Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 3. Основной текст.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Л и т е р а т у р а

  1. Крюков В.Н. Механика и морфология переломов. - М., 1986. -С.158-160.

  2. Крюков В.Н. Основы механо - и морфогенеза переломов. - М., 1995. -231с.

  3. Матышев А.А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. - Медицина, Лен. Отд., 1969. - 123 с.

  4. Стешиц В.К. Автотранспортная травма, ее особенности и судебно-медицинская диагностика: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Минск, 1954.- 16с.

  5. Щеголев П.П. К судебно-медицинской экспертизе автомобильной травмы: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1955. - 27 с.

  6. Янковский В.Э. Материалы о биомеханических особенностях длинных трубчатых костей нижних конечностей (обоснование судебно-медицинских критериев экспертизы повреждений): Автореф. дис.... докт. мед. наук. - М., 1974. - 34 с.

  7. Янковский В.Э. Теоретические вопросы закономерности разрушения костной ткани // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. - Барнаул, 1985. - С.3-7.

  8. Durwald W. Gerichtsmedizinische Untersuchungen bei Verkehrsunfallen. -Leipzig: VEB Georg Thieme, 1966. - 560 S.

  9. Strassmann F. Die todlichen Verietzungen durch Automobile. // Vjschr. ger. Med. - 1912, Bd. 43, II Suppl. Heft. - S. 76-88.

С.Е. Винокурова повреждения костей таза при переезде колесом автодорожного транспорта г. Самара

Исследования, направленные на изучение повреждений костей таза при различных видах автодорожной травмы, начались в 50-е годы XX века. Так, П.П. Щеголев (1955) отмечал, что в случаях переезда через эту область было характерно образование двусторонних вертикальных переломов при наличии перелома вертлужной впадины. А.А. Матышев (1961), W. Durwald (1966) установили, что эти переломы были полными, неполными и диагональными.

По мнению А.А. Матыщева (1969), А.А. Солохина (1968), перелом вертлужной впадины может возникать и в результате удара колесом по области большого вертела в первый момент переезда, указывая на сторону первичного соприкосновения колеса с телом. В 1972 году B.C. Семенников экспериментально производил статические воздействия на область таза. В результате исследования показали, что при сдавлении таза в сагиттальном направлении образующееся разрушение от двустороннего перелома лобковых костей может распространяться на передне-верхнюю часть вертлужной впадины. Раскрывая сущность механизма образования перелома вертлужной впадины, это обстоятельство не позволяет в настоящий момент подойти к оценке такого повреждения при переезде в качестве диагностического критерия определения стороны первичного соприкосновения колеса с телом.

Исследования, связанные с развитием фрактологического направления в судебно-медицинской травматологии [1, 2], позволили установить, что компрессия тазового кольца в сагиттальной плоскости с перемещением точки приложения давящих сил (в частности, и при переезде) вызывает значительную трансформацию распределения внутренних сил. Наибольшие разрушения при этом возникают в случаях давления сзади наперед, это объясняется автором меньшей устойчивостью переднего полукольца к сопротивлению.

Повреждения костей таза составили в наших наблюдениях 45% от 161 случая переездов колесом. При травме от первичного столкновения (93 наблюдения) движущегося автодорожного транспорта с пешеходами - 47,3%. Наши исследования показали, что повреждениями, свидетельствовавшими о переезде колесом и имеющими признаки положения тела и направлении движения колеса, являлись двусторонние двойные вертикальные переломы тазового кольца. По данным B.C. Семенникова, экспериментально наносимые удары в боковых и в передне-задних направлениях могли сопровождаться образованием двусторонних вертикальных переломов костей тазового кольца. Однако, наши наблюдения, изучение данных литературных источников свидетельствовали, что случаи образования переломов тазовых костей от столкновения с автодорожным транспортом не сопровождались образованием таких повреждений.

Односторонние двойные (и одиночные) переломы тазовых костей возникали и при переезде колесом, и при первичном столкновении и ударах, направленных в тазовую область. Это повреждение имело признаки положения тела и направления переезда через область таза. Диагностическая значимость названного повреждения, использование его в дальнейшем при решении экспертных задач было возможно при учете совокупности других повреждений, указывающих на вид травмы от переезда. Учитывая возможность использования односторонних переломов в обозначенных целях, мы также избрали их в качестве объектов исследования.

Двусторонние двойные вертикальные перелома таза в 19 из 43 переездов в поперечных направлениях через эту область образовались по линиям, проходящим через обе лонные и седалищные кости и оба крестцово-подвздошных сочленения. В 3 из этих случаев разрыв крестцово-подвздошного сочленения на левой половине таза сочетался с вертикальным переломом левой подвздошной кости. В 2 других - переломы лонных и седалищных костей образовались наряду с расхождением лонного сочленения.

Данные расследования дел свидетельствовали, что в первой группе наблюдений повреждения образовались вследствие переезда колеса через переднюю поверхность таза в поперечном направлении слева направо. У второй группы исследуемых образования переломов произошло при переезде через заднюю поверхность таза в поперечном направлении слева направо (I наблюдение) и справа налево (I наблюдение).

В 3 случаях двусторонние переломы лонных и седалищных костей сформировались наряду с разрывом только правого крестцово-подвздошного сочленения и вертикальным переломом левой подвздошной кости. В 2 случаях - наряду с разрывом левого крестцово-подвздошного сочленения и вертикальным переломом правой подвздошной кости.

По данным расследования этих дел у первой группы пострадавших лиц переломы таза возникли при переезде через его переднюю поверхность в поперечном направлении слева направо. У второй группы лиц - при переезде также через переднюю поверхность таза в поперечном направлении, но справа налево.

В 3 наблюдениях линии переломов на передней поверхности тазового кольца проходили через обе лонные и седалищные кости и

сочетались с расхождением лонного сочленения. При этом на задней поверхности таза образовался разрыв крестцово-подвздошного сочленения справа (I наблюдение), слева (2 наблюдения) и вертикальный перелом по линии крестцовых отверстий соответственно слева или справа (вторая группа наблюдений). При расследовании было выяснено, что во всех этих случаях переломы образовались при переездах через заднюю поверхность таза. В первом случае переезд произошел в поперечном направлении справа налево. У лиц второй группы - слева направо.

В 3 случаях двусторонние переломы лонных и седалищных костей сочетались с вертикальными переломами крестца по линии крестцовых отверстий. Было установлено, что эти лица в момент переезда находились в положении на животе. Колесо перекатывалось в поперечном направлении через заднюю поверхность таза слева направо (I случай) или справа налево.

У 2 пострадавших наблюдалось образование двусторонних переломов лонных и седалищных костей, расхождением левого крестцово-подвздошного сочленения, образованием оскольчатого перелома крестцовой кости и вертикальным переломом правой подвздошной кости. Эти лица в момент переезда лежали на животе, колесо перекатилось через заднюю поверхность таза поперечно справа налево.

У одного пострадавшего также образовался оскольчатый перелом крестцовой кости, но сочетался, наряду с двусторонними вертикальными переломами лонных и седалищных костей, с двусторонними вертикальными переломами подвздошных костей. В этом случае было установлено: переезд произошел через заднюю поверхность таза в поперечном направлении справа налево.

Двусторонние неполные вертикальные переломы были выявлены у П пострадавших лиц, что составило 25,58%.

У 5 из них линии переломов проходили через обе лонные и седалищные кости таза и сочетались с односторонним расхождением крестцово-подвздошного сочленения. Правого - в 3 случаях, левого -в 2 случаях. Результаты расследования дел указывали на поперечное направление переезда через область таза справа налево в 3 случаях, слева направо - в 2 случаях. У 2 пострадавших переезд произошел через заднюю поверхность таза. При этом образовались разрывы крестцово-подвздошного сочленений, как справа, так и слева. У 3 лиц колесо перекатилось через переднюю поверхность тазовой области, что также сопровождалось расхождением крестцово-подвздошного сочленения как справа (2 наблюдения), так и слева (I наблюдение).

В 5 наблюдениях на передней поверхности таза образовались переломы правых (в 3 случаях) или левых лонной и седалищной костей и расхождение лонного сочленения. На задней поверхности таза произошли разрывы крестцово-подвздошных сочленений. Было выяснено, что в этих случаях колесо перекатывалось через заднюю поверхность таза в поперечном направлении справа налево (3 наблюдения). При этом образовались переломы лонной и седалищной костей справа. В остальных случаях направление переезда было поперечным слева направо. Тела пострадавших в момент переезда находились также в положении на животе.

У одного пострадавшего были обнаружены двусторонние разрывы крестцово-подвздошных сочленений и вертикальный перелом левой подвздошной кости. Этот пострадавший при перекатывании колеса через область таза располагался в положении на спине. Колесо передвигалось в поперечном направлении слева направо. Соответственно у пострадавшего сформировался перелом подвздошной кости слева.

Односторонние переломы тазовых костей были установлены у 5 из 15 пострадавших лиц при переездах через эту область в продольных направлениях.

У двух лиц наблюдались односторонние переломы лонных и седалищных костей и разрыв крестцово-подвздошного сочленения на той же половине таза. Такие повреждения были обнаружены на левой и правой половинах таза.

Изучение данных расследования дел показало, что переезд в этих случаях осуществлялся только через ту половину таза, где выявлялись указанные повреждения. Колесо передвигалось через область таза всегда в продольном направлении. В одном случае - по правой половине сверху вниз. В одном - по левой половине таза снизу вверх. При переездах по левой половине таза пострадавший лежал на спине, по правой - на животе.

В одном наблюдении односторонние переломы правых лонной и седалищной костей и разрыв крестцово-подвздошного сочленения справа сочетались с вертикальным переломом крыла подвздошной кости одноименной стороны таза. Эти повреждения образовались вследствие переездов через переднюю поверхность правой половины таза в продольном направлении снизу вверх.

У одного пострадавшего возникли переломы лонной и седалищной костей слева. У другого пострадавшего такие же повреждения возникли на правой половине таза. В этих случаях результаты расследования свидетельствовали, что переезд произошел через переднюю поверхность левой (правой) половины таза, вследствие чего сформировались повреждения одноименной стороне.

Направление переезда через таз было продольным. По левой половине колесо передвигалось снизу вверх, по правой - сверху вниз.

В одном направлении были обнаружены только переломы тела и ветвей лонной кости слева. Как было установлено, они образовались вследствие переезда через левую половину передней поверхности таза. Колесо передвигалось в продольном направлении сверху вниз.

Образование переломов таза происходило по типу двойных переломов. Было отмечено, что при положении тела на спине в момент переезда линии переломов, как правило, проходили через обе лонные и седалищные кости или возникало расхождение лонного сочленения при наличии чаще одностороннего расхождения крестцово-подвздошного сочленения на стороне въезда колеса, или переломов крыла, или вертикальных переломов подвздошной кости, или вертикального перелома по линии крестцовых отверстий на этой же стороне.

При положении на животе в момент перекатывания колеса обычно наблюдались двусторонние расхождения крестцово-подвздошного сочленений с большим расхождением на одной половине таза или вертикальные переломы по линиям крестцовых отверстий, или двойные вертикальные переломы подвздошных костей и односторонние переломы лонной и седалищной кости на стороне накатывания и въезда колеса. Такие особенности в расположении линии образующихся переломов свидетельствовали о более значительном, в соответствии с механизмом внешнего травматического воздействия, давлении на участки таза, обращенные к колесу в момент переезда и расположенные на стороне, с которой осуществлялся въезд колеса. Все это указывало на возможность определения положения тела при наличии вышеназванных особенностей.

Так как двусторонние переломы возникали при поперечных и косопоперечных направлениях переезда, соответствующие, перечисленные выше, особенности в расположении переломов свидетельствовали о диагностических возможностях в отношении указанных направлений переезда.

Односторонние перелома таза формировались при переездах колесом через область таза в продольных направлениях сверху вниз или снизу вверх. Эту особенность мы связывали со сдавлением таза только на одной его половине, что возможно именно при таких направлениях переезда.

Таким образом, в случаях установленного механизма травмы только от сдавления колесом при переезде, без предшествующего первичного столкновения пешехода с автодорожным транспортом, односторонняя локализация переломов тазовых костей являлась признаком продольного направления переезда.

Наши исследования показали: диагностически значимыми повреждениями являлись двусторонние двойные вертикальные переломы таза и односторонние переломы тазовых костей. Они позволяли воспроизводить обстоятельства происшествий, связанные с первичным положением тела в момент переезда, с местом въезда колеса и направлением его движения при перекатывании.