Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vvedenie_v_yaponskuyu_animatsiyu.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.3 Mб
Скачать

VI.Начало «Золотого Века» (1980-1985)

VI.1.Новое поколение зрителей

Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событи­ ем чрезвычайной важности. Уже упоминавшийся сериал «Мобиль­ ный воин ГАНДАМ» стал настолько популярен, что из существовав­ ших до этого в Японии клубов любителей научной фантастики стали выделяться самостоятельные клубы поклонников научно-фантасти­ ческого аниме. Так начали появляться аниме-отаку (в Японии сло­ вом «отаку» называют преданных поклонников чего-либо, а за пре­ делами Японии – только преданных поклонников аниме и манги).

Значение этого трудно переоценить. Подростки, родившиеся в 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, предоставляло им мировоззрение, давало им ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, зрители-подростки хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их «взрослым» интересам.

Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша под­ росткового аниме, куда потекли капиталы фирм-спонсоров.

Молодые аниматоры поколения Мамору Осии, рассматриваю­ щие аниме как средство художественного самовыражения, и умуд­ ренные профессионалы поколения Хаяо Миядзаки, уставшие рисо­ вать «детские» сериалы, пошли по следу спонсорских денег. Они со­ здали новую индустрию, сделавшую аниме фактом не только японской, но и мировой культуры.

Одновременно с этим начал развиваться и любительский, по­ лулегальный рынок. На нем продавалось как самостоятельное твор­

85

чество поклонников аниме (манга, модели, костюмы), так и пират­ ские видеозаписи с ТВ, нелегальные копии и так далее.

В дальнейшем некоторые активные участники этого рынка становились серьезными, коммерческими творцами и коммерсанта­ ми. В частности, здесь можно назвать группу мангак «КЛАМП» (CLAMP) и аниме-студию «Гайнакс» (Gainax).

VI.2.«Космические оперы» и немного музыки

Начало 1980-х – это все еще время господства меха-сэнтая. На волне популярности сериала «ГАНДАМ» выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого «ГАН­ ДАМ».

Также выходят цветные версии классических сериалов «Же­ лезный человек номер 28» (1980) и «Могучий Атом» (1980). Продол­ жают выходить экранизации произведений Лэйдзи Мацумото, среди которых важное место занимает полнометражное аниме «Аркадия моей юности» («Waga seishun no Arkadia», 1982) – предыстория при­ ключений капитана Харлока, очень популярная среди японских поклонников аниме в том числе и потому, что несла на себе явный отпечаток антиамериканских настроений Мацумото.

Из числа новых ТВ-сериалов жанра «меха-сэнтай» стоит на­ звать следующие: «Космический император-бог Сигма» («Uchuu taitei god Sigma», 1980-1981), «Космический воин Балдиос» («Uchuu senshi Baldios», 1980-1981), «Повелитель ста зверей Голион» («Hyakuju ou Golion», 1981-1982), «Механизированный батальон Дайраггер XV» («Kikou kantai Dairugger XV», 1982-1983).

В 1982 году выходит ТВ-сериал «Гиперпространственная кре­ пость Макросс» («Chou jikuu yousai Macross», 1982-1983), созданный Нобору Исигуро и Ёсимасой Ониси на студиях «Студио Нуэ» и

86

«Артлэнд» (Artland) при поддержке студии «Тацуноко продакшн». Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми ху­ дожниками и дизайнерами, чтобы высмеять штампы «космических опер». Однако, по иронии судьбы, он сам стал самой популярной «космической оперой» в истории аниме.

«Макросс» внес ряд изменений в канон меха-сэнтая. Во-пер­ вых, его главный герой – Хикару Итидзё, был отнюдь не лучшим пи­ лотом и не самым умелым и доблестным воином. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство и беззаветный героизм, а земное культурное наследие.

Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в ис­ полнении главной героини – Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осозна­ вал, что избранница его сердца – отнюдь не Минмэй, а потомствен­ ная военная и его прямой начальник – майор Миса Хаясэ.

Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктова­ лось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно вы­ ходила из послевоенного творческого кризиса и становилась попу­ лярной среди молодежи (которая до этого предпочитала амери­ канскую музыку).

Во многом это происходило благодаря внедрению в японскую поп-музыку концепции идолов – юных (зачастую несовершеннолет­ них) исполнителей, которых продюсеры находили с помощью кон­ курсов самодеятельности, подписывали с ними кабальные контрак­ ты и контролировали каждую секунду их жизни. Основой привлека­ тельности идолов для молодежи было не столько их вокальное ма­ стерство, сколько юношеская красота и возможность подпевать им в только что появившихся караоке-барах. Ведь для подпевания необ­

87

ходимо, чтобы песня была написана на родном языке подпевающего, а потому американская музыка для пения караоке не подходила.

Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм «Ги­ перпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?» («Chou jikuu yousai Macross: Ai oboete imasu ka?») закре­ пил успех сериала. Заглавная песня фильма «Помнишь ли нашу лю­ бовь?» в исполнении Мари Идзимы (озвучивавшей в сериале и фильме Минмэй) заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке начали относиться серьезно.

Другой значительный «космический» полнометражный анимефильм этого периода – «Жар-птица 2772: Космозона любви» («Hi no Tori 2772: Ai no cosmo zone», 1980) режиссера Таки Сугиямы, по­ следняя работа Тэдзуки (как продюсера и автора сценария) в ком­ мерческой анимации на студии «Тэдзука продакшнс» (Tezuka Pro­ ductions), созданной им после банкротства в середине 1970-х студии «Муси продакшнс».

«Жар-птица 2772», несмотря на морально устаревшее графиче­ ское решение, оказал, тем не менее, значительное влияние на анимепрофессионалов и был популярен среди отаку.

Также он ознаменовал собой другое важное явление – рост по­ пулярности полнометражного аниме, созданного не на основе ТВ-се­ риалов (этот фильм был сделан по мотивам манги Тэдзуки «Жарптица», но не являлся экранизацией и представлял собой самостоя­ тельное авторское развитие ее сюжета).

VI.3.Фантастическая комедия

Одним из первых экспериментов в жанре «фантастической ко­ медии» стал ТВ-сериал студии «Тоэй дога» по мотивам манги Аки­ ры Ториямы «Доктор Сламп» («Dr. Slump», 1981-1986). Характер­

88

ные персонажи «героического» аниме – сумасшедший ученый Сламп и его творение – девочка-робот Арале, отнюдь не спасали мир, а творили смешные глупости, с трудом из них выпутываясь.

Второй эксперимент в этом жанре был куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Речь идет о первой (но отнюдь не последней) экранизации манги Румико Такахаси – ТВ-сериале «Несносные при­ шельцы» («Urusei yatsura», 1981-1986) студии «Студио Перро» (Stu­ dio Pierrot) и молодого режиссера Мамору Осии, пришедшего в ани­ мацию из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержно­ го юмора и сатиры, фантастических и реалистичных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда.

Особое влияние на дальнейшее развитие аниме оказали харак­ теры персонажей «Несносных пришельцев». Его главный герой – неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, а главная героиня – влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, сочетание не­ прикрытого садизма, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такие необычные характеры стали типичны для под­ росткового аниме. Но в те времена они были сенсацией.

Основой сюжета сериала был любовный треугольник Атару, Лам и Синобу – старой знакомой Атару, ревнующей его к иноплане­ тянке. Выбор, который Атару делает в пользу Лам, стал традицион­ ным для романтических аниме этого периода – юноша выбирает де­ вушку необычную и загадочную, а не «подругу детства».

Еще один пример фантастической (в данном случае – скорее мистической) комедии начала 1980-х – сёдзё ТВ-сериал «Ночные

89

страсти» («Tokimeki tonight», 1982-1983) режиссера Хироси Сасага­ вы и студии «Груп Так» (Group Tac) по мотивам манги Кой Икэно.

Воснове его сюжета лежали приключения школьницы Рандзэ Эдо, типичной «девочки-волшебницы». Ее родителями были вампир

иженщина-вервольф (волк-оборотень), и сама Рандзэ обладала це­ лым рядом магических способностей. В частности, укусив что-либо, она превращалась в этого человека или вещь. Чтобы превратиться обратно, ей нужно было чихнуть.

Однако «Ночные страсти» – не махо-сёдзё, а мистическая ко­ медия. Все чудеса, которые совершает Рандзэ, направлены только на одно – сходить на свидание с недалеким красавцем-спортсменом Сюном, за сердце которого с ней конкурирует ее одноклассница – самовлюбленная Юки, девушка из состоятельной семьи. Отцу Юки, в свою очередь, не безразлична мать Сюна, и ему принадлежит спортзал, в котором юноша тренируется. В свою очередь родители Рандзэ утверждают, что любовь человека и вампира невозможна, и твердо намерены выдать дочь замуж за одного из «своих».

Вотличие от главных героинь махо-сёдзё, Рандзэ никого не спасала, мало кому помогала, духовно не взрослела и не менялась в лучшую сторону. Зато, как и многие «демонические» девушки в ани­ ме, Рандзэ, сама того не сознавая, обладала выраженной сексуально­ стью, которая привлекала к ней внимание не только персонажеймужчин, но и сильной половины зрительской аудитории.

Наконец, нельзя не упомянуть популярнейший фантастиче­ ский сёнэн ТВ-сериал «Грязная парочка» («Dirty Pair», 1985) режис­ сера Тосибуми Такисавы и студии «Санрайз» (Sunrise). Романы, на основе которых он был снят, написал классик японской приключен­ ческой научной фантастики Харука Такатихо.

90