Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Глава 4 Религия, культура и мораль

Философия религии. Философия морали. Философия культуры. Философия искусства. Философия истории. Политические категории в культуре; философия политики. Конфликт культур и его влияние на ход истории

Религия, культура и мораль — три категории, неразрывно переплетенные между собою. Мораль, признанная благом в данном обществе как в индивидуальной, так и в групповой ее формах, представляет собой стержень созданного человеком рукотворного мира культуры. В свою очередь, эта система поведенческих норм и связанный с ней набор этических принципов впервые классифицируются и получают санкцию в рамках начальных форм религиозных представлений.

Поэтому здесь мы рассмотрим предмет в такой последовательности: философия религии, философия морали, философия культуры. И лишь потом приступим к дальнейшему изложению.

Философия религии

Религия есть символическая система, которая дает личности целостное мировоззрение, т.е. представление о причинно-следственных связях в окружающем человека мире, основанное на аксиоме взаимодействия высших («горних») и земных («дольних») событий и акторов, и содержит в себе базовую систему

172

императивов, опирающуюся, как правило, на веру в воздаяние высшими силами мироздания. Она указывает на первопричину Творения, которая властвует над миром и человеком, и на задачи, самостоятельно доступные индивидууму и социуму. Она снимает противоречие между необходимостью расходовать жизненную энергию «пассивно», под давлением внешних обстоятельств, и естественным стремлением тратить усилия только «активно», на свободную реализацию собственных замыслов.

Первая обычно воспринимается страданием и лихом, а второе — благом. Но ведь деятельность вообще невозможна без траты сил. Значит, надо уметь воспринимать неизбежное зло без излишних мучений и по возможности извлекать из него добрые для себя последствия. Вера примиряет каждого с неотвратимостью постоянно обращать худшее в лучшее, и дарит утешение: поскольку жизнь как результат воздействия извне есть удел, как итог реализации намерений живущего — его миссия, а она растет из надежды, каковую судьба оставляет любому.

Иначе говоря, религия представляет собой форму духа, в коей он проявляет себя посредством смысла, — не мимолетного, но глобального, опирающегося на универсальный принцип бытия и высшую цель жизни людей и их объединений — групп, наций, государств, цивилизаций. Она несет объяснение и оправдание человеческой деятельности с точки зрения предельных основ и ценностей мироздания, высшую санкцию ее содержания. Она формирует идеал как конечное предназначение персональных и коллективных устремлений.

Вера, не отрицая роли материального обеспечения жизни, открывает перспективу, выходящую за пределы ограниченного потреблением существования, предоставляет возможность для раскрытия индивидуальности и позволяет ей жить полноценно, осмысленно. Ибо любое учение всегда открывается в моменты крайнего духовного напряжения и даже тяжелого кризиса общепризнанного на данный момент мироощущения, когда подвергаются переоценке важнейшие проблемы бытия и востребуются новые подходы к их решению, включая элементарное вы-

173

живание, распространяющиеся как на отдельного индивида, так и на сложнейшие цивилизационные модели.

Тем самым догматы веры суть постулаты практического разума, поскольку указывают человеку, как он должен поступать в тех или иных обстоятельствах. Если мы сталкиваемся с тем, что кажется нам противоречием в ее предписаниях, то это связано либо с динамикой конкретно-исторических условий создания различных священных текстов, образующих единый кодекс, либо с их обращением к разным социальным группам.

Религия узаконивает существование общества, санкционируя действующие в нем нормы, вдохновляет, направляет, регламентирует жизнь и занятия индивидов и их сообществ. Именно перечисленные качества позволяют говорить о коммунистической и национал-социалистической идеологиях, как о квази- или псевдорелигиях, что делает доктрины, подобные последним, особенно опасными.

Итак, функции религии допустимо условно разделить на две главные составляющие: 1) интегративную, идеологическую или мировоззренческую; 2) ориентирующую, ценностную, нормативную, регулятивную или легитимирующую. Поэтому в ее истории трудно говорить о прогрессе и регрессе. Секуляризация и ренессанс благочестия, язычество и теизм, интернационализация и возврат к этничности, затухание и возрождение, триумф и исчезновение религиозных систем нередко перемежаются.

Ведь религиозное многообразие отражает множественность возможных смыслов человеческой жизни. И все они живы. В истории духа все идеи обладают близкой степенью простоты и сложности, но разной степенью проработанности. Разработка и есть развитие идеи. Значит, хоть и не все религии сохранили сейчас своих адептов, нельзя исключить возможности (история XX в. применительно, например, к некоторым течениям индуизма либо архаичным верованиям тропической Африки, Полинезии и Центральной Америки, смешанным с примитивным христианством, это многократно подтвердила), что однажды они сплотят вокруг себя новые массы людей.

174

Кроме того, эволюция вероучения может вести к двояким последствиям. Одни добавления или изменения его положений ведут только к развитию идеи либо ее смене, не вызывающей, однако, перемены системы в целом. Таково большинство случаев в иудаизме и христианстве. Иные — принципиальные — порождают новую веру. Как проповеди Христа и Пророка, а также новых сект (речь не идет, естественно, о тоталитарных их разновидностях, направленных на полный контроль над сознанием их последователей: это старый, кдк мир, и хорошо знакомый магизм).

Теологи и философы пытались систематизировать религии исходя из разных признаков — формальных, культурных, этических и т.д. Наиболее полной, простой и ориентирующей на главное представляется классификация русского мыслителя В. Соловьева, отражающая постижение духом ступеней откровения. Она опирается на базовую характеристику, присущую всем вероучениям, и свободна от чрезмерной детализации. Согласно ей существуют три вида верований: 1) язычество, а в Новое время материализм, вытекающий из успехов экспериментальной науки (естественное, или непосредственное, откровение, ведущее к познанию внешнего мира, природы), добавим сюда возникшие позже большевизм, национал-социализм, позитивизм и советский атеизм; 2) пессимистические и аскетические доктрины (отрицательное откровение, где Абсолют проявляется сверхприродным Ничто, противостоящим физическому миру), например буддизм; 3) положительное откровение, в котором Абсолют манифестируется как таковой, явленное в Торе иудеев, Логосе античных философов, учении Иисуса (добавим: и Коране).