Строения буквально теснили друг друга. В крупных городах теснота оборачивалась повышенным риском при пожаре. Стоило загореться одному дому, и с него пожар мог за короткое время охватить чуть не полгорода.

Рис. 179 [Илл. – Рисунок одной из башен замка Сфорца в Милане. XV в. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 544 рис. 724) ]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]