Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
  1. Церковь

Эпоха Возрождения в истории европейской церкви может быть обозначена скорее не как «Возрождение», а как промежуток времени с XIV по XVI вв. Возрождение как культурное явление не отразилось напрямую на церковной жизни, хотя и было тесно связано с серьезнейшими потрясениями всех устоев католической церкви.

Рис. 173 [Илл. – Император Фридрих III коронует Энея Сильвио Пикколомини лавровым венком. Фреска. Renaissance, стр. 97]

Гуманистическая культура, в XV и XVI вв. противопоставлявшая себя церкви, вышла из ее недр. Многие представители раннего гуманизма были служителями церкви. Франческо Петрарка имел довольно высокий церковный сан, служил при папском дворе и получил от церкви небольшое имение. Итальянские, французские гуманисты были верными католиками. «Свободные искусства», составившие основу всего гуманистического образования, были взяты из схоластической системы. Весь гуманизм сформировался в лоне католической церкви. Противостояние гуманизма и католицизма шло в основном по линии образования, поскольку схоластика как образовательная система устарела к концу XIV в. Те знания, которые богословы давали ученикам, не соответствовали динамичному, развивающемуся европейскому обществу. Мир менялся, и школьную систему необходимо было менять вместе с ним. Серьезные расхождения между церковью и гуманизмом начались, когда гуманисты провозгласили новый тезис: человек уподобляется Богу, поскольку тоже способен творить.

    1. Храм и город

Однако в обществе позиции церкви в начале Возрождения были по-прежнему сильны. Идеологическое единство постепенно пропадало, но у церкви сохранялись ее огромные богатства. Христианская вера не имела никаких альтернатив в Европе, а следовательно, и положение христианской церкви ничто, казалось, не могло поколебать.

У двух первых сословий – дворянства и церкви – была общая черта, породившая все их проблемы. И первое, и второе сословие были слишком зависимы от многочисленных условностей и ритуалов, связанных с их положением в иерархии общества. Поэтому у церкви, как и у знати, не хватило маневренности, чтобы отреагировать на изменяющуюся обстановку в обществе.

Богатства церкви издавна не давали покоя как королям, так и крупным феодалам. Зарождение гуманистической культуры дало дворянству собственную идеологию, вооружив его против высших иерархов церкви. В это же время короли в национальных государствах предпринимали активные и успешные попытки подчинить церковь себе. Все вместе это вызвало начало упадка католицизма в Европе. Примеров такого упадка множество – от выступлений английского богослова Джона Уиклифа и гуситских войн в Чехии в XIV в. до затеянной английским королем Генрихом VIII церковной реформы и запрета на деятельность католической церкви в Англии.

В средние века папы определяли всю европейскую политику. Они могли смещать императоров и ставить правителей целых стран в вассальную зависимость. Угроза церковного отлучения, самая страшная угроза в Средневековье, не могла минуть даже короля. Церковь была полностью самостоятельна в своих поступках и поистине правила Европой. Однако по мере того, как короли подчиняли непокорных вассалов и забирали в свои руки всю полноту власти в стране, церкви приходилось подстраиваться под королей, а не подстраивать их под себя. Не случайно к концу XVI в. католическая церковь сохранила и укрепила свое положение в обществе только в тех странах, где ее поддерживали короли. Самыми католическими странами Европы стали в это время Испания и Португалия. Колониальные завоевания в Америке и Азии шли под знаменем распространения истинной веры, и в церковную казну хлынули новые богатства. В основном за счет американского золота католической церкви удалось пережить церковный раскол и Реформацию.

Как и светская знать, католическое священство в XIV–XV вв. начало разделяться на две группы. С одной стороны, высшие иерархи церкви, сосредоточившие в своих руках основные земельные владения, богатые епархии и высшие церковные должности. С другой – средний и низший слой священнослужителей и богословов, городских и сельских священников, университетских профессоров, живших в городах. Именно из среднего слоя духовного сословия в XIV в. впервые прозвучали призывы к церковной реформе. Из этой среды вышел и первый идеолог немецкой реформации Мартин Лютер, многие другие деятели протестантизма.

Социальное положение двух групп священнослужителей было весьма различно. Епископы, владевшие богатыми городами, вели себя как светские феодалы. Многие из них и были дворянами, купившими прибыльную церковную должность. Папская курия все еще пыталась оказывать давление на европейскую политику, но даже епископы не всегда подчинялись «наместнику Святого Петра». Авиньонское пленение пап чуть не вызвало катастрофический раскол в католической церкви, грозивший большими бедами, чем протестантизм. В принципе, католическая церковь в XIV–XVI вв. была точным отражением светского общества – с задержкой примерно на столетие. Положение папы было ослаблено так же, как и положение королей в период феодальной раздробленности в средние века. Епископы вели себя как герцоги и графы, творя в своих епархиях что им заблагорассудится. Как прежде светские феодалы искали помощи у папы против короля, теперь епископы выступали на стороне короля, не заботясь о единстве церкви. Многие епископы занимали не только церковные, но и светские должности – были королевскими наместниками, причем не всегда только в своем городе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]