Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vvedenie_v_yaponskuyu_animatsiyu.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.3 Mб
Скачать

VIII.3.Прелестные девушки для странных парней

Одним из популярнейших стилей этого периода, как уже гово­ рилось выше, стал стиль «каваи». Это характерный графический стиль «унисекс»-направления, основным зрителем которого все рав­ но, впрочем, были юноши, то есть, он был ближе к сёнэн-аниме, чем к сёдзё-аниме.

На основе стиля «каваи» сформировался уникальный в своем роде жанр «необычные девушки и слабые парни». Его основными персонажами стали «странные» красавицы, обычно наделенные сверхспособностями, но не всегда умело их применяющие. При этом парни в сериалах и фильмах этого жанра обычно были скромны и слабохарактерны (чем, впрочем, этих девушек и привлекали).

Один из первых сериалов в стиле «каваи» – ТВ-сериал «Надя c загадочного моря» («Fushigi no umi no Nadia», 1990-1991) студии «Гайнакс» и режиссера Хидэаки Анно. Это было интересное сочета­ ние элементов паропанка и комедии, а перенос внимания с героевюношей на героев-девушек проявился уже в названии. Сериал ча­ стично основывался на романах Жюля Верна «20 тысяч лье под во­ дой» и «Пять недель на воздушном шаре».

В 1991 году вышел OAV-сериал «3x3 глаза» («3x3 Eyes») ре­ жиссера Дайсукэ Нисио по мотивам манги Юдзо Такады. Его глав­ ная героиней была девушка Пай из затерянного в горах Китая племе­ ни трехглазых людей, обладающих сверхъестественными способно­ стями, а главным героем – юноша Якумо, подрабатывающий «офи­ цианткой» в баре для трансвеститов. После случайной гибели Якумо Пай оживила его, дала ему бессмертие и подчинила своей, не осо­ бенно, впрочем, деспотичной воле.

135

Стилистическая особенность сериала заключалась в дизайне персонажей – его создатели решили воспроизвести монголоидные черты лица так, как их видят европейцы – «узкоглазыми».

Романтическая линия в сюжете была второстепенной по отно­ шению к его мистической и детективной составляющей. Такое соот­ ношение диктовалось распространенной точкой зрения о том, что романтические отношения мало интересуют юношей и более подхо­ дят для сёдзё-сериалов.

Интересна идея полной зависимости главного героя от вернув­ шей ему жизнь Пай. Ведь зависимость от женщины в японской, как и во многих других культурах, считается для мужчины позорной. Немудрено, что главный герой до встречи с Пай имел такую необыч­ ную работу. Уже усвоенное им нетрадиционное поведение сделало его более восприимчивым к «унижению» нового состояния.

В 1992 году начал выходить не менее необычный OAV-сериал «Современная универсальная девyшка-кошка» («Bannou bunka nekomusume», 1992-1994) режиссера Хидэтоси Сигэмацу и студии «Анимейт филм» (Animate Film). Его главная героиня – девушка-ан­ дроид Нуку-Нуку, построенная на основе мозга кошки (хотя и впол­ не разумная).

Создана Нуку-Нуку была для защиты главного героя – Рюно­ сукэ, маленького сынишки гениального изобретателя, от происков целого военного концерна под командованием его деда и мамы (ро­ дители хотели развестись, но никак не могли поделить ребенка и ав­ торские права на технологию создания разумных андроидов). Неожиданно для всех Нуку-Нуку удалось не только отстоять парень­ ка в сражениях с роботами-убийцами, но и помирить его родителей.

Немужественное поведение «юноши» здесь мотивировалась его детским возрастом, а мужественное поведение девушки – ее в

136

буквальном смысле стальными мускулами. Интересно, что в одном из позднейших ремейков сериала Рюносукэ – молодой человек, и его отношения с Нуку-Нуку приобретают романтический оттенок.

Существенно в «Девушке-кошке» привлечение внимания к проблеме разводов, которая со второй половины 1980-х годов стала все сильнее вставать в Японии.

И Пай, и Нуку-Нуку озвучивала уже упоминавшаяся выше Мэгуми Хаясибара, и вторая из этих ролей создавалась как «бене­ фис» актрисы, дав ей возможность продемонстрировать все свои та­ ланты.

Еще одним OAV-сериалом, в котором главную роль озвучила Хаясибара, стал «Ай девушка с кассеты» («Denei shoujo Ai», 19911992) режиссера Мидзухо Нисикубо и студии «ИГ Тацуноко» по мотивам манги Масакадзу Кацуры.

Вэтом сериале «необычная девушка» по имени Ай («ай» пояпонски – «любовь»), сошедшая в дом неудачника Ёты с «особой» видеокассеты, пыталась помочь ему устроить его романтическую жизнь. Ёта, в свою очередь, изо всех сил сопротивлялся, поскольку не верил в возможность что-то в своем существовании изменить. Ай при этом иногда начинала изображать сексуальную «кошечку» и во­ обще вести себя странно, поскольку кассета, с которой она сошла, была бракованной.

Самый значительный OAV-сериал этого жанра – это, конечно же, «Тэнти – лишний!: Рё-о-ки» («Tenchi muyou! Ryo-ou-ki», 19921995) режиссера Хироки Хаяси и студии «AIC».

В«Тэнти» «необычных девушек» стало много, а парень остал­ ся один. Правда, главный герой, Тэнти Масаки, – куда более достой­ ная личность, чем многие аналогичные юноши-персонажи. Он – не­ чего не подозревающий об этом наследник трона космической импе­

137

рии Дзюрай. Дело в том, что его дед, случайно попав в свое время на Землю, отказался ее покинуть и зажил жизнью простого синтоист­ ского священника.

Изначально «Тэнти» задумывался как пародия на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, в которой все герои, кроме главного, заме­ нены девушками. Однако неожиданно его популярность оказалась так велика, что было снято сначала OAV-продолжение, а потом два ТВ-сериала и три полнометражных аниме о жизни Тэнти и всех бук­ вально упавших ему на голову из космоса девушек, мечтающих вый­ ти за него замуж.

Интересно, что ни одна из девушек Тэнти не любила его пото­ му, что он – принц. Главным было его скромное обаяние и золотое сердце.

Еще один важный OAV-сериал на эту тему – «О, богиня!» («Aa! Megami-sama!», 1993) режиссера Хироаки Годы и студии «AIC» по мотивам манги Косукэ Фудзисимы. В нем проявилась очень важная для японской культуры тема – предназначение героев друг другу.

В отличие от упомянутых выше сериалов, «необычная девуш­ ка» – богиня Верданди, была по социальному статусу значительно выше, чем главный герой – студент-первокурсник Кэйити Морисато.

Однажды, дозваниваясь до пиццерии, Кэйити ошибся номером и попал в Службу Божественной Помощи. Работающие в этой служ­ бе богини предоставляли достойным, но нуждающимся в помощи людям шанс на исполнение одного желания. Когда Верданди, мате­ риализовавшись перед Кэйити, объяснила ему, кто она такая и чем занимается, то он ей не поверил, решив, что это шутка старших сту­ дентов. Чтобы не испортить «розыгрыш», он пожелал, чтобы Вер­

138

данди осталась с ним навсегда в качестве его «подружки». Его жела­ ние исполнилось – Верданди действительно стала его девушкой.

Имя главной героини и двух ее сестер Фудзисима позаимство­ вал из «Младшей Эдды» – собрания скандинавских мифов. В «Младшей Эдде» Урд, Верданди и Скульд – три богини-норны, вер­ шащие судьбы людей. Немудрено поэтому, что тема судьбы и пред­ назначения играла в «Богине» большую роль. Здесь также был под­ нят вопрос, уже известный нам по сериалу «Рамма 1/2», – может ли любовь по уговору стать любовью по взаимному влечению.

Интересно, что Верданди – девушка не доминирующего (как многие главные героини аниме), а подчиняющегося типа. Она жен­ ственна, хозяйственна, умеет шить и готовить. Это также контрасти­ рует с ее «божественным» социальным статусом. Впрочем, Вердан­ ди все-таки энергичнее Кэйити и, сама не всегда того желая, часто им командует.

Еще одна особенность сериала «О, богиня!» (манги в большей степени, чем аниме) – любовь и интерес главных героев к технике. Обычно пассивный Кэйити – талантливый и азартный конструктор средств передвижения, а также неплохой гонщик. Урд и Скульд же – богини-администраторы небесного компьютера. Здесь проявились личные склонности Косукэ Фудзисимы, любящего дотошно изобра­ жать в своих произведениях разнообразную технику, как фантасти­ ческую, так и реально существующую.

Говоря о необычных персонажах, нельзя обойти вниманием ТВ-сериал «ДНК2» («DNA2», 1994) режиссера Сакаты Дзюнъити и студий «Пауэрхаус» (Powerhouse) и «Студио Дин» по мотивам манги Масакадзу Кацуры. В оригинале «DNA2» – это сокращение от «До­ кока дэ накусита айцу но айцу» («Другое Я, которое он где-то поте­

139

рял»), но игра слов в данном случае важнее «правильной» расшиф­ ровки заглавия.

Главный герой «ДНК2», Дзюнта Момонари, был донельзя необычным – при малейшем намеке на эротическую сцену или кар­ тинку его буквально выворачивало наизнанку. Но после случайно сделанной ему инъекции изменителя ДНК он начал на время превра­ щаться в Мега-Плейбоя – свою абсолютную противоположность, «идеального мужчину» и кумира всех девушек мира. Далее его ситу­ ация постепенно эволюционировала в классический сюжет, хорошо нам известный, – «один юноша и две совершенно разные девушки».

Девушками в данном случае были Карин Аой – агент службы безопасности из будущего, которая и сделала Дзюнте ошибочную инъекцию, и Ами Куримото, единственная из всех девушек мира, на которую у Дзюнты не было рвотной реакции, которой нравился Дзюнта, и которая была совершенно равнодушна к Мега-Плейбою. При этом брак Дзюнты и Ами был заранее обговорен их родителями.

С точки зрения характера Ами представляла собой разумный компромисс между девушками слишком женственными и слишком мужественными, но, как и в большинстве описанных в этой главе се­ риалов, доминировала во взаимоотношениях с Дзюнтой.

Помимо этого «любовного треугольника», среди героев сериа­ ла были также другие девушки, влюбившиеся в Мега-Плейбоя, и ти­ пичный антагонист главного героя – богатый красавец Рюдзи, проигравший Мега-Плейбою девичьи сердца и потому его вознена­ видевший.

Любопытна причина, по которой Карин была направлена в прошлое для уничтожения Мега-Плейбоя (которого она случайно создала). Если его не остановить, то у него будет сто детей от ста

140