Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

71

возможностями закрывали на это глаза, предвкушая выгоды, которые получит их город (современное жилье, рост доходов, коммунальные услуги). В результате, например, в тех 47 городах, где в 1956 году было запрещено новое промышленное строительство, население в 1959-1979 годах росло почти с такой же скоростью, как и все городское население (2,5% в год), несмотря на меньший естественный прирост.

Спрос на рабочую силу заставлял обходить запрет на миграцию и получение прописки. Этого можно было добиться, вступив в брак с уже прописанными горожанами, переехав вместе с родственниками или дав взятку при устройстве на работу.

Прописка до сих пор рассматривается в России как важный индикатор статуса и положения в обществе, поскольку она определяет шансы человека получить престижную профессию, сделать карьеру или добиться определенного уровня благосостояния. Прописка разделила все население страны на 3 большие группы и одновременно породила трехчленную иерархическую стратификацию мест. С одной стороны, она выделила касту "отверженных" - жителей села, чье право на географическую мобильность было ограничено даже после сентябрьского указа 1974 года о паспортизации всего населения.

С другой стороны, прописка разделила городское население на 2 части - жителей закрытых и открытых городов. У жителей открытых, преимущественно малых, средних или сугубо промышленных городов было больше возможностей, чем у крестьян, с точки зрения восходящей мобильности, но и они не имели права переезжать без прописки в закрытые города. Жители закрытых городов составляли наиболее привилегированный слой. Они получили прописку как награду за верную службу, авансом в счет будущей работы на благо советской системе или обладали пропиской по праву рождения.

Жизненные стандарты в таких городах были гораздо выше (особенно в Москве и Ленинграде), снабжение товарами и услугами лучше, а возможности восходящей мобильности - наибольшими в стране.

Неудивительно, что именно в этих городах наблюдается сверхконцентрация квалифицированных рабочих и специалистов, которые не стремились выехать на работу в провинцию и часто выступали против отмены ограничений на прописку, как источника своих привилегий.

ЧЕЛНОЧНИКИ И ЛИМИТЧИКИ

Система прописки не только порождает мощные потоки маятниковых мигрантов или "челночников", отправляющихся каждый день на работу в закрытые города, но и формирует большую социальную группу лимитчиков, названных так из-за системы, при которой городские предприятия могли "рекрутировать" дополнительных работников из села. Эта система была ориентирована на молодых холостых мужчин из провинции, согласных на тяжелую и низкооплачиваемую работу для получения доступа ко всем привилегиям большого города.

Благодаря тому, что предприятие распоряжалось их местом жительства, лимитчики находились в постоянной зависимости от начальства. Они были заняты малоквалифицированным трудом, чаще всего - в строительстве и на конвейерной сборке, не могли переходить на другую работу, годами были вынуждены жить там, где укажет им предприятие, имели низкий доход и были лишены возможности брать ссуды и кредиты. На многих столичных предприятиях лимитчики составляли от 25 до 50% персонала, а ежегодный прирост людности Москвы за счет лимита превышал 50 тысяч человек.

Эти 2 территориальные группы, подвергавшиеся дискриминации, наследство способа, с помощью которого СССР и другие страны, принявшие стратегию ранней экстенсивной урбанизации, пытались приспособиться к собственной системе приоритетов.