Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Греко-римская метафизика и христианство

Уже в древнейших эллинских мифах мы находим рассказ о рождении предвечной богиней Земли должного от нее же погибнуть бога Неба. Поскольку тот стремится избежать своей гибели, то создает себе соратника в виде человека божественного происхождения. Этот-то богочеловек и становится первой жертвой хтонических сил, а его смерть предвещает падение и самого небесного царства, которое он был призван спасти. Благодаря ему становится понятно, почему Евангелие относительно легко было принято греками.

Усвоению же Христовой вести в Империи в целом весьма способствовало генетически присущее квиритскому сознанию мессианство. Но уже ранее Рим внес еще один существенный вклад в адаптацию рассудка своих граждан и подданных к ее восприятию.

Речь идет о так называемой Средней, или Римской, Стое. В рамках данного философского течения развивались и получили общественную санкцию глубоко оригинальные идеи о синтезе индивидуализма и универсализма. Традиционные стоические представления о самодовлеющей личности включают:

241

добродетель — искусство жить правильно, в соответствии с природой, т.е. разумом как единственное подлинное благо;

отстранение от окружающей среды, «апатию» мудреца, а именно его, совершенного существа, отказ от любых аффектов и страстей, вызываемых внешними влечениями, и в результате обретение им внутренней духовной свободы;

добродетель мудрого, заключающуюся в его разуме (λόγος), тождественном природе (φύσις) и повинующемуся мировому закону;

единство и совершенство, наиболее полно воплощающие его идеал. Они дополняются здесь ощущением общности всех людей, без их обычного деления на свободных и рабов по природе, совершенных (эллинов) и несовершенных (варваров), в конечном счете, их равенства, что инициирует не только космополитизм, но и открытость системы Средней Стой. Все вышеназванное по-своему подготовило античный мир к аналогичным постулатам проповеди Апостолов.

Завершающий же шаг навстречу Иисусу был сделан неоплатонизмом, впитавшим в себя идеи неопифагореизма и восточного мистицизма, особенно его доктриной восхождения человеческой души к слиянию с Богом в созерцательно-мечтательном экстазе. Агностицизм Плотина был в дальнейшем оплодотворен апофатизмом мистического Богословия Восточной церкви.

242

Глава 8 Конфуцианско-даосистский тип культуры

О китайской специфике. Социальный характер картины мира. Образ Неба и концепция Поднебесной Империи. Этика служения и иерархия социальных связей. Традиционная система ценностей. Культ предков. «Семейная * модель общества и государства. Китайцы и варвары; характер знания и восприятия мири. Этика труда, отношений и успеха. Исследование материального 6 системе культуры. Особенности религиозности и науки, цивияиза-ционные параллели. Конфуцианско-даосистская модель 6 Азии; культура Японии

О китайской специфике

Формируя свое отношение к Китаю, необходимо ясно представлять основные причины поразительной стабильности и вечной актуальности идеологии Срединной Империи. Во-первых, ее история, начавшись еще в IV тыс. до н.э., насчитывает более пяти тысяч лет непрерывного, последовательного и поступательного развития. Во-вторых, культура, сформированная в своих нынешних главных чертах в периоды Чжаньго (V—III вв. до н.э.) и династий Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), отчего сами китайцы до сих пор именуют себя ханьцами, многократно оказываясь за это время перед лицом более сильного внутреннего или внешнего агрессора, всякий раз уже через одно поколение покоряла любого завоевателя либо бунтаря. В-третьих, всякие

243

успешные общественные, экономические или политические изменения происходят здесь поэтому не под знаком коренной ломки, переворота или революции, но апеллируют к восстановлению временно попранных либо случайно преданных забвению исконных ценностей (за отступничество от которых социум и наказан невзгодами) и внешне оформляются как возврат к ним.

В результате, несмотря на различное генетическое (в этническом и расовом отношении) происхождение, большинство населения страны является носителем собственно китайского самосознания, т.е. почитает себя наследниками воспринятой от общих предков особой внутренне целостной и самодостаточной культуры, основная роль в которой принадлежит коренным национальным традициям. Она не отгорожена от инородных влияй ий, но крайне бережно относится к собственному прошлому. Оттого все приходящие извне новации тщательно просеиваются сквозь мелкое сито устоявшегося обычая, которое оставляет и всегда видоизменяет в соответствии с требованиями уже сложившегося цивилизационного массива только то, что безусловно идет ему на пользу и не нарушает основы существующей в нем внутренней сбалансированности. Зримым воплощением идеи автономности китайского мира служит Великая Китайская Стена, чья незаконченность, в силу указанных причин, несет на себе для поколений, последовавших за прекращением ее строительства, мощную иносказательную смысловую нагрузку, аллегорию разомкнутости защитного пояса китайской культуры для обращенных к ее выгоде внешних заимствований.