Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

87

Территориальное распределение кооперативного жилья в городе - интересный, но малоизученный вопрос. Социально-географическое изучение Таллина обнаружило пространственную концентрацию кооперативного жилья. В 1975 году, когда было предпринято это исследование, кооперативное жилье составляло здесь 4,3% общего жилого фонда, но в районах новой застройки этот процент был гораздо выше. В двух таких районах, находящихся на периферии, он колебался от 15 до 16,3%. Большинство владельцев кооперативных квартир были чиновниками, хозяйственными и партийными руководителями среднего звена. Встречались и квалифицированные рабочие, но они не составляли большинства. Таллинн имеет более высокие жилищные стандарты, чем большинство других городов бывшего Союза. Доля кооперативных квартир в других городах еще ниже, и их внутригородская концентрация особенно важна как надежный свидетель социально-экономической сегрегации.

Вероятно, было бы ошибкой считать кооперативные дома местом жительства советской элиты. Разветвленная система щедрых жилищных льгот для советского правительства, военной, хозяйственной, научной и артистической элиты способствовала тому, что эти группы не хотели расставаться с государственными квартирами из-за минимальной квартплаты и платить гораздо больше за кооперативное строительство.

ЧАСТНОЕ ЖИЛЬЕ В ГОРОДАХ

Частное жилье существовало на протяжении всего советского периода, хотя оно и испытывало порой весьма жесткое давление сверху.

Наиболее распространенным было частное домовладение в деревне. Его доля в городах постепенно падала, хотя и в 1987 году еще 23% жилья оставалось в частных руках. Но были заметны региональные вариации. В Армении, например, эта доля составляла 30%, в Узбекистане - 40%, а в России - только 16%. Чем меньше был город и чем более он был удален от крупных городов и транспортных магистралей, тем выше была там доля частного жилья.

Хотя с начала 1960-х годов строительство частного жилья в столицах и крупных городах было запрещено, в меньших по размеру городах строительство продолжалось, в том числе и с использованием госзаймов. Эти послабления объяснялись тем, что крупномасштабное домостроение наиболее эффективно в больших городах из-за экономии на масштабе производства. В средних городах его преимущества минимальны, а в малых крупноблочное домостроение просто убыточно.

Таким образом, помощь частным застройщикам избавляла государство от излишних расходов. Хотя качество жилья и размер приусадебных участков сильно варьируются, частное жилье особенно привлекало недавних выходцев из села и закрепляло внутригородскую сегрегацию, которая зависела от этнической и социально-экономической структуры населения.

ЭТНИЧЕСКАЯ СЕГРЕГАЦИЯ

Эпоха самодержавия оставила в составе России обширные территории, заселенные неславянским населением, часть из которых была присоединена к империи в эпоху империализма, а некоторые - еще в средние века. Ситуация, сложившаяся в Самарканде, типична во многих отношениях. Несмотря на периодические кампании по выселению жителей Старого города в связи с плохим состоянием жилья и коммунальных сетей, его жители сопротивлялись переменам.

Историческая городская среда обеспечивала им материальную основу для сохранения тех культурных ценностей, которые не соответствовали советской традиции. Рождаемость здесь попрежнему высока, женщины играют подчиненную роль в семье и редко заняты в общественном производстве вне дома. Сегрегированное расселение узбеков и таджиков помогает им адаптироваться при переходе от сельской жизни к городской.

Но этот феномен характерен не только для Средней Азии.