Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

166

Средней Волги. Кроме того до 15% кузбасского угля экспортировалось в Северную Корею, Японию, Египет и Западную Европу.

Карагандинский и Печорский бассейны давали вместе около 10% добываемого угля. Запасы Караганды невелики, а Печора удалена от потребителей и расположена в зоне с суровым климатом, хотя ее уголь не уступает по качеству донецкому. Около 70% всех печорских шахт находится рядом с двумя шахтерскими центрами Севера - Воркутой и Ингой. Карагандинский бассейн начал разрабатываться еще в 1930-е годы, чтобы сократить перевозки угля на Урал и снизить нагрузку на западное крыло Транссиба.

После войны коксующийся уголь Караганды перехватывала черная металлургия Казахстана и Средней Азии.

Рис. 43. Угольные месторождения

Легенда к рис. 43: 1 - основные бассейны коксующегося и высококачественного угля; 2 - месторождения прочих битуминозных углей; 3 - лигниты; 4 - направления угольных перевозок; 5 - границы региональных рынков.

Источник: Dienes L., Shabad T. The Soviet Energy System: Resourse Use and Policies. N.Y., Willcy,1979. P. 109.

Советский уголь в течение десятилетий составлял доходную статью экспорта. Особенно быстро выручка от экспорта росла в начале 1980-х годов, хотя этот прирост в основном пришелся на страны Восточной Европы. В то время они испытывали угольный голод из-за остановки польских шахт в ответ на введение в стране военного положения.

Но экспорт сдерживался недостаточными инвестициями и проблемами самой угледобычи с ее отсталой и даже архаичной технологией, вынуждавшей увеличивать занятость. Попытки внедрить автоматическое оборудование для разработки тонких пластов оказались малоуспешными. Трудности в решении всех этих проблем вызывали забастовки горняков крупнейших угольных бассейнов, выдвинувших сначала экономические, а потом и политические требования.

НЕФТЬ

167

Сырая нефть по-прежнему остается важнейшим источником поступления экспортной выручки, поэтому особенности и динамика ее добычи всегда вызывали повышенное внимание. Интерес к ней проявляли и западные аналитики ввиду роли советской нефти на мировом рынке и зависимости от нее европейских экономик. В конце 1970-х годов официальные публикации о запасах и объемах нефтедобычи были сокращены до минимума, и это снизило точность прогнозов.

На рубеже веков Россия стала мировым лидером нефтедобычи, но это раннее лидерство оказалось коротким из-за послереволюционной разрухи. Вплоть до немецкого наступления на Кавказ в 1942 году, вызвавшего спешную разведку и добычу нефти в других районах, нефтяные месторождения Баку давали 4/5 общего производства.

После войны резко возросла роль обширного Волго-Уральского бассейна, протянувшегося от Куйбышева до Перми. В начале 1950-х годов здесь добывалось уже в 3 раза больше нефти, чем на Кавказе.

Решение Хрущева о перестройке топливного баланса в пользу увеличения доли нефти и природного газа еще больше усилило значение этих месторождений, и в 1964 году они давали почти 3/4 всего производства нефти. Положение Волго-Уральских нефтяных месторождений кажется сейчас идеальным. Они находились на равном расстоянии от важнейших промышленных районов страны Центра, Урала и Донбасса.

Появившаяся позже сеть трубопроводов закрепила центральное положение Волго-Уральского района, подключив Кавказ и небольшие месторождения на Украине, в Белоруссии и Прикаспии. К середине 1950-х годов нефтепроводы были проведены в Сибирь, и нефть Поволжья стала поступать на восток, к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. В 1964 году она достигла Ангарска, но после начала разработки месторождений Западной Сибири направление транспортировки изменилось на противоположное.

Все 1970-е годы большая часть нефтяных потоков начиналась в гигантском Самотлорском месторождении в долине Оби, дававшем, например, в рекордном 1978 году 3 миллиона баррелей нефти в день. Но в начале 1980-х добыча сибирской нефти стала падать, несмотря на ввод в

эксплуатацию примерно 60 новых месторождений.

Причины этого кризиса, вызвавшего у властей особое беспокойство, совершенно очевидны. Огромные доходы в твердой валюте, полученные в 1970-е, были потрачены на амбициозные военные программы, закупки продовольствия и промышленного оборудования за рубежом, а сама нефтедобыча осталась без инвестиций. Технология добычи нефти была крайне отсталой, производительность труда низкой, стоимость рабочей силы очень высокой, а ведомственные НИОКР оставались слабо интегрированными в производство.

В советской нефтедобыче преобладали технологии турбинного бурения, разработанные еще в 1920-е годы. В начале 1980-х более 2/3 всех буровых установок использовали при бурении эту устаревшую технологию. Она основана на нагнетание воды и бурового раствора под давлением для размягчения горной породы, через которую проходит бур. Сама буровая труба не вращается, ипоэтому ее можно делать из низкокачественной стали.

Эта технология дает удовлетворительные результаты только тогда, когда нефть залегает на глубине менее 3 километров. При бурении на большую глубину износ оборудования и частота разрывов буровых труб резко возрастает.

При другом, более эффективном роторно-вращательном бурении, одновременно вращается и бур, и буровая труба. Этот способ дает возможность бурить нефтяные скважины на гораздо большую глубину с меньшим износом оборудования, но он требует использования высококачественной стали, производство которой так и не удалось наладить.

В результате, например, в начале 1980-х годов 28 тысяч советских буровых установок бурили всего около 9 тысяч скважин в год, а в США и Канаде 4,5 тысячи буровых за год смогли пробурить, в среднем, 86 тысяч скважин.

Свою роль в кризисе нефтедобычи сыграла низкая производительность труда и плохая организация работ. В 1985 году в Тюмени до 20% скважин не работали из-за перебоев в подаче