Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
            1. Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.

Поярков Василий Данилович (даты жизни неизвестны) – русский землепроходец, исследовавший и описавший территории Сибири и Дальнего Востока.

Семен Дежнев (ок. 1605–1673) – русский землепроходец и мореплаватель. Автор карты дальневосточных земель.

Путешествия и открытия новых земель не прекращались. В 1616 г. голландец В. Схаутэн, уроженец города Горн, предпринял плавание к берегам южной Америки. Он проплыл тем же путем, что и Дрейк во время своего кругосветного путешествия. Обогнув с юга острова Огненной Земли, Схаутэн открыл южную оконечность Америки – мыс Горн, носящий имя его родного города.

Вообще, история Великих географических открытий целиком записана на картах мира. От Дэвисова пролива до пролива Дрейка и мыса Горн, от Магелланова пролива до мыса Дежнева и Берингова пролива – карта сохранила имена многих мореплавателей, которые в XVI–XVIII вв. решительно раздвигали границы разведанного мира. Разумеется, в этой необычной хронике не указаны даты, в ней масса крупных и мелких ошибок и недоразумений, самая большая из которых – величиной с два континента, Северную и Южную Америку. Первые мореплаватели называли открытые земли либо в честь святых покровителей, либо в свою собственную. Традиция украшать карту именами королей и королев пришла несколько позже, в XVIII в. Тогда европейские мореплаватели впервые осмелились углубиться максимально к югу и обнаружили льды – прибрежные льды Антарктиды, изучение и описание которой началось лишь в XIX в.

  1. Что дали миру мореплаватели?

XV–XVII века не зря носят в истории имя эпохи. Эпохи Великих географических открытий. Значение плаваний испанских, португальских, английских и голландских купцов-авантюристов действительно трудно переоценить. Открытие нового мира повлияло буквально на все стороны жизни европейской цивилизации.

Купцы-авантюристы – европейские купцы XV–XVII вв., исследовавшие прежде неизвестные направления, представлявшие перспективный интерес для торговли. Действовали исключительно на свой страх и риск, не имея государственной поддержки.

Христианский мир менялся. Ему было тесно в границах, установленных еще в античную эпоху. Национальные государства, формирование которых началось в эпоху Высокого Средневековья, к концу Возрождения уже в общих чертах сформировались. Внутри Европы был достигнут относительный баланс сил, и возможностей раздвигать границы практически не оставалось.

Развитие естественных наук, связанное с гуманистическим движением, повлекло за собой грандиозный технический скачок, какого христианский мир прежде не знал. За сотню-другую лет было сделано едва ли не больше изобретений, чем за тысячелетие Средневековья. Европейские ученые открыли компас, создали довольно точные навигационные приборы, позволявшие ориентироваться по звездам. Все это облегчало задачу моряков и делало дальние плавания чуть менее опасными. К тому же, технология строительства кораблей тоже заметно продвинулась вперед по сравнению со средними веками.

Менялась не только Европа. Менялось и ее окружение. С давним врагом – арабским миром – европейцы уже почти смирились и даже установили прочные торговые отношения. Но в середине XV в. на Ближнем Востоке появилось новое мусульманское государство – Османская империя, страна крайне воинственная и решительно настроенная на расширение своего жизненного пространства. Действия турок в Средиземном море нанесли серьезный ущерб левантийской торговле, основе практически всей внешнеторговой деятельности европейцев. А потому нужно было искать какие-то новые торговые пути. Необходимость эта была тем более острой, что европейцы к концу Возрождения начали закисать в своих границах. Торговля шла практически одним и тем же, а необходимость платить туркам за восточные товары уменьшала запасы золота и серебра, уже давно не пополнявшиеся. Да и приток предметов роскоши уже был недостаточным, чтобы насытить королевские дворы и богатую европейскую знать. Наконец, купцы в Западной Европе были крайне недовольны монополией итальянцев – генуэзских и венецианских торговцев-посредников.

Рис. 75 [Илл. – Андреа Вичентино. «Битва при Лепанто». Фрагмент. 1585 г. (Renaissance, стр. 333)]

Открытие новых земель дало новый стимул развитию европейской промышленности и торговли. Потоки золота и серебра, хлынувшие в Европу после колонизации Южной Америки, значительно оживили чахнувшую денежную систему западнохристианского мира. Необходимость торговать с обитателями далеких стран оказала положительное влияние на европейскую промышленность.

В эпоху Великих географических открытий центр тяжести христианской цивилизации стал постепенно смещаться. Средиземноморский регион утратил свое главенство в экономике, как еще раньше утратил его в политической жизни. Теперь центром становилась континентальная Европа – Пиренеи, Северная Европа (Англия и Нидерланды). Особенно выделялись в этом плане Нидерланды. После освобождения страны от господства германо-испанской династии Габсбургов Нидерланды превратились в богатую страну с хорошо развитой промышленностью, морскими портами и сетью сухопутных дорог, связывающих страну со всей Европой. Нидерланды, или Голландия, стали центральной торговой площадью Европы в XVI–XVII вв.

Усиление Нидерландов и Англии в европейской торговле означало смену приоритетов христианского мира. Ослабление средиземноморского региона, в особенности Италии, было тесно связано с тем, что католическая церковь, безраздельно господствовавшая в средние века, утрачивала позиции. Рим, столица Папской области, всегда в какой-то мере контролировал не только политическую, но и экономическую жизнь христианского мира. Союзникам Рима было легче добиться от папской курии каких-либо льгот (в первую очередь, касавшихся торговли с арабским миром). Кроме того, вплоть до конца эпохи Возрождения христианский мир был относительно невелик, и контролировать его можно было без лишних усилий. Колониальная экспансия Европы шла, разумеется, под знаменами католической веры. Испания и Португалия, первые страны, двинувшиеся за моря, были в числе главных оплотов католицизма. Папа римский даровал королям Испании и Португалии право владеть теми землями, которые они и так захватывали. Но это благословение было со стороны католической церкви скорее попыткой сохранить лицо.

Эпоха Возрождения стала эпохой скорее в культурном, нежели в историческом смысле. Мировоззрение основной части европейского общества в это время оставалось практически тем же, что и в XI–XII вв. Эпоха Великих географических открытий изменила менталитет европейцев. Страх перед внешним миром, страх перед странами, где не знают истинной веры, сменился любопытством и жадностью. Уже при правителях эпохи Возрождения, учившихся ценить красоту окружающего мира, принцип Средневековья «не больше, чем нужно» отошел в прошлое. Несметные богатства Америки и Индии и вовсе перечеркнули его. Дух авантюризма, дух дальних странствий гнал европейцев в море.

Новые земли способствовали снижению социальной напряженности в Европе. Бедняки из низших сословий, разорившиеся аристократы из старой знати, неудачливые купцы получали возможность начать все заново на новых землях. Массовые переселения европейцев на новые территории начались примерно в XVII–XVIII вв., но начало этому процессу было положено уже в XVI в. Католическая церковь, терявшая позиции в Европе после Реформации, усилила гонения на еретиков в тех странах, которые оставались под контролем «католических государей». Монархи, напуганные размахом реформаторского движения, также свирепствовали, выискивая тех, кто мог представлять угрозу трону. Возможность уехать туда, где не будут преследовать за веру, также вдохновляла многих европейцев на переселение. Так, в 1620 г. из Англии отчалил корабль «Мэйфлауэр», который привез в Северную Америку английских пуритан, не согласных с официальной англиканской церковью. И таких групп беженцев по религиозным мотивам в XVII в. было немало.

Экономические, политические, социальные подвижки – все это было тесно связано с эпохой Великих географических открытий. Мир изменялся, и скорость изменения все возрастала. Огромное количество поступающей новой информации дало толчок к быстрому развитию наук и к экономическому росту. XVII и XVIII века – период в истории Европы, когда произошло множество событий, внешне не очень связанных между собой, но образующих четкую картину новой ступени исторического развития христианской (все еще христианской!) цивилизации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]