Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 2. Основной текст.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
651.78 Кб
Скачать

Является ли одежда объектом судебно-медицинской экспертизы? а.П. Ардашкин

Одним из компонентов учения об объекте судебной экспертизы является гносеологический анализ объекта, который начинается с ус­тановления его определенности и границ. С этим связано оптимальное получение и использование экспертной информации, содержащейся в объектах.

Одежда, головные уборы и обувь (в последующем - одежда) вос­принимают и сохраняют на себе большой и разносторонний объем эк­спертной информации, что давно отмечалось исследователями, в том числе и судебными медиками. Предметы одежды, как носители раз­личных следов и воздействий, активно изучались судебными медика­ми в целях установления особенностей и закономерностей образова­ния повреждений и следов [7, 11, 13 и др.]; имеются и диссертационные работы по исследованию одежды, выполненные судебными медиками [10]. Несмотря на возражения некоторых криминалистов [18], это по­служило основанием для отнесения предметов одежды к объектам судебно-медицинской экспертизы [15,19 и др.]. В монографии, посвящен­ной судебно-медицинскому исследованию трупа, отмечается: "Одеж­да, головной убор и обувь являются неотъемлемыми объектами судебно-медицинской экспертизы, поскольку на них нередко значительно лучше, чем на кожных покровах тела трупа, отражаются и сохраняют­ся многие судебно-медицинские диагностические признаки воздействия на тело человека различных факторов ..." [17].

Предметы одежды действительно во многих случаях лучше отра­жают и сохраняют следы различных воздействий. Более того, нередко следы воздействий могут иметься только на этих предметах. Однако нам представляется, что согласиться с приведенным обоснованием для причисления предметов одежды к объектам судебно-медицинской экс­пертизы вообще и экспертизы трупа в частности нельзя.

Предметы одежды выступают в роли носителей информации, от­ражающейся в результате взаимодействия между объектами, при ко-

тором происходят определенные изменения структуры этих объектов. А.И. Винберг и соавт. [3] справедливо указывают, что именно носите­ли информации как материальные объекты "должны быть признаны объектами экспертизы". Кроме того, авторы далее отмечают, что "объект и содержащаяся в нем информация находятся в тесном един­стве, их нельзя отрывать друг от друга, но нельзя и отождествлять".

Таким образом, получение экспертной информации связано с вы­явлением возникающих структурных изменений одежды, что требует соответствующих знаний и навыков. В частности, эксперт должен об­ладать знаниями об особенностях строения различных тканей, законо­мерностях их изменения и следовосприятия при различных воздействи­ях (механических, термических, химических и др.), должен иметь на­выки в проведении и оценке специальных методов исследований и т.п. Это неоднократно отмечалось и самими судебными медиками [5, 6, 8, 9, 12 и др.].

Изложенное, с учетом того, что предметы одежды по своей приро­де не являются медицинскими или биологическими, а подготовка судебно-медицинских экспертов не предусматривает профессионально­го изучения указанных вопросов, позволяет констатировать, что одежда (по крайней мере, в настоящее время) не может быть отнесена к объек­там судебно-медицинской экспертизы.

В правилах судебно-медицинской экспертизы трупа, на наш взгляд, это и предполагается. Так, в "Правилах судебно-медицинского иссле­дования трупов", утвержденных Народным комиссариатом здравоох­ранения РСФСР 19 декабря 1928 г., предусматривалось только описа­ние одежды, находящейся на трупе: "Если тело одето, то сперва под­робно описывают имеющуюся на нем одежду, замечая, не находятся ли на ней посторонние вещества (грязь, кровь и т.п.), обгорелые места, дыры, сделанные каким-либо орудием ..." [14]. Указания судебно-медицинскому эксперту на исследование одежды содержат также "Пра­вила судебно-медицинской экспертизы трупа", утвержденные в 19911 и 1996 гг.2. Так, п.5.1.1. действующих Правил (1996г.) предусматрива­ет "исследование одежды, обуви и иных предметов, доставленных с тру­пом" при проведении наружного исследования трупа. Однако содер­жание этого исследования, на наш взгляд совершенно правильно, ог­раничивается перечислением предметов одежды и описанием характе-

1Вводились Приказом Минздрава СССР от 9 июля 1991 Г. № 182 "О введении в практику "Правил судебно-медицинской экспертизы трупа".

2 Действующие в настоящее время, утверждены Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 "О введении в практику "Правил производства судебно-медицин-ских экспертиз".

pистик, не требующих специальных познаний. В п.5.2. указано: "Ис-следование одежды начинают с перечисления отдельных ее предметов и их положения на трупе в момент осмотра. Отмечают предполагае­мым нид материала (шелк, шерсть и др.), цвет, степень изношенности, сохранности петель, пуговиц и застежек. На одежде трупов неизвест­ных лиц отмечают также наличие характерного рисунка, меток, товар­ных знаков и других особенностей. Перечисляют и описывают содер­жимое карманов, а также другие предметы, доставленные с трупом.

При наличии повреждений и загрязнений на одежде указывают их точную локализацию (пользуясь стандартными наименованиями частей одежды и обуви), форму, размеры, расстояния от швов и других константных ориентиров ..., направление, характер краев, концов и дру1 не особенности. Выясняют взаиморасположение повреждений и загрязнений на одежде с повреждениями и следами на трупе. Повреж­дения и загрязнения следует измерить и сфотографировать".

По существу, перечисленные исследования не требуют от субъекта (эксперта) специальных немедицинских познаний и исследований, важ­но уметь четко документировать особенности (или их отсутствие) на одежде.

Следует отметить, что аналогичное исследование (осмотр) одежды и документирование предусматривается при осмотре трупа на месте его обнаружения следователем, поэтому осмотр и документирование экспертом при проведении экспертизы трупа является, по существу, по­вторным, так как первоначально эти же сведения наряду с другими вно­сятся в протокол осмотра места происшествия.

В действующих "Правилах судебно-медицинской экспертизы тру­па" далее говорится: "При обнаружении разрывов, разрезов, следов скольжения, дефектов ткани, опаления или характерных изменений (отпечатки протектора, наложения смазки, частиц краски, копоти и др.) либо следов, похожих на кровь, рвотные массы, лекарственные, едкие и иные химические вещества, эксперт обязан принять меры к сохране­нию выявленных повреждений, загрязнений, пропитываний и наложе­ний для последующего их исследования экспертами других специ­альностей..." (курсив наш - А.А.).

При некоторых транспортных травмах на одежде у пострадавших возникают повреждения, относимые к диагностическим признакам:

"полоса давления", "полосовидный дефект материи", "углевидные лоскутки материи", возникающие при железнодорожной: травме [16]. "складчатые заглаживания ткани" при переезде колесами: автомобиля [4], разрывы шаговых и боковых швов брюк при мотоциклетной трав­ме [2] и травме внутри автомобиля [1] и др. Закономерности образова-

ния этих признаков-повреждений были установлены судебными меди­ками, но это также не может служить аргументом в пользу отнесения одежды к объектам судебно-медицинской экспертизы, поскольку вы­явление подобных признаков не требует каких-либо специальных по­знаний и проведения специальных исследований и осуществляется по­средством осмотра одежды.

Несомненно, комплексное исследование одежды, находившейся на пострадавшем в момент внешнего воздействия и несущей диагности­ческую и идентификационную информацию, является очень важным. Но для правильного получения и оценки этой информации необходим профессиональный подход, который возможен только на основе спе­циальной подготовки, предусматривающей изучение закономерностей отражения информации на одежде в зависимости от ее состава, струк­туры и видов воздействия. Полагаем, что такую дополнительную спе­циальную подготовку возможно и целесообразно предусмотреть для судебно-медицинских экспертов медико-криминалистических отделе­ний. В таком случае это будет одним из дополнительных оснований для выделения судебно-медицинской экспертной специальности - ме­дицинский криминалист.