Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
    1. Торговля

Высокое Средневековье – эпоха ремесленников, Возрождение – эпоха купцов. Экономическая дифференциация христианского мира и становление национальных государств – два главных фактора, повлиявших на развитие европейской торговли в XIV–XV вв. А в XVI в., когда перед европейскими купцами распахнулись новые горизонты обитаемого мира, торговля вышла на совершенно новую ступень развития.

«Революция цен»

«Революцией цен» были названы резкие перемены в европейской денежной структуре, вызванные испанской колонизацией Америки в начале XVI в. Вновь открытый континент был неслыханно богат золотом. Таких богатств Европа не видела никогда. Причем американское золото даже не нужно было добывать из месторождений – оно в изобилии было у коренного населения Центральной и Южной Америки.

Рис. 148 [Илл. – Золотой мальтийский крест, принадлежавший капитану одного из судов испанской «Непобедимой армады». (Renaissance, стр. 362 прав. рис.)]

Испанцы вывозили из новых колоний в метрополию неисчерпаемые запасы золота, серебра, драгоценных камней. Бедная страна на западной оконечности Европы в одночасье стала богатейшей державой христианского мира. Естественно, резкий и совершенно неконтролируемый приток золота, главного платежного средства в Европе того времени, вызвал обвал денежной системы.

По подсчетам историков, общая стоимость серебряных и золотых монет, обращавшихся во всех странах Западной Европы, с 1500 по 1600 гг. возросла почти в шесть раз. Та легкость, с какой драгоценные металлы вливались в европейскую экономику, привела к стремительному снижению их стоимости, снизив стоимость самих денег. Соответственно, цены на все без исключения продукты и товары резко поднялись. В первую очередь, подорожали продукты питания (хлеб), а также все товары, которые страны-колонизаторы вывозили для продажи в колониях.

Колонии в Новом Свете были для испанских купцов источником неслыханных прибылей. В колониях, где европейцы почти ничего не производили, спрос на европейские товары (и на продукты питания) был огромным. Купец мог установить практически любую цену. Не пришлось долго ждать, пока этот спрос рикошетом ударит по Старому Свету, в первую очередь, по самой Испании.

Испанские купцы, сбывающие свои товары за океаном втридорога, довольно быстро установили такую же высокую ценовую планку и на родине. Этому способствовало то обстоятельство, что европейская промышленность не успевала за финансами. Иными словами, товаров европейские мануфактуры производили столько же, сколько и прежде, а требовалось его значительно больше. Для отправки товара в Америку, купцы фактически забирали его у Европы. А раз так, ничто не мешало продавать товар европейцам по той же цене, что и жителям колоний. В период, когда американское золото шло в Испанию наиболее широким потоком, спрос настолько превышал предложение, что покупатели соглашались даже на такие грабительские условия.

Рис. 149 [Илл. – Золотой дукат эпохи Карла V. (Renaissance, стр. 362 верх. рис.)]

Подорожание продуктов и товаров, с одной стороны, и удешевление денег – с другой, немедленно сказались на заработной плате крестьян и работников мануфактур. Товары дорожали гораздо быстрее, чем работники получали прибавку (в Англии, например, королевский указ ограничивал верхнюю планку заработной платы наемного работника, но не мог ограничить верхнюю планку цены на хлеб).

Наряду с третьим сословием, «революция цен» страшно ударила по дворянству. В XVI в. натуральная земельная рента повсюду уступила место фиксированной арендной плате. Средневековое законодательство, раз навсегда определявшее стоимость аренды земельного участка, на сей раз оказалось на стороне арендаторов. Землевладелец не имел формального права повышать ренту, и ему приходилось довольствоваться сильно «похудевшими» деньгами. В те годы разорились многие бедные дворяне, вынужденные закладывать имения и продавать имущество за долги, которые больше нечем было оплачивать. Кроме того, дворянин просто обязан был жить не ниже определенного уровня, требовавшего немалых расходов особенно тогда, когда в Европу хлынули богатства и предметы роскоши со всего мира.

Разорение мелкого рыцарства имело далеко идущие последствия. Не имея возможности обеспечивать себя рентой или аллодом, рыцари вынуждены были поступать наемниками на королевскую службу. Практически во всех странах «революция цен» ощутимо наполнила королевскую казну, так что короли могли позволить себе содержать наемную, а не вассальную армию. В этой сфере, как и во многих других, Средневековье подходило к концу, и его обычаи отмирали как анахронизм, не обеспеченный деньгами.

Кто безусловно выиграл на «революции цен» – так это крупная земельная знать, купечество и владельцы мануфактур. Доходы купцов строились на невиданной прежде разнице спроса и предложения, на стремительном расширении рынка предметов роскоши (самой дорогостоящей категории товаров). Золотое время наступило и для ростовщиков, наживавших громадные капиталы на разнице денег различных стран. Впрочем, ростовщики и собственно денежный вопрос заслуживают отдельного упоминания.

Что касается владельцев крупных мануфактур, то они получили возможность не только расширять производство, гарантированный рынок сбыта, но и приток громадных денежных средств – живых, хотя и сильно обесценившихся денег. То же самое происходило и с крупными европейскими землевладельцами. Именно их громадные хозяйства являлись главными производителями продуктов питания и сырья для ряда производств (в первую очередь, шерсти для сукноделия). Именно в связи с повышенным спросом буквально на все товары они имели возможность поднимать цены. Цифры свидетельствуют, что только за вторую половину XVI в. хлеб вырос в цене в Англии в полтора раза, во Франции вдвое, а в Германии и вовсе в три раза. При этом, повторим, покупательная способность металлических денег резко снизилась.

Европейские купцы выиграли от «революции цен» еще с одной точки зрения. Вся деятельность по торговле в колониях находилась в руках португальских и испанских королей. Торговым домам и компаниям из тех регионов, в которых купеческие традиции были гораздо старше, чем в Испании и Португалии, в конце концов удалось взять под свой контроль торговлю колониальными товарами в Европе. В отличие от испанцев и португальцев, итальянские, немецкие и нидерландские купцы имели большой опыт торговли в Европе, контролировали большую часть континентальных торговых путей. Так что примерно в середине XVI в. вся торговля колониальными товарами шла не через формальных хозяев этих товаров, а через иностранных купцов. Подчеркнем – вся. Иными словами, Испания и Португалия стали зависеть от иностранцев. Но если португальцы владели пряностями, гарантировавшими постоянный доход, то основное богатство Испании заключалось в драгоценных металлах. Эта зависимость стала одной из главных причин страшного краха Испании после «революции цен».

Увеличение денежной массы в Европе создало почти безграничные возможности для европейских банкиров и ростовщиков. Кредитные операции в Европе в середине XVI в. даже превышали по объему товарооборот. Крупные итальянские и немецкие банкирские дома ссужали деньги не только на частные предприятия, но и на нужды королевских домов Европы. Абсолютные монархии, жизнедеятельность которых обеспечивала армия королевских чиновников, требовали колоссальных расходов, а ни одно королевство в Европе не обладало достаточными средствами. Так что многие европейские правители к концу XVI столетия оказались в огромном долгу перед несколькими частными банкирами (как правило, иностранцами).

В Испании катастрофическое воздействие «революции цен» проявилось уже после того, как в Европе все пришло в норму. Королевство долгое время жило исключительно за счет запасов драгоценных металлов, прибывавших из колоний. Но рано или поздно этот источник должен был иссякнуть. Когда это случилось, оказалось, что Испания безнадежно отстала от других стран. Собственные испанские товары стоили очень дорого, и их не покупали за рубежом. Золота же в казне оставалось крайне мало. Все средства, что были, расходовались на содержание пышного королевского двора. Обнищание коснулось не только простонародья, но и среднего слоя дворянства.

Несмотря на тяжелые социальные потрясения, «революция цен» оказалась благом для Европы. Она значительно оживила европейский рынок, подвергла его испытанию на прочность, которое он вполне выдержал. С «революцией цен» было связано, хотя и не в прямой зависимости, и новое разнообразие в торговой жизни Европы. Из заморских колоний поступали новые товары, в том числе пряности. Их цена снизилась по сравнению с теми временами, когда всю торговлю с Востоком контролировали арабы и турки. В то же время и европейцы получили доступ к новым рынкам сбыта. Торговля с колониями оздоровила европейскую торговлю, не дала ей зачахнуть внутри одной и той же территории.

Период, в который в Европе произошла «революция цен», стал судьбоносным для западнохристианской цивилизации. Владения европейцев, пусть и плохо контролируемые ими, были источником несметных богатств, позволивших западной культуре занять лидирующее положение в мире. Теперь Европе была не страшна даже могущественная Оттоманская империя на Ближнем Востоке.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]