Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

§ 2. Сущность и юридическая природа государственной власти и государственного суверенитета

Вопрос о понятии, сущности и формах государственной власти за­нимает центральное место в юридической науке. А поскольку практи­чески все конституционно-правовые нормы регулируют обществен­ные отношения, прямо или косвенно связанные с осуществлением государственной власти, возникает необходимость определить юриди­ческую природу власти.

Следует сразу заметить, что в конституциях часто просто говорит­ся о власти народа (или нации), о национальном (народном) сувере­нитете и далеко не всегда употребляются термины «государственная власть» и «государственный суверенитет». Например, в принятой и одобренной на референдуме 25 мая 1997 г. Конституции Республики Польша сказано: «Верховная власть в Республике Польша принадле­жит Нации» (ст. 4). «Суверенитет принадлежит народу, который осу­ществляет его в формах и в границах Конституции» — установлено в ст. 1 Конституции Итальянской Республики. А в соответствии со ст. 20 Основного закона ФРГ «вся государственная власть исходит от народа». Анализ конституционных положений о государственной власти и государственном суверенитете можно продолжить, но пред­варительно следует разобраться с существующими в юридической ли­тературе концепциями власти.

Так, В.Е. Чиркин считает, что «термин «власть народа», употреб­ляемый в конституциях, имеет широкое, по существу, всеобъемлющее значение. Это понятие не ограничивается государственной властью, оно включает и социально-экономические, и политические, и психо­логические, и многие другие компоненты. По существу, речь идет о независимом ни от кого праве народа самостоятельно и полностью распоряжаться своей судьбой, создавать такой общественный и госу­дарственный строй, который соответствует его воле, иметь такую форму цивилизации и культуры, какую он желает»'.

К.В. Арановский отмечает, что самым простым является формаль­но-юридическое объяснение, в соответствии с которым власть опреде­ляют как совокупность полномочий, которыми наделены государст­венные органы и должностные лица2.

Чаще всего в юридической литературе власть определяют как воз­можность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, под­чинять своей воле других. При этом к основным элементам государст­венной власти относят общую волю и силу (принуждение), способные обеспечить подчинение государственной власти всех членов обще­ства.

Большинство авторов рассматривает власть как универсальное свойство социальной жизни, а потому связывает ее с процессом власт­вования, властного воздействия на поведение людей, коллективов и общества в целом. При этом различают политическую и государствен­ную власть, указываются их характерные черты, а также отличия.

1 Чиркии в.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 236.

2 См.: Арановский к.В. Государствен ное право зарубежных стран. М,, 1998. С. 19.

Государственная власть — это власть, осуществляемая через госу­дарство и в системе органов государственной власти. Политическая власть — это власть в системе политических партий, организаций и движений. Политическая власть связана с государством и государст­венным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Можно выделить некоторые различия между понятиями государ­ственной и политической власти по ряду оснований.

Во-первых, различие между государственной и политической властью состоит в составе субъектов, обладающих соответствующи­ми властными полномочиями. Непосредственно субъектами госу­дарственной власти выступают федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации. А субъекта­ми политической власти являются политические партии, иные по­литические объединения и субъекты избирательного процесса (из­бирательные объединения), а также органы местного самоуправ­ления.

Во-вторых, государственная власть и политическая власть имеют разное поле для реализации своих полномочий. Полем действия госу­дарственной власти являются собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество в части реализации политической власти, полем действия власти поли­тической, наоборот, выступает преимущественно гражданское обще­ство.

В-третьих, различие между рассматриваемыми видами власти со­стоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использо­вать метод государственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.

В-четвертых, различаются они объемом своих полномочий. Толь­ко субъекты государственной власти имеют право на издание норма­тивных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политичес­кой власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данно­му органу.

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, самостоятельностью, единством.

С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства». «...Суверенитет — не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой правовой властью, — отмечал известный российский государствовед Н.И. Палиенко. - Сфера государственной власти оп­ределяется территорией государства, т.е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой территории...

и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому го­сударству...»

«Если мы называем такое-то государство суверенным, — продол­жал автор, — то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверен­ная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти, но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает по­этому суверенитета других государств, так как каждое суверенное го­сударство суверенно лишь в своих территориальных пределах. Поэто­му суверенитет часто называют высшей, независимой территориаль­ной властью»1.

Л. Дюги отмечал: «Суверенитет один. Таковы именно выраже­ния ст. 1 введения титула III Конституции 1791 г., ст. 25 Деклара­ции 1793 г. Это значит, что на одной и той же территории может существовать лишь один суверенитет и что одно и то же лицо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим. Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж.Ж. Руссо в Общественном договоре, в кн. III гл. II, на том осно­вании, что суверенитет является не чем иным, как волею коллек­тивного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он писал также о том, что суверенитет неотчуждаем и непогашаем»2.

Государственные деятели практически всех времен, вплоть до се­редины XX в., не желали видеть того, что суверенитет является лишь свойством государства, а не основанием его властных полно­мочий.

На самом деле государственная власть возникает только в резуль­тате суверенных прав народа и обладает полномочиями только в рам­ках, определенных народом в соответствии с демократической про­цедурой.

Власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить лишь об объеме властных пол­номочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий.