Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 3. Основной текст.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Г.Н. Носачев

О возможности выделения

Судебно-социально-психологической экспертизы

Г. Самара

В последние 15 лет в России на фоне известных социальных потрясений обозначилось огромное множество организаций, руководители которых, используя психологические техники и приемы, могут воздействовать на психику окружающих так, что те, повинуясь им, думают, что поступают по своему внутреннему убеждению. В первую очередь, речь идет о так называемых «финансовых пирамидах», которые путем обмана и злоупотребления доверием граждан завладевали их денежными средствами. Сюда также можно отнести значительное количество неокультов («сект»), которые оказывают существенное, нередко явно негативное, социально-психическое влияние, приводящее даже к расстройствам психического здоровья.

Общество и государство стало понимать негативное воздействие информационно-психологических приемов, способов, методик и программ на психическую и духовную деятельность человека, групп людей, общества и государства в целом. Появилось два проекта федерального закона: «Об информационно-психологической безопасности» и «Об обеспечении безопасности психосферы человека». И хотя от проекта до закона большое расстояние и в нашу задачу не входит анализ этих проектов, тем более, что практика уже имеет место, позволим несколько цитат из проектов, которые отвечают нашим мыслям:

«Негативное информационно-психологическое воздействие – воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействие на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества…

Специальные средства воздействия – технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.

Специальные методы воздействия – последовательность приемов воздействия на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям для личности, общества и государства».

«Безопасность психосферы человека – состояние защищенности психики человека и информационных потоков, обеспечивающих функционирование психики человека, от воздействий, приводящих к ущемлению прав и жизненно важных интересов личности».

Среди основных функций системы обеспечения безопасности психосферы человека проект закона предусматривает экспертизу промышленных и социальных технологий, энергоинформационных и биотехнических систем.

Целью работы явилось определение психических приемов воздействия на людей, заставляющих их поступать в соответствии с чужими взглядами, желаниями и помыслами и возможность проведения в таких случаях судебно-социально-психологической экспертизы и выделение возможного круга ее задач. В работе можно найти «противоядие» и методам мошенников «от западных технологий», и способам навязывания чужого мнения путем преступного манипулирования людьми, чем порой пользуются некоторые журналисты, политики и даже юристы.

Процесс взаимодействия между людьми весьма сложен. Но в тысячу раз труднее управлять процессом общения в нужном направлении.

Приемы психологического воздействия складывались и отрабатывались веками. Хитрости, уловки, интриги, ложь и обман – весьма почитаемые и достойные людей и богов поступки, о чем свидетельствуют предания, легенды, дошедшие до нас в форме «мифов», художественной и даже «научной» литературы.

В психологической литературе до настоящего времени четко не определены понятия «психологическое воздействие» и «манипулирование». Чаще всего эти понятия используются как синонимы. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытного внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» (Доценко Е.Л., 2000.с.60).

В эскизном обзоре Э. Шострол со ссылкой на других авторов предложил следующий перечень причин манипуляции: конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз), недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм), ощущение абсолютной беспомощности (экзистенционализм), боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер) и некритичное стремление получить одобрение всех и каждого (А. Эллис). Еще ранее были указаны такие причины, как стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектом сексуального вожделения (З. Фрейд) с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов; а также и естественная по форме реализация компенсаторного стремления к власти (А. Адлер). Манипуляцию также можно было бы рассматривать как репродукцию способов воздействия, которые как рыночные, так и тоталитарные общества применяют по отношению к своим гражданам: манипулятивное поведение само себя поддерживает потому, что такое поведение получает систематическое позитивное подкрепление в виде социального успеха (В.Ф. Скиннер) или в силу пассивного заполнения индивидуального смыслового вакуума культивируемого в таких обществах псевдоценностях (В. Франкл). Наконец, манипулирование может преследовать вполне конкретные преступные цели – мошенничество, обман, ложь, склонение к непродуманным действиям и т.д.

Не останавливаясь ни на культурных, ни на социальных, ни на меж- и внутриличностных предпосылках манипулирования, уделим внимание технологическим требованиям. Основную роль в стимулировании манипуляции играют чисто инструментальные, нередко экономического и «псевдоэкономического» толка соображения. В частности, несоответствие между желаниями и своими (психологическими) возможностями («хочу, но не могу»). Особенно примечательна роль технологических затруднений ввиду отсутствия принуждения: морали, социальных норм, власти, влияния третьих лиц, грубой физической силы и т.п. Следовательно, на технологическом уровне как минимум два соображения способствуют манипуляции. Во-первых, хитрить приходится от того, что непозволительно грубо добиваться от человека требуемого, а «по-хорошему» не все умеют (в обоих смыслах «не могут»). А во-вторых, манипуляцию провоцирует сладкое ощущение имеющейся возможности («дайте и я попробую»). Когда есть культурное разрешение, социальная поддержка, межличностные образцы и внутреннее желание, технологическая возможность оказывается приятным подарком для манипулятора.

Успешность манипуляции в значительное мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Обозначим основные составляющие манипулятивного воздействия: 1) оперирование информацией, в частности, её искажение, утаивание, способ и время ее подачи, а также гиперболизация, целесообразное переформирование, искусственный контраст, преодоление инерции, «мой-твой вывод», «троянский конь», подыгрывание и др.; 2) сокрытие манипулятивного воздействия; 3) степень и средства принуждения, применения силы; 4) мишени воздействия, чаще всего низменные влечения человека или его агрессивные устремления (чувство собственности, неустойчивость перед искушением власти, денег, славы, роскоши, секс, враждебное отношение к «чужим» и т.д.); 5) конформность (внушаемость, ведомость), роботизация адресата воздействия. Выделяют также подготовительный этап манипулирования, управление самим процессом манипулирования и информационно-силовое обеспечение, включающее психологическое давление и информационное оформление.

Среди механизмов манипулятивного воздействия различают психологические и физиологические (нейрофизиологические). Под психологическими (психическими) механизмами понимают целостный набор психических состояний и процессов, реализующий движение к некоему результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью. К ним относят: удержание контакта (сенсорного, эмоционального, знакового, операционального, предметного, личностного и духовного), психические автоматизмы (автоматических реакций) и мотивационное опосредование.

Взаимоотношения между людьми, их адаптацию в социальной сфере невозможно понять, не уяснив природы сознательного и бессознательного. Воздействуя на сферу сознания, необходимо представить его структуру. Как правило, выделяют три составных части всех его проявлений. Первая часть – это психические процессы – мышление, воображение, память, ощущение, восприятие. Вторая – сознание собственного «Я» (самосознание) – отношение к себе путем самооценок. Третья составляющая – эмоциональная. Воздействием на эти составные части можно изменять поведение и эмоциональную окраску происходящего.

Сознание бодрствующего человека может находится в одной из фаз, которые, в свою очередь, связаны с отражением объективного мира. Так, В.И. Шостак (1991) выделяет оперативную и аутистическую фазы сознания. Оперативная характеризуется сосредоточенным вниманием, активностью в отражении текущих событий, мобилизацией психических процессов. Аутистическая фаза разделяется на ряд уровней: перспективный, который характеризуется воображением, фантазией, то есть направленностью мыслей в будущее; ретроспективный, то есть погружение в прошлое, представления эмоциональной окраски, знаний, умений, навыков; виртуальный, при котором человек находится в состоянии апатии. Зная уровни сознания, умея их создавать, можно повлиять на поведение, эмоции и поступки человека. Существуют возможности перемещения человека из одной фазы сознания в другую, создавая, по выражению других исследователей, трансовые состояния сознания (или измененные состояния сознания).

Бессознательное проявляется процессами автоматизма, установок, императивов, эмоциональных переживаний. Автоматизм вырабатывается в процессе воспитания, обучения, тренировок, либо формируется генетически (ходьба, стояние). Установка – это готовность к определенному действию. В ряде случаев она требует коррекции или подталкивания. Императивное поведение возникает в случае совершения поступков без осознания причин их совершения. А в дальнейшем люди дают этим поступкам мотивировку, под которой скрывают основные причины, их вызвавшие. Эмоциональные переживания относятся к эмоциональным процессам и являются результатом познавательных процессов в виде понимания, озарения, внезапных решений и т.д.

Таким образом, психология манипуляции – достаточно развитый раздел социальной психологии, который в последние годы интенсивно разрабатывается одновременно с психологией общения и психологией личности. Следовательно, манипуляция представляет собой сложный узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, динамики перемещения ответственности, изменения баланса интересов, психокоррекции (психотерапии), проблемы истина-ложь, тайное-явное и др.

Естественно может возникнуть вопрос о включении сюда проблем психотерапии (психокоррекции). Приведем определение психотерапии: «Психотерапия – это система планомерных психических воздействий, оказываемых врачом-психотерапевтом с лечебной целью на личность больного, а через личность на весь организм и поведение, приводящих к социальной адаптации» (Носачев Г.Н., 1995). Содержанием психотерапии следует считать психическое воздействие врача психиатра-психотерапевта на пациента, то есть манипулирование пациентом с целью влияния на синдромы болезни и на личность больного.

Такой взгляд на психотерапию позволил С. Ледеру указать на четыре основных модели психотерапии:

- психотерапия как метод лечения, влияющая на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии);

- психотерапия как метод, приводящий в действие процессы научения (психологическая модель психотерапии - психокоррекция);

- психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социальная модель психотерапии - психотехники, психотренинги);

- психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми, определяя в той или иной мере их миропонимание, мировоззрение (философская модель психотерапии).

Возникновение этих моделей – исторический путь интердисциплинарного развития психотерапии, в котором отражены разнообразные медицинские, психологические, философские, социальные, культуральные, экономические и другие факторы развития научных знаний в современном мире. Психотерапевтические методы, техники и приемы это практическое выражение возможностей психического воздействия на людей (человека), насчитывающие не одну сотню (в «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского указано свыше 450 методик). И все это обилие и множество приемов манипулирования могут быть направлены как во благо человека, так и во вред ему.

Среди практического использования манипулирования психологами, социологами, врачами, политиками возможно его использование в преступных целях, в связи с чем возникает необходимость проведения судебной экспертизы.

Основной формой использования специальных психологических познаний в современном уголовном процессе является судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), развивающаяся в соответствии с закрепленными в законе (ст.78, 79 УПК РСФСР) общими принципами, регулирующими экспертную деятельность по уголовным делам. К сожалению до настоящего времени мало разработанной остается общая теоретическая база судебно-психологической экспертизы, вопросы методологии и методики этих видов экспертных исследований, границы ее компетенции, особенно в связи с новым УК РФ, в котором значительно расширено использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управляемого) поведения.

Предметом СПЭ являются компоненты психической деятельности (психики)в ее целостности и единстве, устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия (Ситковская О.Д., 2000). Объектами служат источники информации – как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материальных источников информации о психической деятельности человека могут быть отнесены вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально-психологического исследования.

Судебно-психологическая экспертиза как отрасль юридической психологии базируется на понятиях и категориях общей психологии, которые имеют «двухступенчатую» структуру. В первую ступень входят такие базовые понятия как «личность», «психика», «деятельность». Вторую составляют производные от первых. Так, категория «личность» может использовать как целостность, а может раскрываться через следующие категории второго ряда как свойства, состояния, мотив, цель и др.; категория «психика» через психические процессы и закономерности; категория «деятельность» – через поведение, действие.

Совсем другое дело, когда речь идет о противоправных действиях в отношении целой группы людей – жертв манипуляций, что относится к разделу социальной психологии.

«Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп» (Руденский Е.В.,1997). Для более убедительного отнесения манипуляции с группой людей к социальной психологии приведем ее определение в Оксфордском словаре как «акта влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» (цит. по: Доценко Е.Л., 2000). Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллианизм».

Включение социально-психологических знаний в правоприменение, необходимость социально-психологического анализа поведения и деятельности людей, управления и коррекции поведения в социальных группах, имеющих уголовно-правовое значение, отнюдь не равнозначны отождествлению подхода к ним с позиций психологии и с позиций юриспруденции.

Создание правового государства, а с ним совершенствование деятельности правоохранительных органов предполагает активное применение в практике уголовного и гражданского судопроизводства достижений современной науки и техники в дальнейшем совершенствовании уже имеющихся и развитии новых видов судебных экспертиз. Таким новым видом судебной экспертизы может стать судебно-социально-психологическая экспертиза (ССПЭ).

По аналогии с СПЭ судебно-социально-психологическая экспертиза базируется на понятиях и категориях общей и социальной психологии, которые также имеют «двухступенчатую» структуру. Первую ступень занимают такие базовые понятия как «личность-индивид», «общение-группы», «деятельность-поведение», составляющие феноменологию социальной психологии. Праксиологическая сторона социальной психологии – это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей, то есть прикладная социальная психология. Так как предметом социальной психологии является социальная психика как функциональная динамическая система общества, формирующаяся в процессе общения людей, больших и малых групп и реализующая основную для их жизни и развития задачу – управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях, то и вторую ступень составляют соответствующие понятия социальной психологии. Так, категории «личность-индивид» (как субъект общения, деятельности) раскрывается через следующие характеристики: типологические свойства, социально-психологический статус, социальный опыт общения, субъект общения, компетентность личности, ее владение навыками социально-психологического взаимодействия, коммуникативная компетентность личности; категории «общение-группа» через категории второго ряда: совместная деятельность как целевое условие общения людей, общение как процесс взаимодействия (манипулирования) и как процесс психического регулирования сознательной жизни личности; малая группа как социально-психологический феномен, как совокупность субъектов общения и манипулирования, групповая динамика и как совокупный субъект общения; категория «деятельность» – поведение и его изменение в процессе общения, динамики малой группы и техник манипулирования. Все это делает возможным выделение в самостоятельную экспертизу судебно-социально-психологической экспертизы.

Новая социальная, экономическая и правовая ситуация, которая складывается в нашей стране, требует пересмотра отношения к психологии и особенно к ее отраслям – социальной и юридической психологии, переоценки их роли и места в социальной практике.