Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Общественная функция кастовой структуры

В системе ценностей индуизма большое значение имеет догмат о варнах (кастах), каждая из которых воплощает определенные культурные ценности. Прожитая жизнь оценивается на основании того, насколько она была нравственна и благочестива. Например, брахман олицетворяет премудрость и святость. Вторыми по ранжиру идут кшатрии (правители). Обладание же богатством дает небольшие права на истинный почет, ибо ко-

262

вечная цель жизни требует не накопления сокровищ, а освобождения от власти кармы.

Кастовая модель не ориентирует личность на групповую активность, силовую борьбу или персональный протест ради улучшения своей доли. Ведь как можно спорить с судьбой? Она делает акцент на нравственном возвышении как залоге оптимизации статуса индивида через систему духовного восхождения в череде перерождений.

Для индуиста бессмысленны призывы к равенству либо социальной гармонии. Он и его община так же враждебны им, как и чужды насилию, проявлениям коллективного недовольства, бунту. Приоритет, отдаваемый религиозно-моральной стороне поведения, нацеливает члена общества на согласие с его организацией и нормами, самим собой и природой.

Тем самым, кастовый строй нельзя оценивать по шкале внешних по отношению к нему критериев, ибо он по-своему исполняет важнейшую балансирующую роль внутри следующего ему народа — примиряя людей с данной им реальностью и стимулируя индивидуальный духовный рост каждого из них.

Одновременно здесь не культивируются ни афиширование лояльности власти, ни общественная солидарность, ни политическая деятельность. Зато благодаря Махатме (Учителю) Ганди Индия подарила всем технологию ненасильственного гражданского неповиновения, успешно и широко используемую теперь за ее пределами.

Мировоззренческие и социальные основы брахманизма, буддизма и индуизма

Для всего индо-буддистского типа характерно слияние религии и философии* При этом уже в Упанишадах (памятнике, известном примерно с 800 г. до н.э.) мы сталкиваемся с представлениями о душе индивидуума. Они в дальнейшем будут развернуты в зрелом брахманизме и религиях, возникших на его основе.

263

Пока же душа видится искрой, отделившейся от пламени Абсолютного Духа и вновь поглощаемой им после ее земной жизни. Здесь мы обнаруживаем еще один пример аналогии с библейской традицией, в данном случае с рассказом о том, как Бог вдохнул в человека жизнь.

В брахманизме проводится идея о скоротечности и незначительности смертного удела в сравнении с небесным миром и о подчинении всего бесконечному круговороту вещей. Применительно к людям брахманизм есть вселенский закон жесткой обусловленности посмертной судьбы души мерой нравственного в поведении ее «хозяина» в его посюсторонней жизни. Принципиально важными для ее будущего благополучия считаются его самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов.

Брахман понимается вероучением его имени как Абсолют, т.е. верховная и совершенная духовность и реальность, заключающая в себе все сущее и вне которой ничего нет. Отсюда же Веданта получила и начала своей доктрины об Атмане. Последний мыслится осознанным индивидуумом собственным «я», находящим в его воссоединении с Брахманом (после серии последовательных перерождений) свое завершение, а именно избавление от кармы.

Эта общая для всего индо-буддистского круга задача, тем не менее, не увязывается в нем с императивом отказа от пристрастия к обеспеченной жизни и вообще богатству как таковому. Поскольку же в основе брахманизма лежит мировоззрение, отражающее древнейшую теократическую стадию общественного устройства, то теперь он сохраняется, главным образом, в качестве исповедания, распространенного среди выходцев из соответствующего сословия.

Аскетизм в качестве средства достижения нирваны и через нее — вышеуказанного результата был впервые выдвинут на передний план джайнизмом, развивавшимся параллельно с буддизмом. И ныне его последователей можно периодически видеть в процессе исполнения ими обряда единственного1 за несколько

264

лет ритуального омовения в священных водах Ганга. Он выливается в столь возбуждающее любопытство и поражающее воображение туристов со всего света зрелище шествия спускающихся из своих скальных пещер к реке запыленных, строго соблюдающих заповедь безбрачия, нагих, нестриженых, небритых и нечесаных отшельников. Сейчас их орден насчитывает около трех миллионов членов, которые, подобно монашествующим, рекрутируются из светской среды.

Проповедь Будды предложила промежуточный (в сопоставлении с брахманизмом и джайнизмом) подход к идеальному состоянию личности. Сформулированное в ней понятие Срединного пути значительно облегчило со временем ее восприятие в Китае (по созвучию ее национальному настрою ханьцев). Его суть, доступная совершенному и ведущая к покою, к познанию природы сущего в нирване, заключается в следовании стремящимся к ним восьми принципам безупречной нравственности. Это — праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное деяние, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление. Кроме того, привязанность к земному считается страданием. А его прекращение достигается полной элиминацией желания.

Таким образом, этика, доктрина дхармы, мощная и разветвленная, превращается в буддийской системе в центральный из элементов бытия, что в своей совокупности образуют сущее. Буддизм также видит в жизни действие мирового закона кармы — жесткой причинной связи событий, из пут которой надлежит вырваться мудрому праведнику. Но буддизм не так много говорит об Абсолюте и его соотношении с индивидуальной душой.

В Индии из комбинации брахманизма и буддизма возник индуизм. Парадокс состоит в том, что последний постепенно вытеснил буддизм на обочину религиозной жизни на его же собственной родине. Так случилось потому, что в стране традиционно очень сильна деревенская община, основа общественного устройства. Она прочно встроена в кастовый строй, в соответ-

265

ствим с канонами которого над ней возвышаются варны (касты) правителей (кшатриев) и ограничивающих их власть жрецов (брахманов). При условии уплаты налога община обладает значительном автономией, незыблемыми правами и привилегиями и защищена от произвола властей.

Буддизм же изначально складывался как аристократическая идеология, каковой он остается и поныне. В результате содержащихся в нем запретов на нанесение ущерба природному миру земледелие, постоянно связанное с убоем животных, стало считаться в его парадигме недостойным занятием, а земледельцы стали все ниже опускаться по социальной лестнице. Сельское общество не могло этого допустить. Сказался и авторитет брахманов, особенно местных, учению которых новая вера также несла немало осложнений.

В итоге, сохранив немало религиозных и нравственных догматов Будды (в том числе табу на убийство многих видов скотины, нанесение ей ущерба и причинение ей страданий) и объединив их с элементами традиционного брахманизма, сельское общество отвернулось от буддизма, заместив его вышеназванным синтезом, получившим название индуизма.