Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 3. Основной текст.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
2.31 Mб
Скачать

В.В. Колкутин, а.Б. Пименов

работА судебно-медицинских экспертов

по выявлению и анализу дефектов в оказании

медицинской помощи в МО РФ

г. Москва

Одним из важных направлений в работе специалистов экспертных учреждений Минобороны России является помощь в деле улучшения медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, имеющих право на оказание медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях военного ведомства. Ведущим разделом этой работы является обнаружение недостатков в оказании медицинской помощи.

При исследовании трупов лиц, умерших от заболеваний, выявлением указанных недостатков занимаются штатные патологоанатомы лечебных учреждений. В случае смерти от травм данная задача возлагается на судебно-медицинских экспертов.

Для правильного понимания сути этой работы представляется целесообразным дать ряд следующих определений:

Недостаток в оказании медицинской помощи - это такое действие (бездействие) медицинского персонала при оказании медицинской помощи пострадавшему (больному), которые по своему объёму, времени и последовательности оказания не соответствуют современным научно обоснованным теоретическим знаниям, практическим возможностям, а также требованиям различных документов, регламентирующих данный вид медицинской деятельности. Недостаток в оказании медицинской помощи не является причиной наступившего неблагоприятного исхода и не имеет с ним прямой причинной связи (то есть, не влияет на его возникновение).

Дефект в оказании медицинской помощи - это такой недостаток в оказании медицинской помощи, который явился причиной наступившего неблагоприятного исхода, либо имел с ним прямую причинную связь (то есть, повлиял на его возникновение).

Таким образом, «дефект в оказании медицинской помощи» является неблагоприятным (по своим последствиям) вариантом «недостатка в оказании медицинской помощи». Согласно директиве начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации № ДМ-12 от 06.08.1999 года «О состоянии работы по предупреждению дефектов в оказании медицинской помощи в армии и на флоте» во всех медицинских учреждениях армии и флота должен проводиться учет дефектов медицинской помощи раздельно по «догоспитальному» и «госпитальному» периодам.

В ходе судебно-медицинской экспертизы трупа или живого лица специалисты экспертных учреждений выявляют недостатки в оказании медицинской помощи, устанавливают их суть, причину, влияние на наступление того или иного неблагоприятного исхода, после чего представляют морфологический материал для рассмотрения на заседании комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ).

При необходимости эксперт должен получить консультацию опытного клинициста (клиницистов), не участвовавшего в оказании медицинской помощи по данному случаю. Выписка из акта (заключения) эксперта с указанием диагноза, сути недостатка, его причины и экспертного мнения о влиянии на исход, вместе с историей болезни направляют в лечебное учреждение, где был выявлен данный недостаток.

В том случае, если в ходе заседания КИЛИ компетентные лица устанавливают, что «недостаток в оказании медицинской помощи» действительно явился причиной неблагоприятного исхода, либо имел с ним прямую причинную связь, его признают «дефектом в оказании медицинской помощи».

Обобщённые материалы по выявленным недостаткам в оказании медицинской помощи, а также отдельные случаи наиболее типичных или серьёзных по своим последствиям недостатков следует обсуждать на клинико-анатомической конференции или на заседании КИЛИ.

При производстве экспертизы судебно-медицинский эксперт должен действовать в рамках закона и соответственно соблюдать положения статьи 139 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (недопустимость разглашения данных предварительного следствия). Если эксперт в рамках экспертизы выявил какой-либо недостаток в оказании медицинской помощи, то он должен получить разрешение у следователя или прокурора на доведение такой информации до сведения лечащих врачей, руководства лечебного учреждения. После получения такого разрешения эксперт оформляет выписку из заключения. Эта выписка должна содержать следующие разделы:

- клинический диагноз;

- судебно-медицинский диагноз;

- причина смерти;

- суть выявленного недостатка (недостатков) в оказании медицинской помощи;

- экспертное мнение о наличии или отсутствии причинно-следственной связи недостатка (недостатков) в оказании медицинской помощи с наступившим неблагоприятным исходом травмы или заболевания (то есть, доказательство влияния недостатка на исход).

Указанную выписку подшивают к истории болезни и направляют в лечебное учреждение, где проходил лечение пострадавший (умерший).

Эксперты обязаны участвовать в работе КИЛИ. В том случае, если «недостаток в оказании медицинской помощи» признают «дефектом в оказании медицинской помощи», они оформляют «Пояснительную записку» по специально разработанной форме, которая начальниками судебно-медицинских лабораторий оперативно представляется начальнику медицинской службы округа и главному судебно-медицинскому эксперту Министерства обороны Российской Федерации.

От начальников судебно-медицинских лабораторий требуется оперативное представления главному судебно-медицинскому эксперту МО РФ пояснительных записок по каждому дефекту в оказании медицинской помощи, выявленному при проведении судебно-медицинских экспертиз.

Всю информацию, составляющую содержание «Пояснительной записки», эксперту предоставляет КИЛИ лечебного учреждения, в котором выявлен недостаток в оказании медицинской помощи.

Дальнейшее совершенствование указанной деятельности позволит объективно оценивать не только индивидуальные профессиональные качества специалистов, но и давать характеристику лечебного учреждения в целом.