Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
        1. Первые восстания

Первыми с оружием в руках на защиту новой веры выступили не крестьяне и не горожане. В 1522 г. началось восстание среднего германского рыцарства, открыто выступившего против курфюрстов и епископов. Во главе восстания стоял рыцарь Франц фон Зиккинген. Одним из его соратников и главным идейным вождем восстания был Ульрих фон Гуттен, немецкий гуманист, автор множества памфлетов, направленных против католической церкви и лично против папы. Главным лозунгом восставших было объединение Империи под властью одного правителя, которое помогло бы справиться с политической и экономической отсталостью страны. Небольшое войско рыцарей начало борьбу против князей церкви, и в 1523 г. осадило город Трир, резиденцию одного из наиболее влиятельных германских епископов. Основу войска составляли мелкие дворяне, пытавшиеся возродить идеалы германского рыцарства. При вступлении в армию фон Зиккингена они заключили военный союз сроком на шесть лет.

Рис. 36 [Илл. – Франц фон Зиккинген. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 238 нижн. лев. рис.)]

Франц фон Зиккинген (1481 – 1523) – немецкий имперский рыцарь, один из вождей Реформации.

Ульрих фон Гуттен (1488 – 1523) – немецкий гуманист, писатель, политический деятель. Выходец из рыцарского сословия.

Однако армия рыцарей потерпела сокрушительное поражение. Их основные противники – светские и духовные князья – объединились перед лицом общего врага. На помощь осажденному епископу Трирскому прибыла тридцатитысячная армия, собранная курфюрстами. Рыцарское войско было разгромлено, его остатки добиты в ходе нескольких небольших сражений. Франц фон Зиккинген погиб, а Гуттен был вынужден бежать в Швейцарию.

          1. По поводу и без повода

В учебниках истории рыцарь Франц фон Зиккинген обычно изображается самоотверженным борцом за свободу простого народа, возглавившим народное движение. Но в биографии этого рыцаря был малоизвестный, но весьма примечательный эпизод.

Правительство итальянского города Милана в тяжелую минуту вынуждено было взять кредит под вексель. Уплата долга затягивалась, и тогда Франц фон Зиккинген выкупил у кредиторов Милана вексель, приехал во главе многочисленного хорошо вооруженного отряда и вынудил горожан собрать деньги и уплатить ему как правопреемнику кредиторов всю сумму. Так что славный воин Франц фон Зиккинген умел не только хорошо сражаться, но и хорошо выбивать долги.

Тем временем Томас Мюнцер не терял времени даром. Центром анабаптистского движения стали юго-западные земли Германии. После того как Швейцария откололась от «Священной Римской империи», этот ближайший к ней регион оставался одним из самых напряженных в стране. Крестьянские восстания против феодалов вспыхивали здесь и раньше, и антицерковные настроения в юго-западных областях были сильнее, чем в более экономически развитых центральных регионах. Радикалы-анабаптисты, чьи лозунги содержали призыв и к церковной, и к социальной реформе, нашли здесь всеобщую поддержку. Восстание, долго готовившееся Мюнцером и его последователями, началось летом 1524 г. Мятежники из нескольких деревень на Верхнем Рейне требовали отмены новых поборов, отягощавших и без того тяжкое налоговое бремя. За пару месяцев области между верховьями Рейна и Дуная были охвачены восстанием. Анабаптистские проповедники, путешествующие по мятежному региону, призывали крестьян подняться с оружием в руках против феодалов и епископов.

В конце 1524 – начале 1525 г. руководители восстания опубликовали свою программу, первую среди революционных программ в Германии XVI в. Эта программа, названная «Статейным письмом», призывала к коренным изменениям в германском обществе и к построению нового государства, основанного на христианских добродетелях. Главным тезисом было «служение общей пользе», всеобщее экономическое равенство и общий труд. Программа, безусловно, отвечала чаяниям низших слоев крестьянства, но была утопичной. Она стала скорее зеркалом тех требований, которые накопились в низших слоях германского общества, но никак не руководством к действию. Большинство руководителей восстания, преследовавшие все же достаточно конкретные политические цели, не разделяли религиозной категоричности «Статейного письма». Среди вождей крестьянского восстания не было согласия, что позволяло князьям вести переговоры с одними, добиваясь уступок, и расправляться с другими.

Рис. 37 [Илл. – Убийство рыцаря. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 237 верхн. рис.)]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]