Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

ности (D. Diamond, 2004; Main & Solomon, 1986), в которой объект привязанности также может быть источником страха и ярости, демон­ стрируя противоречивое поведение, например улыбку в ответ на из­ биение матерью. Один из подтипов дезорганизованно-дезориентиро- ванного стиля — дезорганизованно-контролирующий стиль, который возникает к возрасту шести лет у некоторых детей, испытывавших жестокое обращение (Hesse, Main, 1999), что созвучно данным дол­ госрочных наблюдений психопатической психологии.

Альтернативным вариантом происхождения характера, орга­ низованного вокруг фантазий всемогущества и антисоциального поведения, является такая личная история, в которой родители или другие важные фигуры глубоко вкладывались во всемогущество ре­ бёнка и раз за разом посылали сообщения о том, что жизнь не долж­ на ограничивать права человека, по своей сути имеющего право на доминирование. Такие родители, идентифицируясь с неповинове­ нием детей и отыгрывая собственную ненависть к фигурам власти, имеют склонность яростно реагировать, когда учителя, консультан­ ты или сотрудники правоохранительных органов пытаются уста­ навливать рамки поведения для их отпрыска. Как и любой тип лич­ ности, психопатия может быть «унаследована» в том смысле, что ребёнок имитирует защитные решения своих родителей. Когда ос­ новным источником характерологической психопатии является мо­ делирование родителей и подкрепление манипулятивного и «право­ мочного» поведения, прогноз, вероятно, лучше, чем когда состояние уходит корнями в хаос и пренебрежение. По крайней мере, ребёнок потворствующих, развращающих родителей преуспел в том, чтобы идентифицироваться хоть с кем-то, и имеет некоторую способность к присоединению. Возможно, такие семьи растят более здоровых лю­ дей с антисоциальными наклонностями, а травматическое прошлое порождает в большей степени болезненных людей, включая истин­ ных или первичных психопатов.

Психопатическое Я

Одним из биологических субстратов предрасположенности к пси­ хопатии является степень агрессии, которая затрудняет для ребён­ ка процессы успокоения, утешения и отзеркаливания. От рожде­ ния гиперактивные, требовательные, отвлекаемые и упрямые дети

Психопатические (антисоциальные) личности

233

требуют более активного, энергичного воспитания, чем тихие, лег­ ко успокаивающиеся малыши. Есть мнение, что им также требу­ ется намного больше прямого участия отцовской фигуры, чем по­ лучает большинство дошкольников в западных культурах (Cath, 1986; М. J. Diamond, 2007; McWilliams, 2005а; J. Shapiro, Diamond, Greenberg, 1995), и, вероятно, им будет полезно иметь дополни­ тельно других людей, которые о них будут заботиться. Я знаю очень агрессивных детей, которых явно было «слишком много» для одного родителя, но которые были способны сформировать прочную привязанность, если им предоставляли достаточно сти­ муляции и любящей дисциплины. Учитывая современные запад­ ные культурные представления о том, что одного родителя вполне достаточно, возможно, мы в этой части света растим больше психо­ патов, чем мир когда-либо видел.

Отбросив социологические гипотезы, следует признать, что если с первых дней жизни рассматривать ребёнка как проблемно­ го, как потенциального психопата, ему будет очень трудно поддер­ живать самооценку нормальным способом, чувствуя любовь и гор­ дость людей, которые о нём заботятся. Когда внешние объекты терпят неудачу, единственным объектом, в который имеет смысл эмоционально вкладываться, является Я и личная власть. Саморепрезентации могут быть поляризованы между желаемым состояни­ ем личного всемогущества и пугающим состоянием отчаянной сла­ бости. Агрессивные и садистские действия могут стабилизировать чувство Я психопатичного человека, сокращая неприятные состоя­ ния возбуждения и восстанавливая самооценку.

Дэвид Берковиц (David Berkowitz), серийный убийца, извест­ ный как «Сын Сэма», начал убивать женщин после того, как узнал, что его биологическая мать была скорее женщиной лёгкого пове­ дения, чем возвышенной фигурой, живущей в его воображении (Abrahamsen, 1985). Будучи усыновлённым, он привязал свою само­ оценку к фантазии о том, что у него есть настоящая «самая лучшая» мама, и, когда его иллюзия разбилась, он впал в ярость. Подобные связи между волной преступлений и неким ударом по идее величия были отмечены во многих сенсационных случаях, но наблюдение за манипулятивными людьми в обычной жизни предполагает, что этот паттерн не ограничен убийцами-психопатами. Любой, чьи самые возвышенные образы себя отражают нереалистичные идеи превос­ ходства и кто обнаруживает доказательства того, что он всего лишь

234

Глава 7

человек, может попытаться восстановить самооценку через демон­ страцию силы.

К тому же чем более хаотично окружение ребёнка и чем бо­ лее истощены или неадекватны заботящиеся о нём люди, тем более вероятно, что он не столкнется с чёткими ограничениями и ему не придётся отвечать за последствия своих импульсивных действий. С точки зрения теории социального научения, грандиозность у ре­ бёнка, это ожидаемый результат воспитания, в котором недостаточ­ но стабильной дисциплины. Наличие значительно большего ко­ личества энергии, чем у родителя, учит, что можно игнорировать потребности других людей, делать то, что хочется, и справиться с любыми нежелательными последствиями бегством, диссимуляцией, соблазнением или запугиванием других.

Ещё одна черта переживаний Я психопатичных пациентов, ко­ торая заслуживает упоминания, — это примитивная зависть, жела­ ние разрушить то, чего человек больше всего желает (Klein, 1957). Хотя антисоциальные люди редко высказывают зависть, многое в их поведении демонстрирует её. Вероятно, невозможно вырасти не­ способным к любви, не зная, что есть нечто, приносящее удоволь­ ствие и что ты этого лишён. Активное обесценивание и умаление всего, что относится к любви, нежности, ласке, характерно для всех антисоциальных людей; известно, что люди психотического диапа­ зона могут убить то, что кажется им привлекательным. Серийный убийца Тед Банди (Ted Bundy), например, описывал свою потреб­ ность убивать красивых молодых женщин (которые, как было от­ мечено другими, походили на его мать) как некий вид «овладения» ими (Michaud, Aynesworth, 1983). Убийцы, изображённые в рома­ не Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» (Truman Capote, «In cold blood», 1965), истребили счастливую семью «без всякого пово­ да», кроме, предположительно, того факта, что это была счастливая семья, всепоглощающую зависть к которой убийцы не могли вы­ держать.

Перенос и контрперенос с психопатичными пациентами

Базовый перенос психопатичного человека к терапевту является проекцией его внутреннего хищника, свидетельствует о том, что

Психопатические (антисоциальные) личности

235

клиницист намерен использовать пациента в собственных интере­ сах. Не обладая эмоциональным опытом любви и эмпатии, анти­ социальный пациент не имеет возможности понять великодушные аспекты интереса терапевта и будет стараться выявить «заинтере­ сованность» специалиста. Если пациент имеет основание считать, что терапевта можно использовать для реализации некоторого соб­ ственного замысла (например, чтобы предоставить хороший отчёт судье или инспектору по надзору за условно освобождёнными), он может быть сверхъестественно обаятельным, настолько, что не­ опытный специалист может на это клюнуть.

Обычным контрпереносом к склонности пациента использо­ вать терапевта или перехитрить его якобы эксплуататорский замы­ сел являются шок и сопротивление ощущению, что помогающая идентичность терапевта подвергается разрушению. Неопытный практик может поддаться искушению попытаться доказать свои благие намерения. Когда он терпит в этом неудачу, частыми реак­ циями на психопатичного человека становятся агрессия, презре­ ние и припадки морализаторства. Парадоксально, но эти «неэмпатичные» чувства в обычно сочувствующих людях должны быть поняты как вид эмпатии к психопатической психологии: клиент неспособен проявить заботу о терапевте, и терапевт обнаружива­ ет, что проявить заботу о клиенте ему практически так же сложно. Открытая ненависть со стороны пациента не редкость и не являет­ ся причиной для беспокойства, поскольку способность ненавидеть представляет собой вид привязанности (Bollas, 1987). Если чело­ век может выдержать переживание внутреннего холода и даже не­ нависти, он может получить неприятный, но полезный мимолёт­ ный взгляд на то, как это — быть психопатически организованной личностью.

Другие частые реакции контрпереноса являются скорее ком­ плементарными, а не конкордантными (Racker, 1968; см. главу 2) и главным образом включают страх особенно жуткого свойства. Люди, работающие с психопатами, часто говорят об их холодных, безжалостных глазах и проявляют беспокойство, что находятся у них «под каблуком» (Meloy, 1988). Нередко случаются дурные предчувствия. Опять же, важно, чтобы клиницист мог выдерживать эти неприятные реакции, а не пытался отрицать или компенсиро­ вать их чем-то, поскольку минимизировать угрозу, которую пред­ ставляет истинный психопат, очень неблагоразумно (как с точки

236

Глава 7