Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

139

Столыпинская реформа, начатая после революции 19051907 годов, ликвидировала выкупные платежи. С октября 1906 года крестьяне могли получать внутренние паспорта без согласия общины, что давало им право самим выбирать место жительства, но многие остались на земле для того, чтобы образовать класс мелких земельных собственников, по планам Столыпина, основную опору государства. Введение покровительственных таможенных тарифов еще больше стимулировало инвестиции в национальную индустрию, и несмотря на периоды стагнации в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, экономика России продемонстрировала такой впечатляющий рост, аналога которому еще нет и спустя почти столетие.

Таблица 8. Экономическое развитие России в 1890-1913 годы (%)

Население

рост на 37,3%

в том числе городское

68,9%

Душевое производство зерна

5,3%

Душевое промышленное производство

24,0%

Занятость в промышленности и на транспорте

128,5%

Длина железнодорожной сети

132,0%

Источник: The Cambridge Economic Histoty of Europe. VII. Part. 2. Cambridge, 1978.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

После отмены креспостного права перед российскими предпринимателями обозначилась дилемма - обеспечить высокую норму прибыли в старых промышленных районах или двинуться на богатые сырьем окраины. В основном выбор был сделан в пользу первого варианта, гарантирующего более быстрый оборот капитала. Дешевизна перевозок сырья была обеспечена массовым железнодорожным строительством и льготными транспортными тарифами. Одновременно правительство установило 40-50% таможенные пошлины на ввозимые в Россию товары. И несмотря на использование среднеазиатского хлопка, уральского металла и донецкого угля, прибыли текстильных фабрикантов Центра составляли, например, в 1880-е годы около 60% на вложенный капитал. Перейдя на туркестанский хлопок, Центр сохранил лидерство в хлопчатобумажной промышленности, заставив Петербург иПольшуспециализироваться на изготовлении некоторыхвидов высококачественного текстиля и тяжелых набивных тканей.

Московский промышленный ареал сосредотачивал 1/3 всех рабочих. Хлопчатобумажная столипа - Иванове - была третьим городом по числу занятых в промышленности, здесь было сосредоточено 65% всех веретен и 71% ткацких станков страны, производилось почти 80% текстиля. Москва оставалась также традиционным торговым центром. Ее важность вытекала из центральной позиции, которую город занимал по отношению ко всем большим ярмаркам, доминировавшим к началу века во виутрироссийской торговле.

Хотя Петербург уже полностью переключился на импортный металл, он оставался крупнейшим центром машиностроения, которое первоначально было почти полностью загружено военными заказами.

Начавшееся железнодорожное строительство предъявило повышенный спрос на рельсы, вагоны и паровозы, а отмена принудительного крепостного труда увеличила потребность в сельскохозяйственных машинах, первые из которых были беспошлинно ввезены в страну еще в 1806 году. Но вскоре центр железнодорожного машиностроения переместился в Московскую,

140

Нижегородскую и Орловскую губернии. Это размещение лучше учитывало центр тяжести зарождающейся железнодорожной сети.

Во второй половине XIX века сформировался совершенно новый промышленный район -

Горнозаводской Юг. Он охватывал части Харьковской, Екатеринославской, Таврической губерний и юго-запад области войска Донского. Развитие такого района оказалось необходимым в условиях замены леса углем в качестве энергетического и технологического топлива, перехода к коксовой плавке железа и все увеличивающегося спроса на машины и оборудование.

Строительство железных дорог на Юге повлекло настоящую "каменноугольную горячку" в Донецком бассейне. Каменный уголь, который начал добываться здесь еще в 1790 году, но не доходил до всероссийского потребителя, после проведения железных дорог получил, наконец, эту возможность. Сами железные дороги тоже были одним из крупнейших потребителей угля. В 1880-е годы на Юге было открыто Криворожское железорудное месторождение. С началом его промышленной разработки и строительством Екатерининской железной дороги, оединившей Кривой Рог с Донбассом в 1884 году, черная металлургия Юга получила новый импульс для своего развития. С 672 тысяч пудов железа в 1874-1878 годы его производство к 1914 году возросло до 190 миллионов пудов или 2/3 общего производства. Ускорился приток на Юг иностранного капитала, привлеченного дешевой рабочей силой, крупными правительственными заказами и протекционистскими таможенными тарифами. В период промышленного подъема 1890-х годов между месторождениями угля и железной руды были построены десятки металлургических предприятий, 9 из них были одними из самых крупных в мире. Горнозаводской Урал был оттеснен на второй план и в начале XX века давал уже не больше 1/3 всего чугуна и железа, хотя здесь по-прежнему производились качественные отливки, тонкое литье и огнестрельное оружие. На Урале не было своего коксующегося угля, не хватало леса и рабочих рук, было сильно изношено оборудование. Урал держался лишь за счет искусственно завышенных цен на свою продукцию и протекционистских тарифов, защищающих внутренний рынок. Рост населения Юга стимулировал подъем пищевой промышленности, которая позднее, благодаря развитой железнодорожной сети, получила возможность конкурировать с Поволжьем на рынках центральнопромышленных губерний. Наряду со старой сахарной промышленностью здесь быстрыми темпами расширялось мукомольное, крупяное и винокуренное производства. Нет сомнения, что этот взрывной рост, очевидцами которого были в юности многие будущие советские руководители, укрепил их веру в магическую силу индустриализации.

Еще один крупный промышленный район сформировался в Прибалтике. Прибалтийские порты были ближе всего расположены к рынкам Западной Европы, и вскоре они стали обслуживать все большую долю экспортно-импортных операций. Когда Россия в 1877 году стала на путь активной таможенной защиты своей промышленности и были установлены высокие, а с 1891 года и запретительные пошлины на ввоз готовых промышленных товаров, Прибалтику охватил настоящий экономический бум. Иностранные коммерсанты стремились обойти высокие таможенные тарифы, перерабатывая низкооблагавшееся промышленное сырье и полуфабрикаты внутри российской таможенной территории. Вся обрабатывающая промышленность работала на внутренний рынок и размещалась в портовых городах Прибалтики - Риге, Ревеле, Пернове, Либаве, - где выгружалось импортируемое сырье. Немецкое меньшинство в городах Прибалтики составляло важный класс предпринимателей, особенно в Риге, в то время как в Нарве англичане устроили самое большое промышленное предприятие империи - Кренгольмскую мануфактуру с 12 тысячами рабочих. Индустриализация Польши объяснялась теми же причинами, что и Прибалтики.

141

Рис. 37. Объем промышленного производства по губерниям и основные промышленные центры в 1910 году (млн руб.)

Легенда к рис. 37: 1 - менее 10; 2 - 10-20; 3 - 20-50; 4 - 50-100; 5 - 100-200; б - более 200. Источник: Parker W.H. An Historical Geography of Russia. University of London Press. 1968. P. 316.

Баку был практически единственным центром нефтяной промышленности, дававшим более

90% всего производства.