Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Изучение культуры как спектр профессий

Все сказанное выше подводит к давно известному разделе нию культуры на материальную, общественную и духовную (технологическую, социальную и идеологическую, по Л. Уайту).

Первую ветвь изучает история, включая археологию, этнологию, эпиграфику, нумизматику, кодикологию, папирологию, текстологию, антропологию и многие другие науки, кото-

32

рые в советское время именовались «вспомогательными историческими дисциплинами». В Германии, например, их называют «Grundwissenschaften», т.е. «базовые, фундаментальные науки» (физика и математика проходят там по отдельному разделу, а остальные науки — от геологии и биологии до химии — по части природы, «Naturwissenschaften»). Это и понятно: если считать главным марксистские обобщения, то занятия источниками и полевые работы всех видов представляются чем-то второстепенным.

На самом же деле главным в исторической науке всегда был и остается строгий и точный анализ первичных фактов, позволяющий получить адекватное представление об ее предмете с не большим, чем в остальных отраслях знания, элементом субъективизма. Им и занимается поименованный выше пучок прикладных исследований. Из-за того, что в период исторического материализма этот естественный ход вещей в интерпретации прошлого человечества был в России полностью извращен, многие до сих пор путают историю с художественным творчеством.

Второй (общественной) составляющей культуры занимаются социология и политология.

Третьей (духовной) составляющей — та отрасль знания, которую принято называть историей культуры в собственном смысле слова, или sui generis. Бе подразделению, а именно типологии, и посвящено главным образом дальнейшее изложение. Когда это будет представляться оправданным, чтобы приблизить его к основным занятиям студентов политологического факультета, оно будет сопровождаться экскурсами в политическую и социальную сферы.

Причина относительной молодости культурной антропологии связана с тем, что до Возрождения и Нового времени число массовых контактов между различными цивилизациями было естественным образом ограничено или географическими барьерами, или типами культур, имеющими давно установившиеся, и потому не обладающие «прелестью новизны» связи. Например, Передний Восток — семитский, персидский или тюркский — был

33

достаточно уже привычным, а об Индии, Китае, Черной Африке, Центральной или Юго-Восточной Азии, по причине редких и в основном многократно опосредованных соприкосновений, зачастую доходили сказочные сообщения. Об Америках, АТР, Австралии и большей части Сибири и вовсе не слыхивали.

К тому же межкультурное общение оставалось уделом узкого слоя отваживавшихся снаряжать дальние маршруты торговцев или считавшихся чудаками хорошо обеспеченных любопытствующих путешественников. Основная же масса их грамотных соотечественников (которых в Европе тоже, кстати, было не слишком много), ие удалявшаяся от дома на значительные расстояния из-за опасностей дороги, питалась рассказами тех, кому довелось вернуться невредимыми из странствий, подчас длившихся десятилетиями. Показательно в этом отношении путешествие Марко Поло.

Эпоха Великих географических открытий, подготовленная и сопровождавшаяся взрывом технических достижений, полностью изменила ситуацию. Во-первых, круг участников контактов значительно расширился количественно и качественно за счет представителей всех социальных слоев. Во-вторых, экспедиции стали относительно намного более безопасными и регулярными. В-третьих, способы связи стали значительно более надежными. В-четвертых, время на добывание новых сведений сократилось, а способы их получения упростились, а значит, освободились ресурсы для увеличения их точности. Наконец, в-пятых, взору открылись доселе неведомые континенты и архипелаги, населенные неизвестными народами с диковинными на первый взгляд традициями, что подхлестнуло извечную жажду наживы, идущую рука об руку с познанием.

Все это вместе взятое пробудило стремление осмыслить новую действительность. А отсюда уже один шаг к научному поиску и рождению еще одной области изучения мира. Так, постепенна, на протяжении XVII—XVIII вв., было подготовлено появление того, что с середины XIX в. возникло под именами этнографии, этнологии, науки о культуре, пока, чуть позже, ие

34

было окончательно названо антропологией с соответствующими ее подразделениями.