Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
            1. Учителю и ученику

Английские каперы в XVI–XVII вв. уничтожали испанские суда в Атлантическом океане. И это было весьма своеобразное явление. С одной стороны, их активные вооруженные действия против судов неприятеля (то есть, Испании) были подчинены строгим законам. Капер не имел права захватывать корабли нейтральных стран, если не был уверен, что они везут принадлежащий испанцам груз. Любое захваченное капером судно следовало привести в английский порт, где суд разбирался, справедливы ли были действия капера. Капер, получая от правительства разрешение, оставлял денежный залог – на случай, если Англии придется выплачивать компенсацию владельцам незаконно захваченных судов. С другой стороны, несмотря на все эти строгие правила, каперы, как правило, занимались обычным пиратством, не ведающим никаких законов, хотя формально пиратами не являлись.

Первым на этот призыв откликнулся Филипп II. Его флот, состоявший из 134 кораблей, взял курс на Англию. По плану испанского короля, армия из более тридцати тысяч человек, подкрепленная превосходной артиллерией, должна была высадиться в Англии и начать захват страны. Англо-испанская война перешла в открытую стадию.

Рис. 113 [Илл. – Непобедимая армада движется в сторону Англии. Фрагмент гравюры. (Renaissance, стр. 348 – 349)]

Испанская флотилия – «Непобедимая армада», действительно не знавшая себе равных в Европе, направлялась во французский порт Дюнкерк. Но Елизавета за годы своего правления недаром уделяла большое внимание судостроению и воспитанию моряков. Давние торговые связи с Нидерландами, опыт рыболовецких экипажей, промышлявших в негостеприимном Северном море, а также великолепный боевой опыт каперов сыграли свою роль. Навстречу «Непобедимой армаде» вышла флотилия из двух сотен легких, маневренных судов с орудиями на борту. Через две недели после отплытия из Испании, корабли Филиппа столкнулись с английскими судами. Флотом Елизаветы командовал Френсис Дрейк, бывший капер, хорошо знавший привычки и тактику испанских флотоводцев. Испанцам пришлось выдержать тяжелейшее сражение, в результате которого они потеряли значительное число кораблей и людей, даже не дойдя до Дюнкерка, и вынуждены были отступить. На обратном пути остатки «Непобедимой армады» попали в жестокий шторм. В итоге до испанских портов добралась только половина могучей флотилии. Потеря была сокрушительной – испанцам так и не удалось оправиться от поражения, и слава величайшей морской державы была утрачена.

Рис. 114 [Илл. – Разгром «Непобедимой армады». Фрагмент фрески XVI в. (Renaissance, стр. 357)]

Одновременно с укреплением внешнеполитических позиций Англии Елизавета заботилась и о торговом могуществе страны. Еще в период каперских войн она давала своим капитанам распоряжение захватывать острова и колонии испанцев и основывать там английские фактории. Генри Морган, один из самых знаменитых пиратов конца XVI в., также состоявший на королевской службе, захватил остров Ямайку, сделав его форпостом английских владений в Америке. Другим направлением, на котором Елизавета вовсю расширяла британское торговое присутствие, стала Россия. Английская королева вела переписку с Иваном Грозным, посылала к нему купцов и дипломатов. Русский рынок, едва открывшийся для Европы, представлял собой простор для деятельности предприимчивых подданных Британии. Первая английская экспедиция в Россию была отправлена еще в 1553 г. Ею командовал купец Ричард Ченслер. Россия стала для Англии неисчерпаемым источником стратегического сырья – леса, пеньки, смолы, льна, а также достаточно экзотических товаров – мехов, меда. Англичане, получив от Ивана Грозного множество привилегий, селились в крупных городах Северной России, и в самой Москве, столице Русского государства. Однако уже в 70-х гг. русский царь урезал привилегии англичан, которые вели себя в России как в своей сырьевой колонии, монополизировав всю русскую заграничную торговлю.

Рис. 115 [Илл. – Медаль в память гибели «Непобедимой армады». (Детский Плутарх, стр. 309 нижн. рис.)]

«Овцы, съевшие людей»

XVI век стал веком экономического роста Англии. Начиная со второй половины XV столетия христианский мир начал изменяться. Центр тяжести смещался с юга на север Европы. Средиземноморская торговля и связанные с ней страны теряли свое прежнее значение, и на первый план выходили державы, осваивавшие дальние морские и океанские плавания. Англия была в их числе. Ведя постоянные войны против Испании, тогдашней «владычицы морей», англичане в конце концов закрепили этот гордый титул за собой. Во внутренней экономике все большую роль играли суконные мануфактуры, а также связанное с ними производство шерсти. Английская шерсть была главным источником сырья для фламандских сукноделов, и к началу XVI в. спрос на нее значительно увеличился. Это привело к тому, что овцеводство вытеснило земледелие из списка первостепенных отраслей сельского хозяйства.

Крупные лорды-землевладельцы, не довольствуясь собственными землями, начали захватывать земли, которые ранее были общей собственностью – леса, луга, пастбища, использовавшиеся крестьянскими общинами на свободном основании. Затем свои земли потеряла большая часть крестьян, арендовавших пахотные угодья у лордов. Территории, отводившиеся отныне под пастбища, лорды обносили оградами – рыли канавы, ставили частокол, высаживали живую изгородь для защиты овечьих стад и для защиты земель от покушений крестьян. Огораживания велись с таким размахом, что стали не просто произволом лордов, а важным фактором экономической жизни страны. Разорение крестьян было катастрофическим. Томас Мор, философ и королевский канцлер при Генрихе VIII, говорил про огораживания: «Овцы в Англии съели людей». В первой половине XVI в. в ряде английских графств прокатилась волна восстаний против огораживаний. Особенно сильные волнения происходили в 1549 г. в графстве Норфолк, где огораживания приняли просто катастрофический характер. Мятежникам удалось даже захватить несколько городов.

Огораживания – ликвидация общинных земель в Англии в XV–XVI вв. Первоначально английские дворяне присоединяли к своему домену только общинные пастбища и луга, затем начали захватывать под пастбища и пахотные земли крестьянских общин.

Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, государственный деятель, писатель, юрист.

Рис. 116 [Илл. – Елизавета I с горностаем – символом королевской власти. (Детский Плутарх, стр. 305)]

Борьба с огораживаниями приняла такой размах, что даже короли были вынуждены всерьез заняться этой проблемой. Законы против огораживаний издавались еще во времена Генриха VII, первого из династии Тюдоров. Запреты налагались на разрушение крестьянских усадеб не менее двадцати акров величиной; крупным землевладельцам запрещалось содержать овечьи стада более чем на две тысячи голов, отдавать пахотные земли под пастбища. Но это помогало плохо. Лорды искали малейшую лазейку в законах, подкупали королевских чиновников-ревизоров и продолжали сгонять крестьян с их земель. Елизавета в 1597 г. подписала особый закон, подтверждавший все указы ее предшественников. Закон предписывал лордам вернуть все незаконно захваченные и огороженные земли прежним владельцам.

Но бродяжничество и нищенство уже успели стать серьезной проблемой для Англии. Толпы крестьян, разоренных огораживаниями, бродили по дорогам страны, попрошайничая, или оседали в городах, где и так не хватало работы. Меры против бродяг принимались еще до Елизаветы, и притом меры жесткие. Здоровых и работоспособных бродяг ловили, секли кнутом и брали с них клятву вернуться на родину и работать. По тюдоровскому законодательству любой свободный человек обязан был наниматься к тому, кто предложит ему работу, за ту плату, которую назначит наниматель. Не повиновавшихся штрафовали, приговаривали к клеймению каленым железом и к казни. Эдуард VI издал даже указ, по которому бродяга-паупер передавался в фактическое рабство тому, кто донес на него властям. Хозяин мог продать или подарить паупера, мог заставить его выполнять любую работу и жестоко наказывать за неповиновение.

Паупер (от лат. pauper – бедный, неимущий) – название английских нищих в средние века.

В конце концов, чтобы избежать народных волнений, королевское правительство взяло на себя заботу о бедняках. Был введен специальный налог на государственное содержание бедняков. Мировые судьи в графствах должны были из этих средств приобретать участки земли и строить так называемые работные дома, где бродягам давали кров, стол и заставляли трудиться. При Елизавете I система работных домов получила еще более широкое распространение. В каждом графстве предписывалось открыть по два-три таких заведения, содержавшихся за государственный счет. Но количество нищих в городах все равно не уменьшалось, и это грозило народными волнениями. В 1589 г. королева издала новый указ, запрещавший селиться нескольким семьям в одном доме. Жители Лондона не имели отныне права пускать на постой жильцов в частные дома. При сдаче дома в аренду надлежало сдать вместе с жильем и земельный участок – не менее четырех акров на семью. Однако все эти законы были далеки от того, чтобы реально разрешить проблему бродяг. Даже один из высокопоставленных елизаветинских чиновников писал: «Если бедняки, лишившиеся крова, поселяются у других, их ловят на основании закона о жильцах, если же они бродяжничают, их ловят и наказывают плетями как бродяг».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]