Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

Глава X конституционные формы народовластия

§ 1. Сущность и конституционные основы народовластия

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, как было показано в гл. IX, различают понятия государственной власти и наро­довластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осу­ществлении государственной власти. В соотношении понятий сувере­нитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа первичен. Суверенная воля народа обязательна для всех органов госу­дарственной власти, местного самоуправления, общественных объеди­нений и должностных лиц на территории государства.

В зарубежных странах принцип народного суверенитета традици­онно толкуется как принцип правления по воле большинства и связы­вается с демократическим политическим режимом и формами демо­кратии.

В государственно-правовой науке понятию демократии всегда придавалось различное толкование, поэтому не удивительно, что всег­да существовало множество взаимоисключающих концепций о ней. Одни авторы понимали под демократией метод осуществления госу­дарственной власти, другие — определяли ее как форму государства, третьи — делали упор на классовый характер демократии, четвер­тые — понимали под демократией формы осуществления власти и т.д. Различные подходы к пониманию демократии вызвали к жизни кон­цепции «плюралистической демократии», «компромиссной демокра­тии», теории правящей элиты, плебисцитарной демократии и др. Од­нако линия связи демократии вообще с народовластием по существу не оспаривается.

Идея народовластия нашла конкретное воплощение в соответст­вующих положениях конституций различных стран. Причем нормы конституционного права нередко неразрывно связывают понятия не только государственной власти и народовластия, но и национального суверенитета, который выражается в возможности нации самостоя­тельно и независимо распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах.

«Французский народ, — записано в преамбуле Конституции Французской Республики, — торжественно провозглашает свою при­верженность правам человека и принципам национального суверени­тета, как они были определены Декларацией 1789 года». Основной принцип Французской Республики — правительство народа, по воле народа и для народа, а в ст. 3 Конституции закреплено, что «нацио­нальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума».

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут при­своить себе его осуществление».

Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основыва­ется на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от наро­да, ее полномочия осуществляются представителями народа, а блага­ми ее пользуется народ.

Национальный суверенитет, гласит п. 2 ст. 1 Конституции Испа­нии, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномо­чия государства, а в ч. 2 и 3 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осу­ществляется так, как это указано в Конституции.

Раздел второй Политической Конституции Мексиканских Соеди­ненных Штатов содержит главу, посвященную национальному суве­ренитету и форме правления. В ст. 39 указано, что национальный су­веренитет полностью и изначально принадлежит народу, и вся госу­дарственная власть исходит от народа и учреждается для его блага.

Подобные примеры конституционных установлений можно продол­жить, но основная идея ясна: принципы народного и национального су­веренитета, демократии, свободы и равенства, которые закрепляют кон­ституции различных государств, представляют собой те общечеловечес­кие ценности, те идеалы, к которым стремится народ каждой страны.

Анализ конституционных установлений позволяет обнаружить как общие, так и особенные черты форм демократии в современных государствах и обществах.

Для российской науки и практики существует объективная необ­ходимость разумного сочетания и разграничения государственно-властного руководства и народного самоуправления. Именно в этом направлении развивается российская политическая система. Станов­ление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позволит наиболее эффективно решать кон­кретные вопросы экономического, политического, социального и культурного строительства в России.

Существенный вклад в этот процесс вносит наука конституцион­ного права России, а законодательные (представительные) органы Российской Федерации ведут активный поиск традиционных и новых форм самоуправления.

Осуществление власти народа предполагает существование в каж­дом государстве определенного механизма властвования. В зависи­мости от форм волеизъявления народа в науке и конституционно-пра­вовой практике обычно различают непосредственную (прямую) демо­кратию и представительную демократию.