Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
      1. По поводу и без повода

О жестокости Людовика XI рассказывали много. Одна из историй – о том, как он заподозрил (не без оснований) одного из высших государственных чиновников в измене. Изменник был схвачен, осужден и признан виновным. Король повелел запереть его в тесной низкой клетке, где не было достаточно места, чтобы нормально сесть или встать. Несчастный пробыл согнутым «в три погибели» на протяжении одиннадцати лет – до самой смерти.

Фактически, формирование земель Французского королевства на этом было завершено. И тогда Людовик XI взялся за наведение внутреннего порядка. На место интригану и дипломату пришел беспощадный властитель. Все феодалы, которые выступали против Людовика на стороне герцога Бургундского, испытали на себе королевский гнев. Практически вся верхушка феодальной знати Франции была арестована. Многие из них погибли под пытками, многие – казнены. Результатом этого стало полное подчинение всех уцелевших феодалов королю. Власть Людовика XI во Франции стала практически полной. Он стал крупнейшим землевладельцем страны – к королевскому домену при Людовике были присоединены Бургундия, Прованс и несколько крупных областей в разных концах Франции. Дворянство Франции, возможно, впервые в истории страны, начало бояться своего короля. Людовик, впрочем, тоже опасался козней со стороны подданных, и в конце концов, опасаясь заговоров, перебрался в хорошо укрепленный замок вне стен Парижа, под охрану иноземных наемников. Король почти исключил феодальную знать из процесса управления государством, но не стал слишком приближать к себе и города – исконных союзников французских королей во времена феодальных междоусобиц. При нем большинство городских коммун лишились значительной части прежних вольностей. По сути, Людовик стал первым абсолютным монархом во Франции.

Внешняя политика Людовика XI развивалась примерно по такой же схеме, как и внутренняя. Среди европейских правителей того времени он выделялся дипломатическими способностями, то есть умением сплести тонкую интригу, обмануть противника, не прибегая к силе. Такое поведение короля могущественной державы выходило за рамки тех правил, по которым продолжала жить Европа в эпоху позднего феодализма – правил, основанных на силе, а не на хитрости. В соседних странах французского короля не любили и побаивались – он был плохо предсказуемым политиком. Хронисты, не слишком симпатизировавшие Людовику, сравнивали его с пауком, опутавшим своими заговорами весь христианский мир.

            1. Учителю и ученику

В 1475 г. английский король Эдуард IV решил возобновить войну против Франции. Его войско, высадившееся на французском берегу, было встречено не армией, а громадным обозом с продовольствием, присланным по приказу Людовика XI. Королевские послы, прибывшие с обозом, объявили о готовности Людовика к переговорам. Эдуард со свитой выехал в Париж.

Людовик во все время переговоров щедро кормил послов и осыпал их дарами. В конце концов короли сошлись на том, что Франция будет выплачивать Эдуарду по 10000 ливров ежегодно, и англичане вернулись на родину. Впоследствии Людовик со смехом говорил, что разделался с англичанами проще, чем его отец – всего лишь накормив их пирогами и напоив добрым вином. Действительно, новая война оказалась бы для Франции попросту смертельной, а ежегодные выплаты «на престиж» английскому королю казна вполне могла осилить.

За годы своего царствования Людовик XI проявил себя не только как выдающийся политик и умелый дипломат. На политических интригах и беспощадности к ослабевшим противникам можно было завоевать авторитет, но не построить по-настоящему сильное государство. Экономика Франции, разрушенная Столетней войной, к моменту воцарения Людовика оставалась в плачевном состоянии. Потому, подчинив себе феодальную знать, Людовик занялся хозяйством страны и преуспел в этом.

В период царствования Людовика XI важным экономическим центром страны стал Лион – город на юго-востоке страны, на границе с германскими землями. Людовик повелел основать в Лионе шелковые мануфактуры, которым лично покровительствовал. Приграничное положение Лиона обеспечило успех и тамошней ярмарке, также учрежденной королем. Лионская ярмарка превратилась в крупнейшую во Франции. Другим городом, пользовавшимся особым королевским расположением, стал Бордо. Чтобы добиться экономического процветания Франции, Людовик прибег и к своим дипломатическим талантам. Он заключил выгодный торговый договор с английским королем, позволивший оживить экономическую деятельность в Северной Франции, наиболее пострадавшей в Столетней войне. За счет этих шагов даже потеря Фландрии оказалась не слишком ощутимой для хозяйственной жизни страны.

Политика и экономика вообще очень тесно переплетались в деятельности Людовика. Ограничивая вольности городских коммун, он всячески способствовал развитию промышленности, чем обезопасил себя от городских восстаний. Третье сословие вообще пользовалось расположением короля. Он неоднократно принимал у себя во дворце зажиточных горожан, обращался с ними по-свойски и прислушивался к советам опытных купцов. Дружба с богатыми представителями городских общин укрепляла позиции короля гораздо сильнее, чем заверения в дружбе, дававшиеся другими королями вольным городам и коммунам. Многие важные решения короля, касавшиеся экономики, имели сильный политический резонанс. Он, в частности, запретил вывозить из страны золото и серебро. Это позволило за довольно короткое время накопить внутри Франции значительные денежные ресурсы, и страна стала едва ли не сильнейшей в Европе как в политическом, так и в экономическом отношении.

Держа в руках все нити управления страной, распоряжаясь громадными богатствами, Людовик жил крайне скромно. Хронисты того времени отмечают, что король «платьем и манерами» походил скорее на горожанина, купца средней руки, постоянно погруженного в дела и не думающего ни о чем другом. Несмотря на эту скромность, Людовик XI вошел в историю Франции как один из наиболее выдающихся королей эпохи Позднего Средневековья. Он укрепил центральную власть в стране, покончив с феодальными междоусобицами, поднял на ноги хозяйство Франции. При Людовике процесс формирования французской нации, начавшийся еще в XIII в., в эпоху Высокого Средневековья, практически завершился. Страна представляла собой монолитное королевство с крепкой центральной властью, имела отлично развитую и разнообразную промышленность, налаженную сеть торговых путей.

Существенным элементом объединения Франции стал язык. К концу XV в. во Франции пустила прочные корни гуманистическая культура, зародившаяся в Италии. Образованные французы вслед за итальянцами успешно сочетали культуру античной традиции с народным языком. В произведениях французских гуманистов складывался литературный французский язык, вырабатывались его грамматические нормы, вбиравшие в себя понемногу от всех диалектов Франции. Во времена Людовика XI претерпел изменение сам смысл слова «француз». Еще в XII–XIII вв. французами называли себя только жители королевского домена – Иль-де-Франса, зажатого между владениями богатых феодалов. Чуть позже французами стали называть жителей Северной Франции. На юге в XIV в. еще сильно ощущщалось культурное и экономическое влияние Прованса, а западные области были тесно связаны с Англией. Теперь же французами стали считаться все жители Французского королевства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]