Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
AFFLUENZA.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Дарвин наоборот

Очень плохо, что количество природных ресурсов, а вместе с тем и возможность отдыха на природе, а также эстетического наслаждения ею истощается по мере того, как продолжается раз­жигаемое синдромом потребительства обворовывание планеты. Но гораздо более огорчительным является факт, что жизнь на Зем­ле становится гораздо менее разнообразной по мере того, как ис­чезают населяющие ее существа. Исчезновение ключевых био­логических видов из экосистемы – это как достать не тот арбуз с витрины супермаркета. Обвал арбузов рушится на пол, потому что они держались только благодаря тому, что один арбуз под­держивал другой. Рассмотрим всего лишь один пример. Когда солнце нагревает горный ручей из-за того, что деревья, которые росли на его берегах и создавали тень, вырублены, ручей стано­вится местом массовой гибели форели, потому что форель живет в холодной воде. А из-за того, что в ручей смывается голая, земля, закупоривается пространство между камнями, где прячут­ся мальки. В свою очередь, уменьшается число млекопитающих,' чей рацион включает форель как важный источник протеинов, и, следовательно, становится некому выполнять экологические функции этих млекопитающих...

Эра экологической работы еще не завершена. Тревожная правда заключается в том, что каждый день сотни «арбузных обвалов» случаются на поле сражения за добывание природных ресурсов. Будучи явлением, затрагивающим далеко не только тропические леса, нарушение среды обитания и сопутствующее ему вымирание биологических видов происходит прямо у нас под носом. «Массовое вымирание незаметно происходит в американ­ских озерах и реках», – говорит биолог Энтони Риккарди. Его исследование показывает, что виды, обитающие в пресной воде, от улиток до рыб и земноводных, вымирают в пять раз быстрее, чем сухопутные виды, и так же быстро, как виды, обитающие в тропических лесах – считается, что последние находятся в наи­большей опасности. Половина американских заболоченных зе­мель и девяносто девять процентов травянистых прерий исчезли. Поскольку эти системы были разрушены с целью использования их для сельского хозяйства и других нужд, 935 обитающих в Со­единенных Штатах биологических видов (356 животных, 579 ра­стений) вынуждены бороться за жизнь.

До того, как здоровье нашей природы начало ухудшаться, мы редко думали о том, как тот или иной продукт попал к нам и что этому сопутствовало; мы просто потребляли его и выбрасывали то, что оставалось. Мы не думали о растениях, животных и даже человеческих культурах, которые были вытеснены или разру­шены в процессе добывания материалов для этого продукта. Те­перь, когда биологи, подобные Норману Майерсуи Е.О.Уилсону, говорят нам, что, возможно, мы живем во времена самого интен­сивного вымирания со времен исчезновения динозавров шесть­десят пять миллионов лет назад, многие люди наконец-то забес­покоились после долгого отка-за это замечать. Мы теряем биологические виды со скоростью, в 1000 раз превышающей ес­тественную скорость вымирания.

Что скажут о нашей эпохе цивилизации будущего? Будут ли они доискиваться до причин гибельного сокращения разнообра­зия видов? Или они будут пожимать плечами (если у них будут плечи, чтобы ими пожимать) так же, как делают наши ученые, когда они размышляют о причинах вымирания видов, произошедших в прошлом? «Дело было в глобальном потеплении», – могут сделать вывод ученые будущего.»Неэффективное использование земли», – выдвинут гипотезу другие. Но ради сохранения достоинства нашей цивилизации. давайте будем надеяться и молиться, что никто из них не откроет унизительную правду о нашем навязчивом желании дешево покупать кофе бензин и нижнее белье.