Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
        1. Дворяне против короля

Крайне тяжелое экономическое положение в стране усугублялось и невероятным ужесточением полицейских мер. Доносительство, позволявшее Филиппу II контролировать всю жизнь его испанских подданных, процветало и в Нидерландах. Здесь, как и повсюду во владениях Филиппа, действовало правило, по которому доносчик на еретика или изменника получал десятую часть его имущества. Католическая инквизиция была в Нидерландах едва ли не более кровавой, чем в самой Испании, поскольку на костры шли не только еретики-протестанты, но и те, кто был недоволен королевской властью (а таких в Нидерландах было большинство). В таких условиях сопротивление испанцам и католицизму лишь набирало силу. К середине 60-х гг. XVI в. во всех крупных городах Нидерландов были широко распространены антикатолические учения – в первую очередь, кальвинизм. Послушать проповедников-протестантов в городах собирались толпы народа, а проповеди носили не только антикатолический, но и антииспанский характер. Проповедники выступали порой даже против ненавистного для большинства жителей короля Филиппа. В городах участились случаи неповиновения жителей властям – с оружием в руках они препятствовали проведению аутодафе, не позволяя сжигать десятки осужденных еретиков.

Рис. 120 [Илл. – Граф Эгмонт. Гравюра А. Вальяна. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 261)]

В ответ на это Филипп усилил присутствие испанских войск в стране и заместил почти всех чиновников испанцами. Это, в свою очередь, вызывало недовольство нидерландского дворянства, которое полностью оттеснили от управления страной. Недовольство распространилось даже на высшее нидерландское дворянство, до тех пор в общем поддерживавшее Филиппа. Члены Генерального совета, принц Вильгельм Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн открыто выступали на заседаниях Совета. Они требовали от короля сместить Гранвеллу, ненавидимого повсюду в Нидерландах, вывести из страны испанские гарнизоны, вернуть нидерландским городам и дворянству прежние вольности, отменить постановления против еретиков. Король согласился выполнить лишь два из этих требований. Гранвелла был отставлен, а большая часть испанских войск вернулась на родину. Этого оказалось достаточно, чтобы авторитет троих оппозиционеров – в первую очередь, принца Оранского, высоко поднялся в Нидерландах.

Вильгельм Оранский, по прозвищу Молчаливый (1533–1584) – немецкий дворянин, один из руководителей борьбы Нидерландов за независимость.

Ламораль Эгмонт (1522–1568) – нидерландский граф, один из лидеров нидерландской дворянской оппозиции в середине XVI в.

Адмирал Горн (Филипп де Монморанси, ок. 1524–1568) – нидерландский военный деятель, один из руководителей нидерландской оппозиции, участник антииспанской войны гезов.

После отставки Гранвеллы фактической правительницей страны осталась королевская наместница Маргарита Пармская. В апреле 1566 г. к ней на прием пришла делегация мелких и средних нидерландских дворян. Они принесли королевской наместнице петицию, в которой повторяли требования, не исполненные королем Филиппом – о восстановлении всех вольностей, о смягчении жестокостей инквизиции. В противном случае, предупреждали дворяне в своей петиции, в стране неизбежно начнутся волнения, от которых пострадают все – и католическая церковь, и королевские чиновники.

Рис. 121 [Илл. – «Маргарита Пармская, правительница Нидерландов». Гравюра К. фон Зихема. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 260)]

Маргарита Пармская (1522–1586) – внебрачная дочь императора Карла V. Наместница Нидерландов в 1559–1567 гг.

Появление нидерландских дворян во дворце наместницы произвело шок среди ее подданных. Двор Маргариты был, подобно королевскому, верхом роскоши, пышности и этикета. Большинство придворных наместницы были испанцами. На «местных» они смотрели свысока. Один из придворных, оглядев делегатов, презрительно назвал их гезами – оборванцами. Сами «оборванцы» неожиданно согласились с этим презрительным прозвищем, более того – повсюду стали именовать себя таким образом.

Гезы (нем. geuzen, от фр. gueux – нищие) – первоначально члены Союза дворян, выступавшего за вольности нидерландских провинций, впоследствии также партизаны, участвовавшие в борьбе против Испании в XVI в.

Маргарита не спешила дать ответ на петицию гезов. Тогда – впервые в европейской истории – дворяне начали договариваться с горожанами, с протестантскими общинами, о совместном выступлении против короля. В августе 1566 г. начались выступления в ряде промышленных городов Нидерландов. Восставшие обрушились в первую очередь на католические церкви. В течение двух недель восстанием была охвачена почти вся страна. Более пяти тысяч католических церквей и монастырей были разрушены и разграблены. Мощи святых подверглись надругательству, церковные богатства – переданы в советы коммун, земельные грамоты, долговые книги – сожжены. Восстание это получило название иконоборческого. В основном ненависть восставших была действительно обращена против католической церкви, однако подробный размах мятежей попросту парализовал испанские власти в ряде областей. Напуганная размахом выступлений, наместница через две недели после начала восстания пообещала ликвидировать инквизицию и дать протестантам некоторую свободу вероисповедания. Была обещана амнистия участникам восстания.

После этого мятежи в большинстве районов страны прекратились, однако во Фландрии, Брабанте, Зеландии и Голландии они приняли еще больший размах. Тогда Филипп начал решительные действия. Весной 1567 г. восстание было подавлено. Вслед за этим король вознамерился окончательно навести порядок в мятежной провинции.

«Кровавый герцог»

В августе 1567 г. Филипп II отменил все уступки, на которые пошел годом ранее, нарушив даже обещания, данные дворянству. Он снова ввел в страну испанские войска, которыми командовал новый наместник Нидерландов – испанский гранд герцог Альба, Фердинанд Альварец де Толедо. По своим убеждениям этот человек был верным сторонником Филиппа. Фанатичный католик, Альба ненавидел Нидерланды не меньше, чем Филипп. Местную знать он презирал, полагая их неизмеримо ниже себя по благородству произношения, к «черни» относился со всей презрительностью высокородного испанского дворянина. Современники характеризовали Альбу как выдающегося военачальника и искушенного дипломата, закаленного придворными интригами. В Нидерландах, впрочем, Альба приступил к делу с прямотой полководца. Он поставил себе целью переустроить страну, организовав ее полностью по испанскому образцу. Для жителей Нидерландов наступили поистине черные времена.

«Кровавый герцог», как его прозвали в народе, полностью восстановил инквизицию и доносительство. Имущество казнимых поправляло положение государственной казны. Тем еретикам, которых не успевали сжечь, рубили головы. Альба говорил, что готов скорее править страной мертвых католиков, чем живых еретиков. В первую очередь он постарался уничтожить тех, кто активнее всего выступил в иконоборческом восстании. Тысячи горожан и мелких дворян были казнены по малейшему подозрению. 5 июня 1568 г. испанский палач отрубил головы адмиралу Горну и графу Эгмонту – лидерам дворянской оппозиции. Последний из них, принц Оранский, бежал в Германию, где начал собирать верных людей для выступления против короля. Народ признал его в качестве своего лидера. Введенные Альбой налоги испанского образца, совершенно чуждые нидерландской экономике, окончательно разорили практически все население страны. Все больше людей стали называть себя гезами. Они нашивали на одежду геральдические цвета принца Оранского, ставшие цветами революционеров, брали в руки оружие и мстили испанцам, беспощадно грабившим их страну.

Рис. 122 [Илл. – Казнь графа Эгмонта. Гравюра Ф. Гогенберга. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 263)]

Народное движение против испанских властей носило поначалу не слишком организованный характер, и походило скорее на партизанское движение. Восставшие, за которыми закрепилось имя гезов, делились условно на две больших группы. В лесах Фландрии орудовали отряды «лесных гезов». Они совершали дерзкие нападения на небольшие гарнизоны испанцев, казнили – тайно или прилюдно – испанских инквизиторов, священников, доносчиков и судей. В приморских областях – Зеландии и Голландии – действовали «морские гезы». Целые флотилии рыбацких и купеческих судов, скрывавшиеся в гаванях Северного моря и в английских портах, нападали на испанские суда и небольшие эскадры, грабили и топили их. Испанские гарнизоны, расположенные в портовых городах Нидерландов, также несли немалый урон от внезапных налетов флотилий гезов. Принц Оранский, собиравший войска в Германии, в своих родовых землях, поддерживал «морских гезов» и направил им в помощь нескольких своих военачальников. С этого момента национально-освободительная борьба нидерландского народа против испанцев начала приобретать все более осмысленный и целенаправленный характер.

Рис. 123 [Илл. – Пфенниг (мелкая монета) гезов. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 255)]

Принц Оранский руководил восстанием из Германии, где рассчитывал получить помощь курфюрстов-лютеран и французских дворян-гугенотов. Он намеревался ввести Нидерланды на правах самостоятельного курфюршества в состав «Священной Римской империи». Церковь принц планировал реформировать в достаточно либеральном лютеранском духе, а не по жесткому образцу кальвинистской церкви, которая сама подчиняла себе светское правительство не хуже католической. С 1568 г. принц Оранский предпринял ряд вторжений в Нидерланды, не достигших, впрочем, реальных результатов. Тем временем обстановка в стране все ухудшалась. В 1572 г. началось широкое восстание в северных районах страны, где до сих пор как-то существовали промышленность и торговля. Поводом для возмущений послужила очередная реформа «кровавого герцога». Альба постановил ввести в Нидерландах один из основных испанских налогов – алькабалу, налог, уплачивавшийся при продаже любого товара. Это постановление моментально парализовало всю торговлю. В ряде городов и провинций все население открыто бунтовало против нового побора. Возмущение достигло такого уровня, что Альба был вынужден отвлечь часть испанских войск от борьбы с «морскими гёзами» и разместить усиленные гарнизоны в мятежных городах.

Алькабала (от араб. al-cabala – взимание) – налог на все торговые сделки в Испании и ее провинциях и колониях. С XIV в. стал постоянным государственным налогом. Размер алькабалы колебался от 5% в XIV в. до 14% в XVII в.

Оставшееся без прикрытия побережье немедленно было атаковано «морскими гезами». Они поднимали восстания против наместника во всех городах Зеландии. За несколько весенних месяцев гёзы очистили от испанцев Зеландию и Голландию. На север страны прибыл принц Оранский с армией наемников и верных ему дворян. Восстание вступало в новую стадию. В июле 1572 г. северные провинции, освободившиеся от испанского господства, созвали Генеральные штаты. На заседании Генеральных штатов принц Оранский был провозглашен правителем северных земель, а герцог Альба формально низложен. Генеральные штаты постановили продолжить войну против «кровавого герцога», однако речи о выходе из состава испанского королевства пока не шло. Ради продолжения войны был принят ряд серьезных законов, касавшихся налогообложения. Во-первых, была конфискована значительная часть церковного имущества, во-вторых, под налоги подпадали отныне все без исключения граждане страны – в том числе и богачи, ранее обладавшие налоговыми льготами. Была восстановлена часть вольностей городских коммун, ставших основной опорой Вильгельма Оранского.

Закрепившись на севере, принц начал подыскивать союзников в южных областях, все еще находившихся под контролем Альбы – Фландрии, Брабанте, Люксембурге, Льеже. Наиболее активные партизанские действия еще в начале 70-х гг. разворачивались во Фландрии, вотчине «лесных гезов». Теперь принц начал сотрудничество с ними и с местным дворянством. В отношениях с различными общественными группами принц проявил себя отличным политиком. Он завоевал множество сторонников среди простого народа, поддерживал хорошие отношения с кальвинистскими общинами и с крупным купечеством северных провинций. Сформировавшееся политическое движение получило название партии оранжистов. Принц, глава партии, стремился создать правительство, преданное лично ему. Приближенных он подбирал из всех сословий, рассчитывая таким образом обеспечить в дальнейшем политическую стабильность. Новое государство, фактически независимое от Испании (хотя и не декларировавшее этого) вырастало в первую в Европе республику.

Рис. 124 [Илл. – Вильгельм Оранский. Портрет работы А. Мора. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 262)]

Оранжисты – политические сторонники Вильгельма Оранского в период Нидерландской буржуазной революции.

Ошеломительный успех повстанцев на севере заставил герцога Альбу двинуть против них все имеющиеся у него войска. Будучи опытным полководцем, он начал вклиниваться между двумя мятежными провинциями, стремясь отделить и изолировать Голландию и Зеландию. Этот план ему почти удался. Было захвачено несколько городов в Голландии, их защитники подверглись пыткам и массовым казням. «Кровавый герцог» был полон решимости утопить мятежные области в крови. Возможно, он и преуспел бы в этом, но Филипп II, видя, что правление Альбы приносит только военные расходы, отозвал герцога обратно в Испанию. Новый наместник, Рекезенс, не сумел совладать с испанской армией в Нидерландах, уже давно не получавшей жалованья. Вскоре Рекезенс умер, что окончательно лишило Филиппа возможности управлять мятежной страной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]