Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕМИДОВ. Творческое наследие т.4.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Из записок е. Н. Мотылевой на занятиях у н. В. Демидова

<Щепкинское Училище. 1940-1941 учеб. год>

14. IV. ...«У Вас не идет потому, что Вы ищете чувства. Вот вам нужно сказать, что у вас умер сын, и вы ищете, бессознательно (может быть), грусти. А в жизни мы обычно с чувствами боремся, нам нужно делать дело, а чувство нам мешает».

Нат. Бал. — Не знаю, Н. В., я вышла совершенно пустая. Знаю, что нужно говорить слова, и говорю.

Н. В. — Пустота — это замечательно, это наше нормальное состояние. Не бойтесь пустоты, отдайтесь ей, и начнется тонкая игра. Подсознание не спит и чем вы пустее, тем оно сильнее работает. А чуть малейшее насилие — и всё пропало. Вы думаете прежде, чем говорите. Этого не бывает. Мы думаем или в то время, как говорим, или немного после. Почему вы так небрежно относитесь к тому, что я вам даю? Надо вооружаться...

16. IV. Валя протестует против роли в «Короле», говорит, что трудно найти в себе эти отрицательные качества.

Н. В. — Не берите себя такой, какой мы вас знаем или какой вы хотите, чтобы мы вас знали (это разница!), а поищите в себе качества, которые есть у каждого человека, но которые мы в жизни тщательно скрываем. Смотрите на эту роль как на очищение. В нас многое сидит, нужно только докопаться, и искусство помогает нам в этом.

25. IV Лена перед началом рассердилась на Ф. и не может начать, просит перенести.

Н. В. — Я знаю, что посидите, успокоитесь и сыграете хорошо. Но, поверьте, больше пользы будет для вас, если вы сумеете работать в любом состоянии. Только не перестраивайтесь, начинайте с того, что есть. Пусть это будет вяло, скучно, не заботьтесь об этом. Важно, чтобы было верное самочувствие. Сумеете найти это, и тогда вам любое самочувствие будет не страшно. Ничто вас не выбьет. Вы видели в цирке: если у артиста что-нибудь сорвется, он никогда этого так не оставит и всегда сделает, хотя бы пришлось для этого повторить несколько раз. Вы думаете, он это делает для публики? Нет, для себя. Если он не сделает, то в следующий раз обязательно сорвется в этом месте; а добьется — и в следующий раз будет спокоен. Так и всем советую: не ладится,— не бросайте, добейтесь и ничто вам не будет страшно. Кто бы ни сидел в зале, что бы ни случилось — вас это не выбьет. Только пойдет по-другому, иначе, чем всегда, но это не страшно. Главное — верно,

383

26. IV. «Новь». Не попала с самого начала в колею и не могла включиться до самого последнего монолога. Н. В. сказал, что все дело в том, что не наработано во время репетиций. Надо начать уже репетировать не только по своей правде, но и при учете всех обстоятельств. Искать на репетиции свое отношение к ней, к дому, страдание в прошлом и ненависть. И когда провести несколько таких репетиций, то даже если в начале ничего не будет, то все равно включитесь, это само произойдет.

Мешает передняя нога1. Н. В. советует применить прием «раскрытых рук». Я сегодня в платке и держась за его концы ходила все время с прижатыми закрытыми руками. Н. В. советует, как прием, открытые руки. Может быть, это мешает. Нельзя говорить откровенно с закрытыми руками, как нельзя просить что-нибудь с протянутой рукой ладонью вниз (иконы с открытой ладонью, как молятся на востоке и пр. и пр.). Н. В. говорит о походке: «Все люди ходят по-разному — разным местом: кто головой, кто ногами, животом, плечами и т. д. А вот Моисеи и Комиссаржевская не ходили, а их носило, как пушинки. Ходили чем-то основным в себе, самым центром. Интересно, что физически центр тяжести организма совпадает с нервным центром — с солнечным сплетением, которое находится на позвоночнике за желудком и которое регулирует все наши эмоции. Надо ощутить в себе этот центр и стараться ходить и садиться, неся в себе этот центр, без напряжения. (Это очень важно, это — к глубине. Надо найти этот центр, открыться и воспринимать все туда, в глубину.)

28. IV. Умение сказать на сцене «да» и «нет». Серьез.

В пассивности весь секрет творческого состояния. Только из пассивности рождается самая тонкая, самая глубокая жизнь. Ничего не старайтесь, как только начал стараться — все пропало, вы заткнули себя пробкой. Не старайтесь думать, оно будет думаться без вас. Вы будете говорить об одном, а внутри будет думаться, я не вижу своих дум. Это у меня этажом ниже думается. Вы думаете областью сферы, а не сознания.

10.V. Н. В. много говорил о ежедневной работе, о том огромном значении, какое имеют постоянные упражнения. Работать надо везде: на улице, в трамвае, за обедом... Н. В. всегда в таких случаях приводит в пример циркачей, которые помимо ежедневной обязательной тренировка работают над собой постоянно, непрерывно, во всех случаях жизни. Он говорил, что это трудно, потому что наше искусство неощутимо: трудно заставить себя

384

зажигаться воображаемыми (?) вещами, трудно тренировать свою душу, воображение.

Станиславский говорил, что заставь актера качать по нескольку часов в день воду, чтобы он стал талантливым, и он будет, да еще как! А заставь 15 минут заниматься душевной техникой — это почти невозможно.

«Но если вы хотите быть не ремесленниками, даже хорошими, а подлинными художниками, подлинными творцами, то этого можно достигнуть только путем этой незаметной ежедневной работы. (У статуи св. Петра в Риме стерты ступни ног от поцелуев верующих, а статуя из металла!)».

12.V. Что делать, если у человека сильно развиты тормоза и всякое сильное явление вместо того, чтобы вызывать ответную реакцию, вызывает внутренний зажим и холодность? Н. В. говорит, что это явление присуще многим людям, бороться с ним не надо, пусть будет так, как получается. Этот зажим может вылиться потом, иногда такая реакция может быть, страшнее, чем бурная.

«Никогда не думайте о том, чтобы сыграть, как вам рисуется в воображении. Это будет имитация, копия. Не надо стремиться за внешним рисунком, для этого нужно иметь готовый аппарат, высоко разработанную технику».

«Актер всегда от себя требует. Попробуйте, рискните ничего не делать, пу просто до неприличия ничего не делать. И помимо вас пойдет в глубине жизнь, подлинная, от которой глаз нельзя оторвать, хотя вы может быть ничего делать не будете и в сильных сценах то же самое».

«Да будет речь твоя правдива, да будет она приятна, но да не произнесешь ты неприятной правды, да не произнесешь ты приятной лжи (восточное изречение?).

17.V. «Путей кривды много, путь правды один».

19.V. Существуют три основных ошибки: неверно забросил, не пустил и поторопился, подхлестнул. Очень важно верно забросить.

Орленева спрашивает, как быть, если ее состояние идет вразрез с отрывком, она говорит, что боится пустить себя на это состояние, боясь уйти от Рози. «У нас один раз так было, я пустила себя и получилась какая-то разочарованная в жизни барышня».

Н. В. — «Я не видел той вашей репетиции, но уверен, что это произошло потому, что не пустила себя на это до конца. Если пустишь до конца, то не сможешь удержаться в этом состоянии больше 1-2-х минут, а потом обстоятельства начнут захватывать и все пойдет иначе. Вы копаетесь в себе, требуете от себя. До конца не

385

пустил и ни то ни сё. А пустил — и пойдет, не может не пойти: иначе, чем было, но верно. Лучше пить сырую воду, чем недокипяченую, если нет возможности ее вскипятить».

(Одна запись — у Федора в черной книжечке.)

2.VI. «Дилетантство — самое вредное явление в искусстве. Способности — это еще очень немного, и иногда любовь к делу и работоспособность значат больше. Это не потому, что каждый человек может быть актером, а потому, что наличие такой любви и желания работать указывают на наличие скрытых способностей. Это как зерна: одно попадет в землю и сразу даст росток, а другое зерно должно долгое время пролежать в земле, прежде чем прорасти. Зерно какого-то могучего дерева лежит в земле около года. Так и с художником: способности долго могут быть в скрытом состоянии, и на них указывает только любовь к делу.

Те же, у кого способности ярко выражены, не должны на это надеяться. Иначе получается игра вслепую: то ли получится, то ли не получится, а сам я ничего сделать не могу, не от меня это зависит. Так не может, не должно быть. Вам пора уже управлять своим самочувствием.

5.VII. После прогона

Н. В. недоволен затишением: все говорят себе под нос. «Это от переполненности, но не тем, чем нужно; вы не освобождаетесь, а затыкаете себя пробкой перед выходом. Это большой недостаток техники, и вас (меня) за это нужно прямо бить. Умоляю вас, обратите на это внимание. Это граничит с катастрофой. Ведь дело в пустяке. Даже попробуйте себя иногда подтолкнуть — вытолкнуть из себя эту пробку, а дальше пойдет. Надо как-то находить живое самочувствие без этой самой пробки».

«Бедность не порок». Тяну с писанием. Пробка — затяжка. Девичья. Перегружаем, проще. «Правды у вас в глубине достаточно, хватит на три отрывка, а вы все ждете чего-то еще и перегружаете»...