Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Термин «культура»

Многие современные учебники «культурологии» распространяют следующее заблуждение: до введения в оборот Цицероном, понятие cultura в переносном смысле не применялось.

Если уж быть строгими, то и знаменитый оратор использовал его в традиционном значении «возделывание», просто применял его к душе, подразделяя сам процесс на воспитание и образование. Первоначально cultura обозначала любую обработку. Взять хотя бы знаменитый римский трактат Катона Старшего «О возделывании поля», который по-латыни так и называется — de agri cultura. Возникший благодаря ему субстантиватный неологизм

30

агрикультура стал в романских языках и заимствованиях из них определением сельского хозяйства вообще.

Автор этого трактата был известен не только как яростный защитник суровой простоты древнеримских нравов, чуждых изнеженности и власти денег, но и (вот ирония истории!) тем, что каждое свое публичное выступление в течение тридцати лет всегда начинал и заканчивал одной и той же фразой «ceterum censeo Carthaginem esse delendam» — «впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». И в конце концов он добился своего, хотя и не дожил до того дня.

Парадокс состоял в том, что финикийский Карфаген был прежде всего конкурентом Рима в торговле в Южном Средиземноморье (доминировавшие в северной части моря эллинистические государства уже попали к тому времени в зависимость или полузависимость от Республики), а наиболее прибыльной была торговля как раз предметами роскоши, невозможная без глубокого проникновения монеты во все сферы жизни. Хотя, конечно, карфагенские владения в Испании тоже мешали расширению римских земель для наделения участками ветеранов-легионеров.

Само слово «культура», несомненно, является дериватом от базового для нас понятия «cultus,-us» в трех его ипостасях: «почитание» (Божественного), «образ жизни» (людской), «обхаживание» (мужчиной женщины, и наоборот, с целью обладания объектом страсти — античность, как мы знаем, вообще была очень естественна и непосредственна в амурных делах). В греческом языке ему соответствуют две лексемы, обе перешедшие в современных языках в профессиональный врачебный словарь. Это θεραπεία («почитание, образование»), ставшая терапией,частью медицинской методики, и δίαιτα («образ жизни, воспитание» ) — диета. Вторая, благодаря широкому распространению в последнее время различных диетических планов, стала возвращать себе смысл стиля существования.

Терминологизацией же в современном понимании cultura обязана лишь XVIII в. В соответствии с предпочтениями эпохи ее основными характеристиками тогда считали просвещенность, образованность, воспитанность (об истоках этого понятия напоминает столь распространенная и поныне оппозиция «культурный — неотесаный»). Просветители действительно ссылались на Цицерона как на одного из авторов, разрабатывавших в

31

древности тему влияния воспитания и образования на развитие у индивидуума человеческих качеств.

Нетрудно видеть, что в век Просвещения, когда возник этот термин, решающая роль отводидась знанию, или, как ныне принято говорить, информированности. Такой его генетический признак делает актуальным преподавание начал моделей мировой культуры в нашей стране. И не только потому, что «информация правит миром». Это, кстати, совсем не ново. Так было всегда. Обладающий какими-либо эксклюзивными сведениями или навыками имел преимущество перед остальными. За новыми данными гоняются столько, сколько существует человечество, исследователи и промышленные шпионы. Достаточно вспомнить даму, вывезшую из Китая личинок непарного шелкопряда в своей прическе, и Д.И. Менделеева, раскрывшего тайну компонентов бездымного пороха, фиксируя, сидя за кружкой пива, из окна трактира надписи на вагонах, входящих в ворота германского завода. Но также потому, что над нами тяготеет тяжелый груз коммунистического периода, когда, за пределами крайне узкого круга интеллектуалов, любопытство и основанная на нем информированность не поощрялись, а то и преследовались. Апофеозом этой пещерной ненависти блюстителей «чистоты строя» всех мастей к любой новой информации стала классическая советская поговорка «Много будешь знать — скоро состаришься» . Данная «истина» активно вбивалась в головы с начальных классов и продолжает отравлять нашу нынешнюю жизнь.