Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Античность

Древняя Греция подарила миру начатки рациональной политической теории и тем самым политической науки.

Феномен демократического полиса заключается в том, что гражданский коллектив, формирующий через народное собрание как форму прямой демократии совещательные, судебные и исполнительные структуры власти, побуждал свободных членов общества к активному участию в них, а следовательно, и в политической жизни. Она охватывала как внутреннюю, так и внешнюю сферы, поскольку города-государства разного устройства активно взаимодействовали и между собою, и с варварами.

354

Первыми воспитывать будущих профессиональных политиков стали софисты. Среди них наиболее известны Протагор, Продик, Горгий и Гиппий. Благодаря им возникли многие направления политической теории, которые получили свое развитие позднее, включая Средневековье и Новое время. Они критически анализировали различные обычаи и законы, принятые как у эллинов, так и у варваров, и в результате пришли к выводу, что в их время наблюдались только два универсальных обычая — почитание богов и соблюдение родственных связей.

Требованиям традиции софисты противопоставили природу, которую понимали как то, что обусловливает независимую рациональную позицию индивида в его оценке любых предписаний и установлений. Антифон, Алкидамант и Ликофрон отрицали наличие каких-либо природных отличий между греками и варварами, свободными и рабами, знатью и рядовыми общинниками. Фрасимах стал родоначальником релятивизма и теории общественного договора, так как утверждал:* государстве, где царит раздор между богатыми и бедными, не может быть одной для всех справедливости; и справедливость, и законы, и религия не являются данными раз и навсегда, но возникают вследствие некоего соглашения, условия которого подвержены видоизменениям в зависимости от места и времени его принятия.

В свою очередь, сама мысль о том, что государственность возникла в ходе исторического развития и есть производное от общественного договора, а законодательство подлежит перманентному совершенствованию, содержит в себе зародыш концепции исторического прогресса.

Сократ, напротив, полагал справедливость, добродетель и знание абсолютными божественными истинами, дающими надежный ориентир в политике. Ее трактовке софистами как сферы, в которой компетентным может быть любой рядовой гражданин, он противопоставил ее понимание как основанного на истинном знании «царственного искусства» государственного управления, присущего только мудрым предводители*. Он же сформулировал ставшие с тек пор традиционными оппозиции

355

правильных и неправильных форм государственного устройства: монархия-тирания, аристократия-олигархия, демократия-охлократия.

Продолжая «развивая взгляды Сократа, его ученик Платон создал теорию о том, что государство возникло с целью взаимного удовлетворения различных потребностей людей, возможного только в совместном поселении, идеальной формой которого является полис. Так он стал родоначальником концепции реализации в политике идеи блага.

Он считал единственно правильной моделью государственного устройства аристократию, основанную на четырех добродетелях — мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости. Его подход к политике с позиции должного предопределил целое направление европейской политической мысли, развивающееся до сих пор.

Аристотель видел конечную цель развития человека как природного существа в достижении автаркии, или самодовлеющего состояния, что возможно только в государстве. Понятия природного и политического в сфере общественных отношений у него, таким образом, совпадают: человеку, как «политическому животному» свойственно безотчетное стремление к совместной жизни, реализуемое через ряд ступеней естественного развития — семью, общину и государство (здесь нетрудно видеть, что «знаменитая* книга Ф. Энгельса о происхождении семьи и т.д. есть всего лишь компилятивный плагиат из Аристотеля и Л.Г. Моргана). -

Жизнь в государстве для человека, по мнению Аристотеля, является высшим благом, а политика (в силу данного обстоятельства) — высшей по отношению к другим наукам. Но она обретает истинную ценность только тогда, когда теория в ней объединяется с практикой, реализуемой в законах, которые регламентируют принятое в данном обществе доброе и дурное.

Аристотель явился также родоначальником политологии, поскольку прибег к методу умозрительного расчленения государственного организма на составные элементы с последующим

356

их изучением. А в «Политике», написанной на базе разработанных им и его учениками 137 полисных конституций (плюс еще нескольких десятков ими подробно разобранных), он заложил основы современной политической компаративистики.

Позаимствовав у Сократа его классификацию типов государственных устройств, Аристотель все их подробно проанализировал и тщательно исследовал причины их патологических отклонений, приводящих к политическим потрясениям. В итоге он пришел к выводу, что наилучшим является устройство, оптимально объединяющее в себе преимущества всех форм правления. Эту смешанную форму он назвал политией.

Среди его популярных, но неудачных, гипотез следует упомянуть предположение о зависимости политического устройства государства от размеров занимаемой им территории, численности населения и характера граждан.

Продолжая идеи Аристотеля, Цицерон считал лучшей смешанную конституцию. В остальном он развивал две главные идеи — справедливость возможна в государстве наилучшей конституции; закон ничто без людей, умеющих обеспечить уважение законов. Таким образом, политика для него есть результат разумной установки, существующей вне сиюминутных устремлений человека и позволяющей, в силу этого, действовать в соответствии со справедливостью. Поскольку Цицерон жил в период зарождения будущей империи, то высшим гарантом такого равновесия он видел принцепса — первое лицо государства, призванное примирять конфликтующие интересы.

Римская империя скорректировала его теорию. Она сохранила идеологему, согласно которой императорская власть основана на добровольном согласии подданных. Но в отношении правителя была сформулирована концепция, что он получил власть для того, чтобы творить закон. В результате само право все больше оборачивалось полномочием императора поступать по своему усмотрению. Так была заложена основа европейских представлений Средневековья и Нового времени о праве монарха.

357