Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

255

5- 3-я редакция Литовского Статута(1588), Магдебургское городское право XIV-XVII века, иудейское (талмудическое) право;

6- Львовское право Подолии и Галиции, Магдебургское городское и иудейское право;

7- Кодекс Василия Лупу, 1646 год, новеллы Юстиниана и Мудрого, XVIII век;

8- Соборное Уложение 1649 года, царские указы, уставы, регламенты и манифест (XVIII-XIX

века);

9- законы Мхигар Гоша, XIII век;

10- законы Вахтанга VI (1707).

Мусульманская правовая семья:

11- мусульманское право (шариат) и обычное право (адат) с преобладанием шариата;

12- адат и шариат с преобладанием адата;

13- Жеты-Жарги (обычное право киргизов) и законы шариата. Смешанное и обычное право:

14- Соборное уложение. 1649 год и мусульманское право;

15- обычное право народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Источник: История государства и права СССР. М., 1986.

ГЕОГРАФИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическую культуру, так же, как и культуру вообще, невозможно разделить на высокую и низкую. Политическая культура присуща каждому члену общества, потому что она представляет собой отношение к власти, о которой у каждого есть свое собственное мнение.

Даже тот факт, что человек стремится игнорировать власть и политические проблемы, вовсе не означает, что у него нет политической культуры, поскольку аполитичность - лишь один из ее видов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

На территории России Л. Смирнягин выделяет 3 политические субкультуры - западную, азиатскую и русскую.

Западная политическая субкультура на территории России в основном существует в Москве и Петербурге, а также в крупных городах страны, где она, впрочем, не является преобладающей. Эта субкультура пытается усвоить традиции западной парламентской демократии, верит в эффективность ее институтов и считает, что политическая справедливость может быть достигнута посредством выборов.

Здесь снисходительнее относятся к инакомыслию, предоставляя каждому возможность выразить свою точку зрения, но допускают и даже признают необходимым манипуляции с общественным сознанием. Политика считается скорее уделом специально подготовленных профессиональных политиков, чем "простых людей из народа". Но вместе с тем освоение традиций западной демократии идет далеко не гладко и с точки зрения европейских политологов проявляется в гибридных, весьма причудливых формах.

Например, явно завышенные требования к депутатам, в которых желают видеть не столько квалифицированных управленцев, сколько "выразителей чаяний народных".

В азиатской политической субкультуре политика отделена от повседневной жизни, а парламентская демократия не имеет никаких исторических корней. Простые мусульмане мало могут влиять на тех, кому дается власть, но и власть скована традициями. Их нарушение может вызвать взрыв народного негодования. Власть ценится прежде всего за силу, а коррупция и жестокость считаются ее неприятными, но неизбежными чертами. Наряду с официальными властями в азиатской субкультуре существует институт старейшин, авторитет которых освящен традицией и застрахован от покушения на него со стороны властей. Религия оказывает сильнейшее косвенное воздействие на власть, но не претендует на нее, хотя мусульманские священники оказываются для рядовых