Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

256

избирателей идеальными депутатами. Они по определению знают грамоту, ведут более или менее праведную жизнь и склонны защищать интересы всей общины, а не какой-либо ее части.

Женщины не участвуют в политической жизни, но это не значит, что они не могут косвенно влиять на власть, оставаясь в рамках традиции.

РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Принято считать, что Россия, в соответствии со своей общемировой культурной ролью, является буфером между европейской и азиатской субкультурами, сплавляя воедино их представления и идеалы. Но вместе с тем она остается по-своему уникальной и обладает рядом совершенно оригинальных черт, уходящих корнями в православие.

САКРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

По мнению С.Н. Булгакова, русская политическая традиция проникнута сакральным отношением к власти. Это обожествление присуще многим культурам, но православный царь занимал поистине уникальное положение. Он одновременно олицетворял собой харизму царствования, мирянскую стихию и внешнее покровительство общинам.

Царь был строителем Царства Божьего на земле. Именно поэтому для традиционного сознания власть оставалась священным социальным институтом и критика ее носителей приравнивалась к святотатству.

ПОКОРНОСТЬ ВЛАСТИ

Если западная религиозная культура ориентирована на непримиримый конфликт добра и зла, то в православии на место борьбы со злом выступает задача преодолеть его силой терпения. Православие никогда не ставило перед паствой чрезмерно высоких нравственных задач. Это было скорее уделом аскетов, праведников, святых старцев. Православные склонны терпеливо ждать пришествия на землю града господнего. Они верят, что Бог сам организует их душу и устроит их жизнь. Русская культура, таким образом, культура покоя и стабильности.

Она не выносит риска или неясности. Это общество, тяготеющее к идеологичности, его социальный идеал нерасчленен. Как пишет А.Браун, порядок - важнейшая ценность русской политической культуры. Страх перед беспорядком и хаосом объединяет все социальные группы и слои.

Любые спонтанные и автономные политические действия русские склонны воспринимать как беспорядки. У них особенно сильно развито недоверие к стихийности, подозрительность к независимой инициативе и боязнь перед ослаблением внешнего контроля.

БУНТАРСТВО И ЭСХАТОЛОГИЗМ

Кажется, что подобное общество гарантировано от вспышек насилия и революций. Но здесь нет противоречия. Пресловутый русский бунт, "бессмысленный и беспощадный", есть оборотная сторона долготерпения. Он иррационален, поскольку не имеет конструктивных целей, и беспощаден, поскольку замешан на жертвенности. Его издержки воспринимаются как цена, которую нужно уплатить, чтобы перейти из одного состояния покоя в другое. В качестве примера достаточно вспомнить обещания тишины и покоя в манифестах крестьянского царя Пугачева. Когда бунт находится на подъеме, максимализм традиционно отождествляется с правотой, умеренность, напротив, говорит о слабости, а компромисс - о беспринципности. По мере разгорания противостояния его участники