Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Схоластика и мистика

Бог есть Любовь и глубочайшая Тайна. Человек не может его постичь исходя из житейской или философской мудрости. Он — Бог сокровенный, живущий в свете неприступном. Лишь единственно молитвенное подвижничество предоставляет шанс открыть себе его полноту в совершенном духовном слитном воссоединении с ним.

Из разделения теоцентризма высшего (горнего) и антропоцентризма земного (дольнего) мира вытекает сущность учения о Первородном грехе Адама и Евы. Его преступность, обусловившая тяжесть наказания — а именно, смертность, начиная с них самих, всего рода людского, — заключена, как показано выше, в их покушении на вытеснение Бога с его места в мироздании.

Тем же мотивировано и напутствие Бога Адаму и Еве на выходе из Эдема, которое часто неверно интерпретируется как дополнительное наказание. На самом деле, его смысл может быть передан современным языком следующим образом: если ты хотел быть Богом, — иди и бери на себя ответственность и трудись, как Бог, без передышки.

Христианство предлагает свою мистическую возможность преодоления последствий небесной кары, смертной расплаты за Грехопадение. Начало этому пути положено искупительной (за всю неправедность человечества) жертвой Иисуса Христа. Его завершение символизирует гибель старого мира, Страшный Суд и возникновение в итоге мистического Божьего Царства, свободного от Первородного проклятия и смертности индивида.

Религия и наука

Неверно думать, что вера когда-либо тормозила прагматические исследования. Другое дело, что сами потребности в них в раннее Средневековье были значительно сужены по сравнению

318

с римской эпохой. В конце же концов именно церковный деятель и теолог Фома Аквинский (Аквинат) включил в христианскую картину мира понятие естественных причин, через которые Бог правит Вселенной. Тем самым, он сформулировал принципиальное оправдание научному поиску, придал ему религиозную санкцию, освятил, что было фундаментально важно для человека его времени, занятия им.

Отозвавшись на созревший и готовый прорваться интерес к экспериментальному знанию, он создал идеологическое обоснование для его скорого и пышного расцвета на европейской почве и предпосылку для его отпочкования из лона Церкви. Это, в свою очередь, придало ему дополнительный мощный импульс, приведший к его нынешней доминанте в материальном прогрессе.

Важно также сказать об аргументах, коими Аквинат доказывал (в итоге успешно) свою точку зрения. Он писал, что наука может быть полезна людям, так как она раскрывает им Божественный План и позволяет, через познание явлений, постигать Бога, а заодно активизирует развитие личности и обучает ее обращать природные причины себе на пользу. Логика, которая тоже возобладала. Рождение же его концепции в пределах западной версии христианства обусловило более раннюю авто-номизацию науки и ее преимущественное развитие в близких современным формах сначала в католических странах.

Средневековье; Византия и Запад

Византийская культура продолжала греко-римскую цивилизацию, сложившуюся в эпоху Римской империи, особенно Домината. Термин «Византия» сравнительно недавнего, научного, происхождения. Сами же ее жители называли себя римлянами, ромеями по-гречески, а столицу, Константинополь, — Вторым Римом. Материальная сфера Византии развивалась на основе античных традиций, что особенно ярко проявилось в приемах градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства, общественной и обеспечивающей инфраструктуры.

319

С Западом Византию объединяли также жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, оживленное развитие большого числа городов и отсутствие четкого сословного деления социума. Одновременно здесь прослеживается сильное восточное, в частности персидское, влияние.

Но культура Византии не была простым смешением разнородных элементов. Она первая создала в полном смысле слова христианскую культуру. Роль религии и Церкви, с явным уклоном в спиритуализм, всегда была в ней очень значительна. Здесь, прежде чем где-либо, христианское учение поднялось на уровень подлинной теории.

Все Отцы Церкви, равно почитаемые католиками, протестантами и православными, происходили из Восточной Римской империи и ее наследницы Византии. Огромную роль в систематизации патристики (Свято-отеческого учения) сыграл несший здесь же свое служение Иоанн Дамаскин, который ее и завершил. Позднейшая теология всех конфессий, в той или иной степени, опирается на его работу. Он создал также систему церковных песнопений. Еще ранее Иоанн Хризостом, или Златоуст, явился автором панегириков и псалмов, которым было суждено сыграть эталонную роль для всей христианской литературы.

Восприятие Византией античного наследия наложила свой оригинальный отпечаток на эволюцию западноевропейского творчества. Ей принадлежат базилика и крестово-купольная форма в культовой архитектуре, акцент на организацию внутреннего пространства церковного здания, активное использование для украшения храма мозаик, витражей и живописи. Эти нововведения (из памятников принадлежавших ей одно время Равенны и Венеции) ушли далеко за пределы Византии.

Ранее мы уже упомянули о том, что многие корни ревности и предубеждения Запада по отношению к России кроются в его родовых комплексах по поводу давнего тесного взаимодействия Руси с Византией, имевшей куда больше прав на римское политическое наследие, чем тонувшие в бесконечных склоках мелкие, во ее масштабам, франкские короли и их преемники. Только что картина была дополнена культурным фактором.

320

Что же касается квазиидеологических расхождений, то раскол между Западной и Восточной Церквами произошел по абсолютно мирским, даже меркантильным, основаниям. С эпохи Апостолов в христианском мире существовала Пентархия — высшее сообщество духовных лидеров, состоящее из предстоятелей Церкви в Иерусалиме, Александрии, Антиохии, Константинополе и Риме. Папа здесь оказывался одним из пяти, но далеко не самым главным, ибо старшинство учитывалось по первенству принесения и принятия Христовой проповеди. Запад откололся от Востока в тот момент, когда был богаче и многочисленнее по приходам, но, в силу традиции, не мог быть признан «начальником» над остальными. Были, конечно, и догматические прения, но не столь весомые. Положение, с небольшими нюансами, сохранилось поныне.