Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

291

Под крылом центральной власти возник мощный антиимперский-блок, отождествивший понятие империи с понятием тоталитарного коммунистического режима. Эту новую "демократическую" власть постаралась освятить вся культурная элита страны. Потеря идентичности и паралич воли, отчасти связанный с принятием концепции "общечеловеческих ценностей", поставили империю в зависимость от деструктивно настроенных периферийных элит.

Следует также учесть, что Советский Союз, как и Австро-Венгрия, принадлежал к типу континентальных империй, формировавшихся не за счет покорения заморских колоний, а путем присоединения соседних иноэтничных территорий. К особенностям континентальных империй относится большая, чем у жителей морских империй (Британии, Франции, Голландии), инфильтрация жителей метрополии в этнические периферийные провинции, более мощный приток "инородцев" в метрополию, меньшую отчужденность провинции от метрополий и меньшие контрасты между ними в уровнях развития. Отдельные провинции могли даже опережать в экономическом отношении регионы метрополии. Точно так же, как Прибалтика опережала Центральную Россию, Болгария была более развита чем Анатолия в Оттоманской империи, а Чехия - чем Австрия в Австро-Венгрии. Все это обостряет конкуренцию между центральной и периферийной элитами и делает процесс распада континентальных империй более болезненным.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕПАРАТИЗМ

Одной из наиболее важных проблем постсоветской России является региональный сепаратизм. Его основные причины Н.В. Петров, Л.В. Смирнягин, и А.И. Трейвиш делят на социально-политические, историко-географические и экономические.

После того, как в начале 1990-х годов реформистски настроенное коммунистическое правительство СССР резко ослабило централизованное управление страной, противодействие федеральному центру получило ореол борьбы за национальную независимость и демократию. Кроме того, для многих россиян земляческая и этническая консолидация остались одними из немногих механизмов, защищающих от социальных потрясений, традиционной имперской русификации и ассимиляции. Как и в годы гражданской войны выплеснулись наружу накопленные за десятилетия проблемы, заложенные сталинским административно-территориальным делением, репрессиями и дискриминацией целых народов.

В России этих проблем накопилось даже больше, чем в других республиках СССР. Ее внешние рубежи, не совпадая с историческими, лингвистическими или этническими, вдруг перестали быть сугубо условными.

Наконец, политический и экономический кризис наложился на исходную региональную неоднородность. Налицо сильные контрасты в освоенности между суровым Севером и благодатным Югом, развитым Западом, базой обрабатывающей промышленности и колонизируемым Востоком, где сосредоточены основные природные ресурсы. Существуют также исключительно сильные различия между центром и периферией, городом и селом, причем они заметны на всех уровнях - от федерального до уровня низовых административных районов - и усилены жестким централизмом, вертикальной иерархией в распределении различных благ, закрепленной рисунком расселения и освоенности. Из-за пестроты хозяйственных укладов и культур российские регионы существуют как бы в разных измерениях:

Московский столичный регион по существу вступает в постиндустриальную стадию развития с сокращением доли занятых в промышленности и расцветом сферы услуг, а Калмыкия и Тува по структуре занятости, преимущественно сельскохозяйственной, еще пребывают на доиндустриальной стадии.

Разные типы и модели развития выражаются в противоречивом отношении регионов к рыночным механизмам, к самой идее реформ и политике федерального правительства. В результате промышленные и научно-технические ареалы Центра, Европейского Севера, Урала, Среднего Поволжья, юга Сибири и Дальнего Востока противостоят аграрной и аграрно-индустриальной зоне, включающей западную периферию. Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Южный Урал и

292

Сибирь. Все эти территории на последних выборах исполнительной и законодательной властей выступили бастионами консерватизма и традиционализма, отвергли курс реформ, проголосовав за кандидатов коммунистической и националистической оппозиции.

Но неоднородны и промышленные регионы. Молодые и динамичные противостоят откровенно депрессивным, концентрирующим малоперспективные, технически устаревшие производства, с высокой степенью износа основных фондов и почтенным возрастом промышленного оборудования. В ряде таких старопромышленных районов спад производства отмечался уже с середины 1980-х годов. Там, где груз старых фондов невелик, например, в Бурятии, Новгородской области. Набережных Челнах, вплоть до конца 1991 годов наблюдался экономический рост.

Сравнение динамики промышленного производства в текущих и неизменных ценах показывает резкие региональные различия в уровне инфляции. В Якутии, например, за 1991 год инфляция составила 1870%, а в Дагестане - только 430%. Импульс розничной инфляции, задаваемый опережением роста заработной платы, по сравнению с производительностью труда за 1985-1990 годы в Тюменской области был пятикратным, а в Марийской республике отсутствовал.

Потребительский кризис, связанный с распадом централизованного снабжения и всей системы хозяйственных связей, затронул в первую очередь столичные города и промышленные центры, удаленные от аграрных районов.

Сельские районы со своим полунатуральным хозяйством такого кризиса пока не ощутили.

Рис. 83. Проекты создания новых административно-территориальных образований на территории Российской Федерации, 1991-1993 годы:

Легенда к рис. 83: 1 - Восточно-Сибирская республика; 2 - Енисейская республика; 3 - Таймырская республика; 4 - Эвенкийская республика; 5 - Иркутская республика; 6 - Уральская республика; 7 - Зауральская республика; 8 - Дальневосточная республика; 9 - Балтийская республика; 10 - Ассоциация Центральная Россия; 11 - Ямало-Ненецкая республика; 12 - республика Карелия; 13 - Саратовская республика; 14 - Кумыкстан; 15 - Лезгистан; 16 - Ногайская республика; 17 - Карачай; 18 - Черкессия; 19 - Кабарда; 20 - Балкария; 21 - Кубанская республика; 22 - Терская республика; 23 - Донская республика (область Всевеликого Войска Донского, Казачья республика Юга России); 24 - Московия.

293

Источник: НЕГ. № 62. 1993.

Рис. 84. Типы центральных, полупериферийных и периферийных территорий в Европе

Легенда к рис. 84: 1 - Центральные районы, в том числе: 1.1 - многофункциональные районы столичного типа с ведущей ролью четвертичного сектора и особенно столичных, то есть политикоидеологических и культурно-консолидирующих функций; 1.2 - высокоурбанизированные центральные районы с диверсифицированной структурой хозяйства, с более выраженным преобладанием промышленных функций.

2- Полупериферийные районы, в том числе: 2.1 - старопромышленные районы со смешанной, хотя и слабо диверсифицированной структурой экономики, с сочетанием традиционных отраслей легкой и отчасти тяжелой промышленности; 2.2 - старопромышленные районы, сложившиеся во времена первой промышленной революции, с преобладанием отраслей тяжелой индустрии и слабо диверсифицированной экономикой; 2.3 - районы и очаги старой индустриализации, возникшие на базе традиционных региональных центров или полукустарных гнезд; 2.4 - районы сравнительно новой индустриализации с высокими темпами роста производства и населения, преимущественно на базе отраслей 3-го и 4-го циклов Кондратьева и с различной исторической подосновой - от классической сельской до городской административно-торговой; 2.5 - ареалы, специализированные на научнорекреационных функциях, поднявшиеся на волне нового, постиндустриального этапа экономического развития.

3- Периферийные районы, в том числе: 3.1 - развитые аграрные с преобладанием интенсивного сельского хозяйства; 3.2 - отсталые аграрные с преобладанием малотоварных хозяйств, экстенсивного землепользования при высокой занятости в сельском хозяйстве и в ряде случаях - в базовых отраслях промышленности (добыча сырья, металлургия, нефтепереработка), сосредоточенных в немногочисленных индустриальных центрах; 3.3 - районы длительного ресурсного освоения с очагами тяжелой промышленности; 3.4 - районы нового ресурсного освоения с низкой плотностью населения и отдельными ареалами горнодобывающей, лесной промышленности и гидроэнергетики на фоне традиционных северных промыслов.