Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕМИДОВ. Творческое наследие т.4.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Обстоятельства и факты в работе актера

Если режиссеру необходимо уметь владеть «путем обстоятельств», то актеру и подавно.

Актеру надо уметь воспринять обстоятельства, «подставиться под них», как мы подставляемся под душ.

Надо научиться принимать их для себя как реальность, как факт, действительно совершившийся со мной или касающийся лично меня. Тогда только и получится живая реакция моего организма (как психической, так и физиологической его части).

Поговорить об обстоятельствах и понять их рассудком — мало. Надо ощутить их, как вполне реальные события и факты, случившиеся ни с кем другим как со мной.

Ошибка актера в обращении с обстоятельствами обыкновенно в том и заключается, что он, говоря об обстоятельствах, думает, что они случились с «действующим лицом» — с каким-то «с ним».

Повторяю и никогда не устану повторять, обстоятельства надо воспринимать так: это действительность, которая случилась со мной, а не с кем другим.

Тогда обстоятельства ощутятся и начнут действовать. Иначе они, совершенно верно, не что иное, как не касающаяся меня «беллетристика». Конечно, она не подействует, и в таком случае не стоит ею заниматься — время терять.

Когда сталкиваешься в работе с актером, уже достаточно поигравшим, у которого образовались крепкие привычки — больше всего приходится прилагать усилий, чтобы он перестал изображать кого-то «его», а сам, лично сам встал бы на место действующего лица.

И в тот момент, когда это после долгих усилий случается, — лицо его удивленно просветляется, и он, испытав в первый раз во всей своей практике чудесное превращение в другого человека, — понимает, наконец, это совершенно особенное наслаждение творческого перевоплощения художника.

Предвижу: тут сейчас же посыплются вопросы и всяческие колкие возражения: надо ли жить «от себя» или «от него»? «Играть себя» это не искусство и проч.

Ни одного слова не скажу здесь обо всем этом. Целые десятки и даже сотни страниц написаны по этим вопросам в 4-й и особенно в 5-й книге (теоретической). Туда и следует обратиться.

При наших методах воспитания актера — думать о том, чтобы он принял обстоятельства действующего лица, как свои, а тем более стараться изо всех сил добиться этого от актера — не при-

350

ходится. Актер только так и воспринимает обстоятельства. Иначе он не умеет.

Такое восприятие обстоятельств прививается актеру с первого урока. С того самого момента, как ученику-актеру предложено сказать своей соседке: «Здесь душно. Не открыть ли дверь?..» или какую-нибудь подобную же незамысловатую фразу, более или менее подходящую к подлинной обстановке урока, — с этого самого момента он брошен во власть обстоятельств и фактов.

Ему разрешили, чтобы он ничего не заставлял себя, чтобы пустил себя на полную свободу: когда скажется — тогда и скажется... как скажется — так и скажется... Да еще подбодряют все время, чтобы не торопился, что все верно, все в порядке...

Он и не требует ничего от себя. А между тем в глаза ему лезет комната, которую он видит в первый раз, и скопище людей... Все немного взволнованы... сидят чинно и торжественно... на него смотрят... делается как-то не по себе... «Так, так... верно... молодец!..» — слышит он голос преподавателя, — все верно... не торопитесь...» «Неужели верно?.. Ну, верно так верно... жарко что-то стало...» А в это время соседка пошевелилась... посмотрел на нее невольно... «Ах, эта. Мы еще с ней вчера вместе в трамвае ехали... ничего, хорошая девушка». «Так, так, верно, не торопитесь!..» «Ишь ты! И это верно? Хорошо!»

В это время соседка посмотрела на меня, покраснела чего-то и отвернулась... чего это она?.. Хотел спросить, да раз отвернулась, значит, не хочет говорить. Пускай. Отвернулся и я. «Молодец, молодец! верно, все верно!» — Скажи, пожалуйста! все верно. А я ничего и не делаю... как же? Да ну, раз говорят, верно, — значит так и надо. А чего это она все-таки отвернулась? Чего-нибудь да спросить ее, что ли? Может, и ей жарко? «Душно как! Не открыть ли дверь?»

И так, начиная с самого первого своего опыта, ученик, чем дальше, тем больше, привыкает к тому, что не он вызывает в себе те или другие мысли или чувства или потребности, а сами они возникают в нем под влиянием обстановки, слов и поведения партнера.

И это становится привычкой — второй натурой.

Живу — Я, воспринимаю и реагирую — Я, а не кто-то другой придуманный. Вернее сказать, у меня все само делается: и воспринимается, и реагируется.

Правда, что «Я» — не совсем тот «Я», какой живет свои 24 часа в сутки. То мне кажется, что я продавец из магазина, то ревнивый супруг, то кутила и лентяй — горе семьи и зовут меня Воло-

351

дей. То я вдруг ощущаю себя каким-то старым генералом — почему-то у меня появляется кашель, еле двигаются ноги и спина болит... Но это все — «я». И характер, и вкусы мои, каждый раз какие-то разные и мне не свойственные. Это удивительно, но... это все — Я.