Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

§ 2. Основные этапы развития мирового конституционного процесса

Конституционное развитие каждой страны нельзя рассматривать обособленно от развития государства и общества. Очередной этап в таком развитии вносит новые элементы и черты в важнейшие полити­ческие и социально-экономические отношения, изменяет качествен­ные характеристики государства, его функции и т.д. Появление новой конституции призвано закрепить все эти изменения, отразить в своем содержании специфические особенности общественного строя.

Конституция — продукт национальной культуры. В ней заложена модель поведения органов государственной власти, должностных лиц, граждан. Конституции рождаются и существуют в исторически и эт­нически различной среде и отражают разные философские и мировоз­зренческие подходы1. Вместе с тем конституции тех или иных госу­дарств могут иметь общие черты в содержании и сходство. Это объяс­няется едиными идейными истоками и общностью задач, решаемых на том или ином этапе развития государства.

1 Подробнее об этом см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Отв. Ред. Б.А. Страшуи. Т. 1—2. М„ 1996. С. 86-103.

2 См.: Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 67—81.

В научной литературе последних лет выделяются четыре важней­ших этапа мирового конституционного развития2.

Первый — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второй — между двумя мировыми войнами; третий — с 1945 до конца 80-х гг.; четвертый — конец 90-х гг.

Первый этап представляет собой период формирования важней­ших институтов буржуазного общества, прежде всего в Европе и Аме­рике.

Принятие Конституции США в 1787 г. и Конституции Франции в 1791 г. оказало решающее влияние на мировой конституционный про­цесс. Эти документы стали образцами для подражания и были вос­приняты в качестве моделей для конституций странами Латинской Америки, которые получили независимость в XIX в., а также консти­туций многих европейских стран. Конституции США и Франции оформили процесс перехода к новой конституционной государствен­ности и имели общие черты, позволяющие представить себе сложив­шуюся в тот период модель конституции. Ее идейно-теоретическую основу составила либерально-демократическая концепция конститу­ции, которая ограничивала вмешательство государства в дела граж­данского общества и личности. В связи с этим предметом конституци­онно-правового регулирования являлись вопросы организации власти в государстве и основы правового положения личности.

Система органов государства и взаимоотношения между ними строились на основе принципа разделения властей в его двух основ­ных вариантах: американском и континентальном. Положения о пра­вах и свободах воплощали идею естественных прав человека и в основном фиксировали политические и гражданские права, что объяс­нялось достигнутым уровнем социально-экономического и полити­ческого развития общества.

Следующий, второй, этап конституционного развития характери­зуется тем, что единый мировой процесс развития после Октябрьской революции в России шел в двух направлениях — буржуазном и социа­листическом. Это объяснялось появлением после Первой мировой войны новых государств, началом кризиса колониальной системы и общей демократизацией политических режимов. Возникла новая со­циалистическая модель конституционного развития. Происходил также процесс модернизации старых буржуазно-демократических конституций.

Та модель конституции, которая сложилась в большинстве стран на первом этапе, существенным образом не изменилась на втором этапе. Вместе с тем положения, касающиеся организации государст­венной власти, правового статуса личности в них стали признаваться общечеловеческими ценностями универсального характера. Расширя­ется предмет конституционно-правового регулирования, так как уси­ливается вмешательство государства в экономические и социальные отношения; определяется конституционный статус новых элементов политической системы (профсоюзов, политических партий); включа­ются в конституции новые группы прав и свобод человека и гражда­нина (социально-экономические). Конституционно закрепляются также принципы внешней политики.

Наиболее наглядным примером сказанному может служить Вей­марская конституция Германии1 1919 г.

В ее преамбуле были отражены такие новые правовые принципы, как принципы «народного единства» и «народного суверенитета», «свободы и социальной справедливости».

Германская империя провозглашалась республикой с федератив­ной формой государственного устройства. Ее субъекты стали имено­ваться землями и получили представительство в верхней палате Рейхстага (Имперском совете). Земли приобрели право принимать свои конституции и формировать законодательные органы — ландта­ги. Было введено прямое равное избирательное право при тайном голосовании. Внешние сношения, вопросы гражданства, обороны, свя­зей и почты регулировались исключительно имперским законодатель­ством. Земли могли принимать законодательные акты по вопросам гражданского и уголовного права, судопроизводства, печати, союзов, промышленности, если отсутствовали имперские нормативные право­вые акты. Имперское право имело приоритет над земельным правом. У земель имелся большой объем полномочий в административной сфере.

Среди органов государства первое место формально отводилось Рейхстагу, который избирался всеобщим голосованием. Рейхстагу принадлежали высшая законодательная власть и право утверждать бюджет страны. Однако его власть частично ограничивалась Рейхс­ратом и Президентом. Формально Рейхсрат, состоявший из предста­вителей земель, не обладал законодательной властью. Однако без его согласия невозможно было увеличить расходы бюджета или включить в государственный бюджет новые статьи расходов. Рейхс­рат имел также право вето в отношении законов, принятых в рейхс­таге, участвовал в решении вопросов об изменении и дополнении Конституции.