Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

Диссоциативные и психопатические состояния

Как я отметила в главе 7, многие антисоциальные люди имеют дис­ социативные защиты или откровенно диссоциативное расстрой­ ство идентичности (Lewis et al., 1997). Провести различие между психопатической личностью с диссоциативными чертами и дис­ социативным человеком с психопатической субличностью ужасно трудно — в основном потому, что, если этот вопрос возникает, от ответа может зависеть множество юридических последствий. Че­ ловек, обвиняемый в серьёзном преступлении, может быть чрезвы­ чайно заинтересован в том, чтобы убедить судью или присяжных в своей множественности; менее часто преступная субличность мо­ жет наказывать другую часть Я, заставляя её выглядеть антисоци­ альной. Разумно предполагать психопатию, когда у человека есть мощные причины симулировать (см. Thomas, 2001, о том, как отли­ чить симуляцию от диссоциации).

Если мы всё же становимся экспертами по надёжному диффе­ ренцированию диссоциативных от психопатичных по своей сути людей, даже когда для человека существует значительный мотив, чтобы выглядеть первым либо вторым, последствия для системы правосудия могут быть весьма существенными. Из-за того, что у большинства диссоциативных людей прогноз лучше, чем у пси­ хопатичных, интенсивная терапия с преступниками, у которых вы­ явлено диссоциативное расстройство идентичности, будет иметь значительную ценность в плане предотвращения преступлений. Клиницисты могут более оперативно разрешать диссоциацию, чем изменять антисоциальные паттерны; в условиях ограниченных ре­ сурсов люди, работающие в тюрьмах или в системе пробации, мо­ гут сосредоточиться на тех клиентах, которые наиболее восприим­ чивы к их помощи.

Заключение

В этой главе я обратилась к истории концепции диссоциации

ипсихологии людей с диссоциативной идентичностью. Что касает­ ся индивидуального развития диссоциации как ключевого процес­ са, я отметила конституциональный талант к самогипнозу, часто сосуществующий с высоким интеллектом, творческими способно­

490

Глава 15

стями и социофилией. Эти факторы могут предрасполагать чело­ века реагировать на травму с помощью незаметной для окружаю­ щих диссоциативной защиты. Я упомянула модель диссоциации BASK авторства Брауна (Braun, 1988) как альтернативу фрейдист­ ским концепциям защиты. Я рассказала об объектных отношениях диссоциативных людей в терминах дезорганизованной или избега­ ющей привязанности, которые развиваются в результате детской травмы отношений. Я описала Я человека с диссоциативной иден­ тичностью как не только фрагментированное, но также напол­ ненное парализующими страхами, стыдом и самообвиняющими установками. В то же время я заметила, как хорошо могут функ­ ционировать диссоциативные люди в своём в высшей степени компартментализованном стиле.

Яподчеркнула мощные реакции переноса и контрпереноса

сдиссоциативными пациентами, особенно когда они провоцируют развитие у терапевта фантазий спасения или чрезмерной вовлечён­ ности. Следствия этого диагноза для лечения включали акцент на взращивании ощущения базовой безопасности; обучении техникам самоуспокоения, самопомощи, заземления и стабилизации эмоцио­ нальной лабильности; развитии сотрудничества в терапевтических отношениях; и на способствовании возврату и осознанию диссоции­ рованных переживаний только после стабилизации состояния. В це­ лом я рекомендовала соблюдать постоянство со всеми личностями, быть «реальными» и тёплыми, в то же время строго придерживаясь профессиональных границ, анализировать патогенные убеждения, использовать вспомогательные техники, такие как гипноз и EMDR, и уважать потребность клиента иметь достаточно времени, чтобы справиться с терапевтическим процессом. Я дифференцировала дис­ социативную динамику с шизофреническими и биполярными пси­ хозами, с общими пограничными состояниями, а также с истериче­ ской и психопатической личностной организацией.

Дополнительная литература

Классическая работа Херман «Травма и выздоровление» («Trauma and recovery», Herman, 1992) и исследование травмированных де­ тей Терра (Тегг, 1992) имеют фундаментальное значение для понима­ ния феноменов, связанных с диссоциацией. Текст Патнэма (Putnam,

Диссоциативные состояния

491

1989) по-прежнему остаётся отправной точкой для любого, кто имеет дело с диссоциативными взрослыми, и его книга 1997 года распространяет его исследования на лечение детей и подрост­ ков. Особую ценность представляет обзор диагнозов хронической, комплексной диссоциации Р. Дж. Лёвенштайна (R. J. Loewenstein, 1991). Клафт и Файн (Kluft & Fine, 1993) опубликовали хорошо составленную книгу по лечению диссоциации. Для читателей, ин­ тегрирующих психоаналитические идеи с исследованиями и кли­ ническим опытом работы с диссоциацией, я рекомендую статью Клафта (Kluft, 2000), работы Айры Бреннера (Ira Brenner, 2001, 2004 и 2009), а также превосходную «отношенческую» работу Эли­ забет Хауэлл (Elizabeth Howell, 2005). Также в традиции психоло­ гии отношений убедительно пишут о работе с диссоциацией в кли­ ническом процессе Филип Бромберг (Philip Bromberg, 1998, 2010) и Доннел Стерн (Donnel Stern, 1997, 2009). Ричард Чефец (Richard Chefetz) планирует в ближайшее время опубликовать книгу о ра­ боте с диссоциативными пациентами, которая, по моим ожидани­ ям, будет представлять особую ценность для терапевтов.