Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

1 См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определе­ния 1997 1998. М.,2000.С21.

Автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может вхо­дить в состав края или области (9 из 10 являются как раз такими). Одновременно округ, как и край, и область, рассматривается Консти­туцией в качестве равноправного субъекта Российской Федерации. Конституция предусматривает, что отношения этих округов с краем или областью могут регулироваться федеральным законом и догово­ром между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти соответственно края или области. Такой договор был заключен между администрацией Тюменской об­ласти и администрациями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, хотя он не снял напряжения между сторонами в понимании самостоятельности округов. Договорная форма отноше­ний «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий по поводу того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвова­ния органов государственной власти области (края), о действии уста­ва области на территории входящих в нее округов1.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автоном­ного округа в состав Российской Федерации» отметил, что «нахожде­ние автономного округа в крае или области не означает, по действую­щему законодательству, поглощения его территории, являющейся со­ставной частью территории Российской Федерации»2.

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании консти­туционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов Рос­сийской Федерации не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области3.

Вхождение автономного округа в состав края или области являет­ся условием распространения действия устава края или области на всю ее территорию, в том числе и на территорию автономного округа.

1 См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определе­ния. 1997-1998. С. 6 и след.

2 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996. С. 561.

3 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения 1997-1998. С. 6 и след.

5. Полное осуществление, реализация (в разнообразных формах) конституции, всех ее положений в действиях должностных лиц, орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления и обще­ственных объединений. Нивелирование конституции в системе нор­мативных актов государства следует преодолеть и признать, что кон­ституционная законность есть исполнение конституции и только конституции. Это требование в равной мере относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, а также к непосредственным исполнителям конституции — должностным лицам.

6. Эффективная система обеспечения действия конституции и ее охраны (защиты). Конституционная законность как раз и состоит в том, что должностные лица не только полно выполняют требования конституции, но и выявляют нарушения конституции, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юри­дической ответственности. Конституционная законность поэтому обя­зательно должна характеризоваться наличием эффективного механиз­ма защиты действия конституции государства.

В федеративных государствах одновременно с действием феде­ральной конституции действуют основные законы (конституции, ус­тавы и т.п.) субъектов (членов) федерации при соблюдении обяза­тельного правила: конституции субъектов федерации не должны про­тиворечить конституции федерации.

Следовательно, конституционная законность в федеративных го­сударствах имеет два уровня: конституционная законность в рамках всего федеративного государства и конституционная законность в границах соответствующих субъектов федерации.

Дискуссионным является Ёопрос о соответствии конституций субъектов федерации, кроме федеральной конституции, федеральным законам. Этот вопрос должен решаться на основе разграничения зако­нодательной компетенции между федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ из общей массы законов и иных нормативных актов субъектов Федерации выделяет конституции республик (госу­дарств) и уставы других субъектов Российской Федерации (см., на­пример, ч. 2 ст. 5, п. «а» ч. 1 ст. 72). Конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются актами особой правовой природы, они носят учредительный, основополагающий характер в правовой системе Федерации и ее субъектов и находятся в одном ряду с Кон­ституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции РФ законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут проти­воречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Как видно, данное положение федераль­ной Конституции не указывает на конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, поскольку они занимают особое место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации и ее

субъектов. Проверка конкретных положений конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на их соответствие Конституции РФ, в том числе через призму федеральных конституционных законов или федеральных законов, допустима лишь в случаях, если Конститу­ция РФ предусмотрела их издание по оспариваемому предмету регу­лирования.